Таможенные органы и их основные задачи в рамках Таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть структуру таможенных органов РФ и изучить обеспечение их деятельности.
Для достижения цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрены понятие и статус таможенных органов;
Изучены функции и полномочия таможенных органов

Работа содержит 1 файл

Курсовая АРТЮХОВА ТЕМА Таможенные органы и обеспечение их деятельности.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

      Актуальность  темы. Темой данной курсовой работы является организация и деятельность таможенных органов РФ, отраслевая структура таможенного дела. Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими в России в последнем десятилетия прошлого столетия, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики. В силу этих перемен усложнились функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура. В своей работе я преследую цель описать нынешнее состояние таможенных органов, основные направления их деятельности и их организацию.

      Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

      В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  «открытой»,  а государственные границы «прозрачными» или во многих местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

      В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

     Совокупность  институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов  ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

     Целью курсовой работы является рассмотреть  структуру таможенных органов РФ и изучить обеспечение их деятельности.

     Для достижения цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены понятие и статус таможенных органов;
  2. Изучены функции и полномочия таможенных органов

    Структура курсовой работы соответствует ее цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Понятие и статус таможенных органов

1.1 Основные черты таможенных органов

 

     Таможенный  орган - это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

     Таможенными органами РФ являются государственные  органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Структура федеральных  органов исполнительной власти, предусмотренная  Указом Президента РФ от 14.08.1996 N 1177 (ред. от 29.11.2004) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" относит таможенные органы к числу исполнительной власти РФ, таможенные органы занимают в системе исполнительной власти специфическое место.

     Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.

     Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

     1. Будучи самостоятельной составной частью системы органов исполнительной власти РФ, таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти в РФ, они действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ.

     2. Таможенные органы обладают строго  определённой компетенцией в  области таможенного дела. Никакие  государственные органы кроме  Федерального Собрания, Президента  РФ и Правительства РФ, не вправе  принимать решения, затрагивающие  компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

     3. Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является распорядительной. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, право применения и правоохраны.

     4. Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ФТС России; таможенных постов – региональными таможенными управлениями. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждённых ФТС России.

     5. Правительство РФ устанавливает предельную численность центрального аппарата ФТС  России и фонд оплаты труда его работников. ФТС России утверждает: типовую структуру, типовую штатную численность типовую численность структурных подразделений и фонд оплаты труда региональных таможенных управлений и таможенных постов. Региональное таможенное управление вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных постов.

     Финансирование  таможенных органов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти РФ, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие соответствующие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и других кредитных учреждениях.

1.1 Система и функции таможенных органов

 

  

     Единую  систему таможенных органов России можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим1. При этом каждый орган в общей системе играет определенную роль, возложенную государством на таможенные органы в целом. 

Федеральная таможенная служба
Региональные таможенные управления
Таможни
Таможенные посты
 
Таможни центрального подчинения
 

     Рис. 1 – Структура таможенных органов  РФ

     В данную систему входят следующие  виды таможенных органов:

     1. Федеральная таможенная служба (ФТС);

     2. Региональные таможенные управления РФ;

     3. Таможни РФ;

     4. Таможенные посты РФ.

     По  территориальной деятельности система  таможенных органов подразделяется на два уровня. К первому относится ФТС России, осуществляющий свою деятельность на всей территории РФ, ко второму – все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона. Границы деятельности региональных таможенных органов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ и  административно – территориальных единиц.

     ФТС была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым была установлена новая структура Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

     Взаимоотношения в структуре таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинён только по вертикали  вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов.

     Возглавляет всю систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность ФТС России, она несёт ответственность за состояние деятельности таможенных органов РФ по выполнению возложенных на них законодательством задач и функций.

     Для таможенных органов как единой системы государственных органов, характерно:

     - Единство цели: осуществление единой таможенной политики;

     - Единство задач: эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и др.

     - Единство системы таможенных органов обусловлено общностью выполняемых функций. Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентации, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

     Таможенные органы:

     - Участвуют в разработке таможенной политики и реализуют её;

     - Обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

     - Обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;

     - Защищают экономические интересы РФ;

     - Применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

     - Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

     - Участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

     - Обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

     - Ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

     - Осуществляют и совершают таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

     - Ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

     - Ведут товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

     - Содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

Информация о работе Таможенные органы и их основные задачи в рамках Таможенного союза