Сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Содержание

1. Происхождение права
2. Сущность права
3. Формы (источники) права
4 .Применение норм права
5. Система права
6. Законность и правопорядок

Работа содержит 1 файл

Право (работа).doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Метод правового  регулирования, - это обусловленный  предметом способ воздействия права  на общественные отношения.

Методы правового  регулирования характеризуются  тремя обстоятельствами: 

а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;  
б) средствами их обеспечения (санкциями);  
в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. 

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный  метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права  выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права  включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа.Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции  РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет  норм международного права перед  внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового  характера, то должны применяться нормы  международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права. 

6. Законность и правопорядок.

      Законность  -  основа  нормальной   жизнедеятельности   цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая  своим  действием наиболее  важные  сферы  человеческого  общежития  (частную  и   публичную), законность   вносит   в   него соответствующую   гармонию,    обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

    О   законности  написано  очень  много  работ.  Существует  и  множество различных  определений  этого  явления.  Но  практически  в  каждом  из  них выделяется то главное, что и образует суть, основу  законности,  —  строгое, неуклонное  соблюдение,  исполнение  норм  права  участниками   общественных отношений.  Именно  это  присуще  законности  любого  исторического  периода независимо от условий места и времени.

    Как  устойчивое  явление  общественной  жизни,  законность  возникает   и формируется  в  условиях  цивилизованного  общества,  способного  обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной  мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода  частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить  равенство в  сфере  производства  материальных  благ,   поставить   производителей   в одинаково выгодные условия - главная задача  закона  правового  государства,

коим провозгласила  Россию Конституция Российской Федерации.

    Имущественное   же  неравенство  создается  не   юридическими   законами создается не юридическими законами, а  естественными  возможностями  каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное  положение людей  в  сфере  производства  материальных  и  духовных  ценностей,  нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

    В   обществе,  функционирующем  в   режиме  прочной  законности,  реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие  законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

    Законность - это строгое и полное  осуществление   предписаний  правовых законов и основанных  на  них  юридических  актов  всеми  субъектами  права. Законность - это  общественно-политический  режим,  состоящий  в  господстве права  и  закона  в  общественной   жизни,   неукоснительном   осуществлении предписаний  правовых  норм  всеми   участниками   общественных   отношений, последовательной борьбе  с  правонарушениями  и  произволом  в  деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

    Законность  характеризуется следующими основными  признаками:

    1. Важнейшей  чертой  законности  является  ее  всеобщность.  Требование соблюдать юридические нормы относится ко  всем,  кто  находится  в  пределах действия права.  Никто  не  может  уклоняться  от  выполнения  установлений, исходящих  от  государства,  точно  так  же,  как  и  государство  не  может уклониться от обеспечения и  защиты  законных  прав  личности.  Приоритетным субъектом   правового   регулирования   является   гражданин    государства.

Государство   обязано   создавать   наиболее   благоприятный    режим    для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

      Всеобщность,  как  необходимая  черта  законности,  в одинаковой  мере относится и к государству, и к гражданину.  Государство  ответственно  перед гражданами, а граждане - перед  государством.  Если  в  законах  государства выражаются действительные интересы  его  граждан,  то  правовые  предписания реализуются без принудительных мер  государственного  воздействия.  Конечно, государство посредством законодательной деятельности  не  может  учесть  всю гамму индивидуальных интересов, да и не  должно.  Однако  через  принятие  и реализацию  законов  оно  может  и  должно  предоставить   своим   гражданам возможность самостоятельно распоряжаться  собственными  благами  и  свободой деятельности.

      Обеспечение  всеобщности  соблюдения  правовых  предписаний  -   задача государства  и   его   органов.   Обладая   необходимыми   организационными, материальными и принудительными средствами, оно  призвано  надежно  охранять законные  права  и  интересы  граждан.  Сами  граждане  вне  государственно- правовых структур  не  могут  установить  режим  законности  в  общественной жизни.

      Чтобы  быть  творцом  и  “хранителем”  законности,  государство  должно осуществлять свои властные  функции  исключительно  на  основе  и  в  рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые  правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

      Всеобщность, как важнейший признак законности,  означает,  что  строгое осуществление   законодательных   предписаний   является   основным,   общим принципом   деятельности   всех   государственных   органов,   общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан .

2. Законность  неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

      Оценить состояние законности в стране можно  только на основании того, в какой   мере   законы   государства   отражают    объективные    потребности общественного  развития.  Если  издаваемые   государством   правовые   нормы закрепляют  и  охраняют  интересы  только  отдельных  лиц  или  определенных социальных  групп,  не  учитывая  общих  и  индивидуальных  интересов  всего населения  страны,  -  законность  отсутствует.  Если  правовые  нормы  лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но   не   гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует  многими примерами,  когда  государство  регламентировало  практически  все   стороны общественной  жизни,  но  такая  регламентация  осуществлялась   неправовыми законами, которые не  имели  ничего  общего   с  действительными  интересами собственных граждан.

      Итак,  нормативной  основой  законности   являются   правовые   законы, адекватно  отражающие  общие  и  индивидуальные  интересы  всех   участников общественных отношений.

3.  Понимаемая  как  метод  государственного  регулирования  обществом, законность  предполагает,  что   свои   функции   государство   осуществляет исключительно правовыми средствами -  путем  принятия  нормативных  актов  и обеспечения   их   неукоснительной   реализации.   А   поскольку    правовое регулирование  распространяется  на  различные  сферы  общественной   жизни, необходима достаточная полнота ее регдаментации.  При  этом  государство  не только   формально   закрепляет   правовые   нормы,   но   и    обеспечивает

(политическими,  организационными,  правовыми   средствами) их  реализацию  и защиту прав.

      В таком государстве недопустим произвол  должностных  лиц,  исключаются принятие  субъективных,  волюнтаристских   решений,   решение   политических вопросов  силовыми  методами.  Особое  место  в   деятельности   государства отводится законодательным и судебным органам.

      В  то  же  время  законность  есть  принцип  деятельности  государства. Государство,  все  его  органы,  организации  и  учреждения   сами   связаны правовыми  нормами,  действуют  в  их  рамках  и  во  имя   их   реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не  всякого,  а лишь демократического государства. Иначе  говоря,  законность  есть  антипод произвола и беззакония  и  прежде  всего  беззакония  самой  государственной власти,  произвола,  творимого  органами  государства  и  его   должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип  проявляется  в  правовом  государстве, обусловливая  его  сущность.  Такое  государство  можно  определить  и   как государство строжайшей законности.

      Вместе  с тем требование реализации права, неукоснительного  претворения правовых предписаний в  жизнь  не  формальное  требование,  не  самоцель,  а условие нормального функционирования  общества  и  государства,  обеспечения порядка, организованности и  дисциплины.  Благодаря  законности  в  обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной  и  общественной  свободы. Поэтому в широком социально-политическом  смысле  законность  можно  считать режимом общественно-политической жизни.

      Таким образом, режим законности  в  правовом  государстве  предполагает

Информация о работе Сущность права