Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..14
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...17
Заключение…………………………………………………..20
Список литературы……………………
Сделаем один
общий важный вывод. Изложенная выше
концепция происхождения
Ранее в вульгаризированной
и догматизированной
В свое время
Ф. Энгельс «указал на две пути
образования политически
Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.
Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую природу первичного государства определять как рабовладельческое по своей социально-экономической сущности?
Во-первых, исторические
данные свидетельствует, что общинников-земледельцев
– основную социальную и производительную
силу раннеклассовых обществ – нельзя
приравнивать к рабам. Их зависимость
не была ни рабством, ни крепостничеством.
Многие ученые определяют эту форму
зависимости как такую, когда
земледелец имеет дело непосредственно
с государством, применяющим свою
неограниченную власть для организации
и использования экономики
Во-вторых, примером
возникновения
Таким образом,
рабовладельческое государство, характерное
для определенного этапа
Итак, не рабовладельческое
государство было тем типичным государством,
которое пришло на смену социальной
организации первобытно-
Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства. Государства же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовали сотни лет.
Итак, государство
не имеет вечной природы, оно не существовало
в первобытном обществе, появилось
лишь на финальном этапе развития
общества в силу вполне ясных причин,
связанных с новыми организационно-трудовыми
формами существования и
И не рабовладельческое,
а раннеклассовое государство с
последующим развитием в
И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоятельное место в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства – это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная форма новой социальной организации человечества.
В отличие
от социальной организации первобытно-
В современной
теории государства выдвигается
и концепция первичных, вторичных,
третичных государств. Ее суть в
том, что первичное государство
складывается там, где существовали
условия для сравнительно быстрого
роста общественного
В таких зонах
складывались центры классообразования
и государственного образования, в
дальнейшем распространявшие свое влияния,
а с ним и отношения
Процесс появления
государственности в жизни тех
или иных народов нельзя считать
прямолинейным, знает он и возвратные
движения, подвержен различным
Таким, образом, географический фактор играл определяющую роль не этапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящей экономике необходимо было прежде всего наличие подходящих растений и животных, а также климатических и других природных условий.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовым предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Теории о
происхождении государства
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»»8. В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизм посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждало преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Патернализм,
вождизм порождает и
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
Патриархальную
теорию критиковали многие и в
разное время. В частности, еще Дж.
Локк писал, что вместо научного подхода
мы находим в ее положениях «детские
побасенки». Ее называли «доктриной прописей»,
антинаучной биологизацией
Теория договорного
происхождения государства
Сторонники
названной теории исходили из того,
что государству предшествует естественное
состояние, которое оно характеризовали
по-разному. Для Руссо, например, люди
в естественном состоянии обладают
прирожденными правами и
Теория договорного
происхождения государства не отвечает
на вопросы, где, когда и каким
образом состоялся общественный
договор, кто был его участником
или свидетелем. Нет, похоже, и исторических
доказательств, которые бы дали на них
ответ. Словом, данная теория страдает
антиисторизмом, но это не лишает ее
научной ценности. Она впервые
показала, что государство возникает
как результат сознательной и
целенаправленной деятельности людей.
Это фактически первый созданный
людьми общественно-политический институт,
оказывавший и оказывающий