Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:47, курсовая работа
Право на суверенитет народа, содержит в себе, по крайней мере, две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Суверенитет народа как основа конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………..5
Понятие и виды суверенитета……………………………………………….5
Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ……………….6
Глава 2. Суверенитет народа (народовластие) и основные формы его осуществления…………………………………………………………………...9
2.1 Народ как носитель верховной власти в стране…………………………...9
2.2 Формы реализации народного суверенитета……………………………..10
2.3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве. Референдум и выборы…………………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24
Частное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Курсовая работа
По дисциплине: Конституционное право
На тему:
“Суверенитет народа и формы его
реализации”.
Выполнила:
студентка 2 курса
Санкт –
Петербург 2009 год.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Суверенитет
народа как основа конституционного
строя Российской Федерации………………………………………………………
Глава 2. Суверенитет
народа (народовластие) и основные формы
его осуществления…………………………………
2.1 Народ как носитель верховной власти в стране…………………………...9
2.2 Формы реализации
народного суверенитета……………………
2.3. Конституционное
регулирование основных институтов прямого
(непосредственного) народовластия в Российском
государстве. Референдум и выборы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………24
Введение.
Вопрос суверенитета народа является актуальным, в связи с тем, что народ осуществляет высшую власть в государстве, как непосредственно, так и через своих представителей.
Как известно, федерация представляет союзное государство. Отличие федерации от конфедерации заключается в том, что в последней решения правительства или других центральных органов управления конфедерацией не обязательны для исполнения субъектами конфедерации; соответственно в федеративном государстве (которым пока считается Россия) решения федерального центра обязательны для исполнения субъектами федерации. Конституция РФ закрепляет положение о том, что договоры и Конституция являются актами правового регулирования. Так, например, договоров «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между субъектами федерации и центром на сегодняшний день заключено более 40 (т.е. более 50% субъектов).
Право
на суверенитет народа, содержит в
себе, по крайней мере, две сложные
проблемы: во-первых, кого считать народом,
и во-вторых, каковы пределы осуществления
этого права. Стоит отметить, что до
сих пор не существует чёткого определения,
что же такое народ. Под "народом"
понимается сообщество с единой историей,
языком, одинаковыми культурными характеристиками,
члены которого разделяют идею, что они
связаны друг с другом и что они отличаются
от других групп своим своеобразием. Современное
международное право целенаправленно
утверждает, что право на самоопределение
принадлежит народам, а не нациям, государствам
или меньшинствам. Полное совпадение народа,
нации и доминирующей групп населения
редко встречается в большинстве стран,
и любая попытка приблизиться к этому
влечет за собой риск массовых нарушения
прав человека и меньшинств. Суверенитет
неразрывно связан с правом народа на
самоопределение, в силу которого все
народы свободно определяют свой политический
статус, и осуществляют своё экономическое,
социальное и культурное развитие. Народ
не может быть лишён своих собственных
средств к существованию на основании
каких-либо прав, предъявляемых другими
государствами. Осуществление подобных
прав в полном объёме не обязательно означает
независимую государственность каждой
отдельной этнической группы. Цель у всех
этих стремлений одна: право людей определять
свои политические пристрастия, влиять
на процесс принятия затрагивающих их
интересы решений в месте проживания,
сохранять культурное, этническое, историческое
или территориальное своеобразие.
Глава 1. Суверенитет народа как основа конституционного строя Российской Федерации.
1.1 Понятие и виды суверенитета.
Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти.1 В науке конституционного права различаются несколько видов Суверенитета:
1) суверенитет государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.
2) суверенитет национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства.
3) суверенитет народный
- полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими
и политическими средствами для реального
участия в управлении делами общества
и государства. Народный суверенитет является
одним из принципов конституционного
строя во всех демократических государствах.
1.2 Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.
Процесс осуществления власти Российского народа необходимо требует гарантии его обеспечения.
В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.
К
социально-политическим гарантиям
прямого народовластия в
Под
специальными гарантиями народовластия
понимаются особые правовые средства,
обеспечивающие реальное осуществление
прямого народовластия в
Правовым средством выступают, прежде всего, правовые нормы, закрепляющие фактические институты народовластия. Когда говорится о гарантиях власти народа, то здесь необходимо иметь в виду то положение, что само непосредственное народовластие есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.
По Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:
1) собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия.
2) участвовать
в управлении делами
3) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4) обращаться
лично, а также направлять
5) получать информацию,
если она не является
6) объединяться,
создавать профессиональные
В
Федеральном законе "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" определяются
основные гарантии реализации гражданами
Российской Федерации конституционного
права на участие в референдуме Российской
Федерации, референдуме субъекта Российской
Федерации, местном референдуме, а также
права избирать и быть избранными в федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации, иные федеральные государственные
органы и государственные органы субъектов
Российской Федерации, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации, конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации
и избираемые непосредственно гражданами,
а также в органы местного самоуправления.
На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».
Конституционный
надзор представляет собой самостоятельную
форму правовой охраны Конституции.
Как правило, конституционный надзор
носит предварительный, консультативный
характер.3
Глава 2. Суверенитет народа (народовластие) и основные формы его осуществления.
2.1 Народ как носитель верховной власти в стране.
Принцип
народовластия характеризует
С
юридической точки зрения слово
«народ» отождествляется с
«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то - ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».4
Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
2.2 Формы реализации народного суверенитета.
Информация о работе Суверенитет народа и формы его реализации