Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:14, курсовая работа
Основной целью данной курсовой является выяснить - справедливо ли считать судебный прецедент источником права, а также выяснить, какое место ему отведено в российской правовой практике. Обозначив цели нельзя не сказать о задачах. Основной задачей является раскрытие понятия «судебный прецедент» и выяснение его особенностей, а также история его развития на примере России и зарубежных стран. Выяснить какие виды судебного прецедента существуют в России, и какова в целом перспектива развития данной отрасли права.
Введение 3
Глава 1. Понятие судебного прецедента 5
§1 История развития судебного прецедента в Англии 7
§2История развития судебного прецедента в России 10
Глава 2. Виды судебных прецедентов в России 15
§1 Решения судов по конкретным делам 15
§2 Разъяснения Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ 16
§3 Решения Конституционного Суда РФ 19
Глава 3. Перспективы развития судебного прецедента в России 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
В основу официальной концепции советского права был заложен тезис, а точнее, аксиома, согласно которой социалистическое право вообще, а советское в частности, не могло рассматривать судебный прецедент в качестве источника права, поскольку это ассоциировалось: а) с разрушением социалистической законности, понимаемой лишь как строгое и неуклонное соблюдение законов и других законодательных актов; б) с возможным судебным произволом в процессе одновременного выполнения правотворческих и правоприменительных функций; и в) с подрывом или же, по меньшей мере, с ослаблением правотворческой деятельности законодательных органов.
Социалистические государства,
отмечалось в связи с этим во многих
отечественных источниках советского
периода, «не знают такого источника
права, как судебный прецедент, который
ведет к отступлениям от начал
законности и подрывает роль представительных
органов государства в
Изменилось ли отношение к прецеденту как источнику российского права в современный, постсоветский период? Несомненно, изменилось. И причем настолько, что можно даже говорить о радикальном изменении в этом направлении. Речь при этом, разумеется, не идет об изменении официальной государственно-правовой доктрины и об официальном признании и правовом закреплении прецедента как источника российского права. Официальное, формально-юридическое отношение к нему остается пока еще прежним. Прецедент по-прежнему формально не признается в качестве источника российского права. Под «радикальностью» изменения отношения к прецеденту в постсоветский период имеется в виду, во-первых, резкое расширение сферы применения судебной практики в России с начала 90-х гг., со времени создания Конституционного Суда.14 А во-вторых, в значительной мере как следствие первого, заметное изменение отношения к прецеденту отечественных исследователей, юристов-ученых и практиков в сторону признания его в качестве одного из источников российского права. Прецедент, как справедливо отмечалось в отечественной литературе, все более заметно и настойчиво «пробивает себе дорогу в российский правовой системе»15 . И, несмотря на то, что вопрос о нем как в теоретическом плане, так и в практическом отношении остается все еще дискуссионным, тем не менее углубление в известной мере связи между судом и законом в сторону расширения сферы судейского усмотрения становится вполне очевидным. Отмечая возрастающую тенденцию, направленную на признание прецедента как источника российского права, многие авторы не без оснований указывают на то, что такое признание, несомненно, будет способствовать обогащению как теории источников, так и самого российского права. Кроме того, оно будет содействовать восполнению пробелов в праве, в нормативно-правовом регулировании. Ибо, как резонно отмечается в литературе, нельзя же требовать от законодателя, чтобы он «охватил в нормах законов все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни».16 Их рассмотрением занимаются, восполняя при этом пробелы в праве, только суды.
Что касается принципиального отношения
к судебному нормотворчеству, то
сегодня можно сказать, что произошел
перелом - оно постепенно получает признание.
Говорится, что право на создание
правовых норм вытекает из самостоятельности
судебной власти, а также из задач
суда по защите прав и свобод граждан.
Подобные идеи обосновываются ссылками
на некоторые положения
Все же на современном этапе, необходимо констатировать наличие и неизбежность судебного нормотворчества, хотя бы постольку, поскольку существует немало сложных правовых проблем, не имеющих четкого и недвусмысленного законодательного решения и требующих выбора какого-либо одного варианта решения из числа возможных, - в этом прежде всего и заключается правотворческая задача судов, сопровождающая применение законов.
В России традиционно не было и нет прецедента в его англо-американском понимании, подразумевающем создание определенными (высшими) судами страны в ходе конкретного дела новых норм права и обязанность остальных судов следовать этому правилу. Но сегодня звучат предложения придать решениям Верховного, Высшего Арбитражного Судов обязательную для нижестоящих судов силу при разрешении аналогичных дел (т. е. придать им прецедентный характер в собственном смысле слова).
Говорится и о признании нормообразующей роли судебной практики в том смысле, как это понимается в континентальной правовой семье: право любых судов создавать правовые нормы (в основном конкретизирующие), которые при многократном и единообразном применении становятся своеобразным правовым обычаем. При этом ведущую роль, конечно, выполняют высшие судебные инстанции страны.
Однако, стоит сказать что решения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ нецелесообразно наделять обязательной юридической силой для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел. В то же время суды (общей юрисдикции и арбитражные) должны обладать правом нормотворчества (в форме «судебной практики»).
§2 Разъяснения Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ
Общие разъяснения вопросов применения законодательства, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, имеют важнейшее значение для обеспечения единообразия судебной практики. При этом разъяснения по большей части не просто комментируют законодательство, «расшифровывают» его лаконичные предписания, а решают действительно сложные вопросы его понимания. Не секрет, что законодательство имеет массу пробелов, неясностей, противоречий. Именно на их устранение в основном направлена праворазъяснительная деятельность высших судов страны. И конечно, невозможно избежать создания новых правовых норм.
При этом сегодня остается неясным главный вопрос - о юридическом значении таких разъяснений. Во-первых, в Конституции РФ говорится о «разъяснениях», тогда как ранее говорилось о «руководящих разъяснениях». Во-вторых, принятый после Конституции РФ Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» не содержит норм о том, являются ли разъяснения обязательными (п. 5 ст. 19, п. 5 ст. 23). В то же время в Законе «О судоустройстве в РСФСР» 1981 г. (который действует в части, не противоречащей указанным актам) закреплено правило об обязательности постановлений Пленума Верховного Суда. В этой связи возникает вопрос, согласуется ли с новой российской Конституцией и законодательством правило об обязательности разъяснений Верховного Суда РФ. Несколько иная ситуация с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ. Принятый после Конституции РФ 1993 г. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» закрепил, что постановления, издаваемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам его ведения, обязательны для арбитражных судов в РФ, следовательно, обязательны и праворазъяснительные постановления (ст. 13 Закона). Аналогичное правило об обязательности разъяснений Пленума Верховного Суда РФ содержится и в проекте Федерального закона «О Верховном Суде РФ», внесенном Верховным Судом в Государственную Думу.
Очевидно, что вопрос об обязательности
разъяснений должен решаться единообразно,
одинаково для обеих высших судебных
инстанций страны. Это, однако, не означает,
что решение должно быть именно таким,
какое существует в настоящее
время применительно к Высшему
Арбитражному Суду РФ. Надо сказать, что
приведенные положения
Различные ученые и практики относятся к обязательности разъяснений диаметрально противоположно: одни полагают, что разъяснения должны быть и по-прежнему являются обязательными, другие - что разъяснения должны носить и на новом этапе носят лишь рекомендательный характер.
Более целесообразным представляется
лишить разъяснения обязательной юридической
силы. Считается, что этого требуют
новые правовые условия организации
власти в стране, прежде всего принцип
разделения властей и принцип
независимости судей. Наличие разъяснений
как формы руководства судами,
средства выработки единой судебной
политики, безусловно, необходимо, особенно
в условиях формирования и развития
судейского права. Однако обязательность
разъяснений (в случае воплощения в
них новых нормативных правил)
превращает их из актов руководства
судами в нормативные правовые акты.
Соответственно дача таких разъяснений
представляет собой правотворчество
путем издания подзаконных
Что касается разъяснений по вопросам
судебной практики, которые Пленум
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации в форме