Суверенитет народа и формы его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Право на суверенитет народа, содержит в себе, по крайней мере, две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Суверенитет народа как основа конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………..5
Понятие и виды суверенитета……………………………………………….5
Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ……………….6
Глава 2. Суверенитет народа (народовластие) и основные формы его осуществления…………………………………………………………………...9
2.1 Народ как носитель верховной власти в стране…………………………...9
2.2 Формы реализации народного суверенитета……………………………..10
2.3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве. Референдум и выборы…………………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Другой  формой непосредственной демократии являются выборы.В преамбуле Закона от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан РФ»  говорится «Демократические свободные  выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.9

     Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права».

     Этим  же законом в ст. 2 дается следующее  определение выборам «выборы  в Российской Федерации — выборы Президента РФ, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ».

     Выборы  в Российской Федерации осуществляются в соответствии с определенными  принципами.

     Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.10

     Всеобщим  признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

     Равное  избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие  граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности.

     Прямое  избирательное право означает, что  избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.

     Тайное  голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

     Демократизация  российской избирательной системы привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

     Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер. Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.11 
 
 
 
 

Заключение.

     В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то - ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

     Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

     В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

     Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той или иной территории.

     Выборное  представительство — важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.

     Непосредственная  демократия — форма непосредственного  волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается  в Конституции Российской Федерации  — являются референдум и свободные выборы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

    1. Нормативно –  правовые акты.

    1. Конституция (1993) Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг. 2008.
    2. Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1994.
    3. Федеральный Конституционный закон от 07.07.95 «О референдуме РФ».
    4. Федеральный закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».
  1. Научная и обзорная литература.
    1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. 2008.
    2. Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). - М.: Юристь. 2006.
    3. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998.
    4. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997.
    5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. СПб., 1999.
    6. Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов 1974.
    7. Козлов Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.
    8. Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1995.
    9. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права. Правоведение. 1998.
    10. Румянцев О. Г. Основы Конституционного строя России. М., 1994.
    11. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его реализации