Суверенитет народа и формы его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Право на суверенитет народа, содержит в себе, по крайней мере, две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Суверенитет народа как основа конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………..5
Понятие и виды суверенитета……………………………………………….5
Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ……………….6
Глава 2. Суверенитет народа (народовластие) и основные формы его осуществления…………………………………………………………………...9
2.1 Народ как носитель верховной власти в стране…………………………...9
2.2 Формы реализации народного суверенитета……………………………..10
2.3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве. Референдум и выборы…………………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Частное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Конституционное право

На тему: “Суверенитет народа и формы его  реализации”. 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса 
 

Санкт –  Петербург 2009 год. 
 
 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Суверенитет  народа как основа конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………..5

    1. Понятие и виды суверенитета……………………………………………….5
    2. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ……………….6

Глава 2.  Суверенитет  народа (народовластие) и основные формы  его осуществления…………………………………………………………………...9

2.1 Народ как  носитель верховной власти в  стране…………………………...9

2.2 Формы реализации  народного суверенитета……………………………..10

2.3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве. Референдум и выборы…………………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………24 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Вопрос  суверенитета народа является актуальным, в связи с тем, что народ  осуществляет высшую власть в государстве, как непосредственно, так и через  своих представителей.

      Как известно, федерация представляет союзное  государство. Отличие федерации от конфедерации заключается в том, что в последней решения правительства или других центральных органов управления конфедерацией не обязательны для исполнения субъектами конфедерации; соответственно в федеративном государстве (которым пока считается Россия) решения федерального центра обязательны для исполнения субъектами федерации.  Конституция РФ закрепляет положение о том, что договоры и Конституция являются актами правового регулирования. Так, например, договоров «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между субъектами федерации и центром на сегодняшний день заключено более 40 (т.е. более 50% субъектов).

      Право на суверенитет народа, содержит в  себе, по крайней мере, две сложные  проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права.  Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием. Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств. Суверенитет неразрывно связан с правом народа на самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами. Осуществление подобных прав в полном объёме не обязательно означает независимую государственность каждой отдельной этнической группы. Цель у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или территориальное своеобразие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Суверенитет народа как основа конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Понятие и виды  суверенитета.

     Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти.1 В науке конституционного права различаются несколько видов Суверенитета:

1) суверенитет государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

2) суверенитет национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства.

3) суверенитет народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. 
 

1.2 Конституционные  гарантии прямого  народовластия в  РФ.

     Процесс осуществления власти Российского  народа необходимо требует гарантии его обеспечения.

     В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

     К социально-политическим гарантиям  прямого народовластия в Российском государстве относится общественно-политический строй и роль Президента РФ (о чем говорит ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) в реализации власти народа. Все дело в том, что социально-политические гарантии власти народа сами по себе не могут в должной мере обеспечить эффективное осуществление народовластия и требуют специальных гарантий. Последние выступают как дополняющие объективные гарантии, они расширяют рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные гарантии в свою очередь действуют более непосредственно.2

     Под специальными гарантиями народовластия  понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление  прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует фактическое осуществление этой власти.

     Правовым  средством выступают, прежде всего, правовые нормы, закрепляющие фактические  институты народовластия. Когда  говорится о гарантиях власти народа, то здесь необходимо иметь  в виду то положение, что само непосредственное народовластие есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.

     По  Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

1) собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия. 

2) участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно так и  через своих представителей.

3) избирать и  быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

4) обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления.

5) получать информацию, если она не является государственной тайной.

6) объединяться, создавать профессиональные союзы  для защиты своих интересов

     В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления. 

     На  сегодняшний день существует лишь конституционный  контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом  РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

     Конституционный надзор представляет собой самостоятельную  форму правовой охраны Конституции. Как правило, конституционный надзор носит предварительный, консультативный  характер.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Суверенитет  народа (народовластие) и основные формы  его осуществления.

2.1 Народ как носитель  верховной власти  в стране.

     Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое  государство ( ст. 1 Конституции РФ ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

     С юридической точки зрения слово  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

     «Власть»  представляет собой возможность  распоряжаться или управлять  кем-либо и чем-либо, подчинять своей  воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

     В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

     Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то - ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».4

     Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

2.2 Формы реализации  народного суверенитета.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его реализации