Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..14
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...17
Заключение…………………………………………………..20
Список литературы……………………
С территориальной
организацией населения сопряжено
не только возникновение государства,
но и начало складывания отдельных
стран. А потому с этих позиций
понятия «государство» и «
От негосударственных
организаций государство
Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала
и в догосударственном
Олицетворенная
в государственных органах и
учреждениях, публичная власть становится
государственной властью, т.е. той
реальной силой, которое обеспечивает
государственное принуждение, насилие.
Решающая роль в реализации принуждения
принадлежит отрядам
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Самостоятельность
и независимость
В Советском
Союзе и бывших социалистических
государствах государственная власть
не была верховной, ни самостоятельной,
ни независимой, ибо выше нее была
власть партийная. Государство проводило
в жизнь партийные директивы,
было исполнительным инструментом правящей
партии. Все это ослабляло
Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
Суверенитет государства и суверенитет нации.
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Государственный
суверенитет – «независимость государственной
власти от всякой иной власти внутри страны
и вне ее, выраженная в ее исключительном,
монопольном праве
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:
в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
в наличии
специальных средств
Верховенство
государственной власти вовсе не
исключает ее взаимодействия с негосударственными
политическими организациями
Государственная
власть расположена на высшей ступени
иерархии управляющих в данном обществе
подсистем, независима от них. Она несовместима
с существованием другой такой же
власти в стране. Две суверенные
власти не могут одновременно, бок
о бок, функционировать в одном
и там же государстве. Существования
«двоевластия» в некоторые
Государственный суверенитет – это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю
сторону – исключительное, монопольное
право на законодательство, на
управление и юрисдикцию
внешнюю сторону
– самостоятельность и
В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований»26. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики»27.
В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ распространяется на всю территорию»28.
В ней есть
также положение о том, что
«РФ обладает суверенном правом и
осуществляет юрисдикцию на континентальном
шельфе и в исключительной зоне РФ
в порядке, определяемом федеральным
законом и нормами
В суверенитете
государство находит свое политическое
и юридическое выражение
Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу»30. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»31. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Заключение.
Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Однако из
основных закономерностей эволюции
государства заключается в том,
что по мере совершенствования цивилизации
и развитие демократии оно превращается
из примитивного, «варварского» образования
принудительно-репрессивного
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника»32. Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.
Под воздействием
научно-технической революции