Сущность права

Автор: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА………………………………………………….......... 5
1.1. Основные пути возникновения права…………………………………………….. 5
1.2. Основные теории происхождения права………………………………………….. 8
2. СУЩНОСТЬ ПРАВА……………………………………………………………….... 19
2.1. Понятие сущности права…………………………………………………………... 19
2.2. Основные современные учения о сущности права………………………………. 23
2.3. Понятие права в отечественной юридической науке…………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

сущность права.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

      Теория  насилия принадлежит к числу относительно  новых теорий  права. Идейные истоки  этой  теории  зародились  еще  в  эпоху  рабовладения.   Её представители считали, что право может возникнуть лишь в результате  насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

      Наиболее  характерные  черты  теории  насилия  изложены  в  работах  Е.Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг  считал,  что основой общественного   развития   являются   формы   политических   отношений,    а экономические явления - это следствие политических  актов.  Первоначальный фактор возникновения права следует искать  в  непосредственной  политической силе. Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его  утверждению,  подчиняет  себе  побежденное племя,  присваивает  землю   этого   племени,  а   затем   принуждает   его систематически работать на  себя,  платить дань  или подати,  устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.

      При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное,  локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление,  порождающее  не  только единство противостоящих друг другу «элементов» государства -  победителей  и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко  идущие социально- экономические последствия.

      Отвергать полностью теорию  насилия  нельзя  не  только  из  формальных соображений, но и на основании исторического  опыта,  который  подтверждает, что  завоевание   одних   народов   другими   являлось   реальным   фактором существования  государственности исторически длительное  время (например, Золотая Орда).  В более позднее время непосредственное  насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США.  Ясно,  что эти реальные факты исторической  действительности  лишь  частично  подтверждают истинность  теории  насилия,  но  не  позволяют  игнорировать   ее   научные положения.

      Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л.Петражитский 14 (1867 - 1931 гг.).

      Суть  данной теории состоит в  утверждении  психологической потребности человека жить  в  рамках  организованного  сообщества,  а  также  в  чувстве необходимости   коллективного   взаимодействия.   Говоря   о    естественных потребностях   общества   в    определенной    организации,    представители психологической теории считают, что  право  есть  следствие психологических закономерностей развития человека.

      Суть  психологической  теории  заключается  в  том,  что  она  пытается объяснить  возникновение правовых явлений  и власти  особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

      Какие это переживания и потребности?  Это  потребность  властвования  у одних  и  потребность  подчинения  у  других.  Это  осознание  необходимости потребность  повиновения  определённым  лицами   в   обществе.   Потребность следовать их указаниям.

      Психологическая теория права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

      В своих работах по теории государства  и права Петражицкий подразделяет право на  автономное  (или  интуитивное)  и  на  позитивное  (гетерономное).

      Автономное  право образует переживания,  исполняющиеся  по  зову  внутреннего «голоса» совести.  Позитивное  правовое  представление  имеет  место  тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

      По  Петражицкому, право выполняет  распределительную  и организационную общественные функции.  Содержание  распределительной  функции  выражается  в том, что  правовая  психика  наделяет  граждан  материальными  и  идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести,  свободой  слова  и другими.  Организационная функция права состоит в наделении   субъектов властными полномочиями.

      Несмотря  на  известную  теоретическую  сложность  и  «замкнутость»  на психологической  стороне  правовых  явлений   общественной   жизни,   многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том  числе  и  созданный  им понятийный аппарат, восприняты и довольно  широко  используются  современной теорией государства и права.

      Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения,  когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения  в  силу  у  прирожденных  качеств   на   две   породы   людей  - рабовладельцев и рабов.

      Наибольшее  развитие и распространение расовая  теория права  получила  в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской  политики  и идеологии.

      Содержание  расовой теории составляли развиваемые  тезисы о физической  и психологической  неравноценности  человеческих  рас.  Положения  о решающем влиянии  расовых  различий   на   истории,   культуру, государственный   и общественный строй. О делении людей на высшую  и низшую  расы.  Из  которых  первые  являются  создателями  цивилизации  и  призванная  господствовать  в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже  и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел -  слепое  и  беспрекословное повиновение.  С   помощью   государства   и   права   высшие   расы   должны господствовать над низшими.

      Один  из основателей расовой теории француз  Ж.  Гобино  (1816-1882  гг.) объявлял арийцев «высшей расой»,  призванной  господствовать  над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю  заново  как  историю  борьбы  арийской  расы  с   другими   расами. Носительницей духа высшей  арийской  расы  объявлялась  Германия.  К  низшим расам относились семиты, славяне и другие.

      На  расовой основе создавалась  особая  система  ценности  «души  расы», «чистоты крови», «вождя нации»  и  т.  п.  Высшей  цели  арийца  объявлялось сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных  войн,  -  писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ», - а из-за  потери  сопротивляемости...  Все,  что  не является полноценной расой на земле - плевелы».

      Важным  средством  решения  всех  важнейших  государственно-правовых  и божественных проблем объявлялась война.  Для  их  оправдания использовались положения,  высказанные  известным  немецким  философом  Ф.  Ницше  (1844  - 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость,  как  раб  для общества», «любите мир как средство к новым войнам».

      Исторически   расовая   теория   изжила   себя   и    была    полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.  Она  не  используется  больше как официальная  или  даже  полуофициальная  идеология.  Но  как  «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и  в  настоящее время.

      Материалистическая (классовая) теория.

      Суть  теории  заключается  в  том,  что  государство  явилось  на  смену родоплеменной организации, а право - обычаям. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

      Классовость и экономическая обусловленность  права  является важнейшим принципиальным положением марксистской  теории.  Основным  содержанием  этой теории  является  представление  о  том,  что   право является   продуктом классового   общества;   выражением   и   закреплением   воли   экономически господствующего класса. При данных  отношениях  «господствующие  индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей  воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в  виде  закона».  То  есть, возникновение и существование права объясняется  необходимостью  закрепления воли экономически господствующего  класса  в  виде  законов  и  нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право  есть лишь возведенная в закон воля».

      Впоследствии  положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод,  что  в  обществе, где отсутствуют антагонистические  классы,  в  праве  выражается  воля  всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

      Право полностью только тогда, когда общество  осуществит  правило:  «от каждого  по  способности,  каждому  по  потребностям»,  то  есть  когда  люди настолько  привыкнут  к  соблюдением  основных  правил  общежития,  что  они добровольно будут трудиться по способностям.

      Материалистическая  теория  ограничивает  жизнь   права   историческими рамками  классового  общества.  Она  считает,  что   право   -   исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на  определенном этапе его  развития.  С  исчезновением  классов,  оно   утратит   полностью   свою социальную ценность. Маркситско -  ленинская  теория  утверждает,  в  полной мере определяемое его волей.

      Заслугой  марксизма  являются  постулаты  о  том,  что  право   -   это необходимый   инструмент   обеспечения   экономической   свободы   индивида, являющийся   «беспристрастным»   регулятором   отношений   производства    и потребления. Его нравственные  основы  в  цивилизованном  мире  учитывают  и реализуют  объективные   потребности   общественного   развития   в   рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

        Представители других концепций  и  теорий  происхождения   права считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так  как  они не учитывают  психологических,  биологический,  нравственных,  этнический  и других  факторов, обусловивших  формирование   общества   и   возникновение государства.  Тем   не   менее,   считает   Шершеневич,   огромная   заслуга экономического материализма состоит в  доказательстве  выдающегося  значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно  увязать «даже высокие и благородные чувства человека  с  материальной  стороной  его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, -  экономический материализм  представляет  одну  из  самых  крупных  гипотез  в  учении   об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений»15.

      Существуют  и другие точки зрения на происхождение  права. Однако все они отражали мнения конкретных ученых, мыслителей, живших в определенные исторические эпохи  в различных государствах и выражавших интересы определенных слоев и классов общества. Поэтому их взгляды были достаточно узкими, не раскрывали всего спектра социального процесса формирования права, который включал в себя социальный состав общества, уровень развития экономики, культуры, политических отношений, распределение произведенной продукции между членами общества, религиозные взгляды и учения, общественное сознание, идеологию, исторические особенности и национальные традиции. Поэтому, для того, чтобы понять действительное происхождение права, необходимо исследовать эти реальные обстоятельства.

 

2. СУЩНОСТЬ ПРАВА

2.1. Понятие сущности права 

      Вопрос  о том, что есть право, в чем  его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринга – защищенный интерес, для Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма - право есть веление, приказ государства и т.д.

      Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

      Действительно, мы уже убедились, что проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей, как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природе права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность? Известно, чтo сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи л отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

      Регулятивная  природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю».

Информация о работе Сущность права