Судебная власть в системе управления зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение судебной власти в системе управления зарубежных стран.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, виды, признаки, роль и функции судебной власти ……….4
2. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран ………...5
2.1. Состав судебных служащих ……………………………………...5
2.2. Системы судебных органов ………………………………………8
3. Конституционные принципы правосудия ……………………………9
4. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению
судебной власти ………………………………………………………10
5. Виды судебного процесса ……………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

ОЗУ реферат.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

Особое место занимают конституционные  суды, а также суды, рассматривающие  вопросы конституционной ответственности  высших должностных лиц (например, Высокий  суд правосудия во Франции, Государственный  трибунал в Польше). В некоторых  странах действуют церковные  суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также  наказания на прихожан (покаяние, отлучение  от церкви). Конституции запрещают  создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов  такие суды обычно создаются.

 

 

Заключение

Таким образом, судебная власть – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Роль этой ветви власти заключается  в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего, в конституциях и других законах, а так же защищать права и свободы граждан.

Основными функциями является: осуществление правосудия; судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения; толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной правосубъектности лиц и организаций и др.

В актах конституционного права  упоминаются различные органы и  должностные лица, содействующие  осуществлению судебной власти, одна из задач которых (иногда не главная) состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители.

Так же существует несколько  видов судебных органов. К ним  относятся: органы досудебного разбирательства, суды общей юрисдикции, специальные суды, административные суды и суды обычного права.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Апарова Т.В. Конституционное регулирование организации и деятельности судов: зарубежная практика // Журнал российского права. 1998, № 6.
  2. Баглая М.В. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая,  д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004.
  3. Рустамов Х.У., Безнасюк А.С. Судебная власть. - М., Закон и право, 2002.
  4. Сизько И.А., Чепурнова Н.М.  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:  Учебно-практическое пособие. — М.: МЭ-СИ, 2007.
  5. Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991.
  6. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2003.

 

То, о чем буду рассказывать на защите

 

Судебная власть — это  одна из трех ветвей публичной власти, власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в системе политической власти, в отличие от законодательной  и исполнительной характеризуется  децентрализацией: она осуществляется комплексом судов от низовых до центральных. Совокупность всех судов данного  государства называется юстицией, а  совокупность вопросов их компетенции  — юрисдикцией (впрочем, существуют и другие ходы к определению этих понятий). Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального  права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими установлению истины по каждому конкретному делу. Таким образом, роль судебной власти в демократическом обществе, состоит  в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании.

Конституционные принципы судебной власти - это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. В конституциях демократических государств они имеют много общего. Названные принципы условно можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов, иначе говоря - на принципы судоустройства и судопроизводства.

К числу важнейших принципов  судоустройства относятся:

Первое, это независимость  судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в суде отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается участием граждан, не являющихся профессиональными судьями. Народные заседатели избираются населением, а присяжные отбираются, как правило, самими судами. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обычно действует апелляционный порядок обжалования по второй инстанции и кассационный — по третьей. 

Вторая группа принципов  судебной системы — это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, или принципы судопроизводства. К их числу относятся:

1. Гласность судебного  разбирательства, означающая, что  все дела должны слушаться  открыто: в присутствии публики,  доступ которой на заседания  судов должен быть свободным.  Лишь по специальному постановлению  суда на основаниях, указанных  в законе, может быть проведено  закрытое судебное слушание. Этот  принцип направлен на предотвращение  произвола и коррупции судебной  власти.

2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался прежде всего на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение должно приниматься в соответствии с законом.

3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопустимость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.

Состязательность и равноправие  сторон, то есть обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.

Понятие и виды судебных систем в зарубежных странах. Квазисудебные органы.

Конституции, как правило, устанавливают лишь основы судебной системы. Все ее звенья определяются законами данного государства. В разных государствах структура судебной системы неодинакова. Ее особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в той или иной стране, формы ее территориального устройства, исторических традиций и т.д. Общей чертой организации современных судебных систем является то, что в каждой стране существует, как правило, несколько видов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции, например конституционной, административной, финансовой и т.д. При этом в странах с англосаксонской правовой системой верховный суд является не только высшим судом общей юрисдикции, но и последней инстанцией для всех судов специальной юрисдикции. В европейских и некоторых других странах различные звенья судебной системы самостоятельны: суды общей юрисдикции, а также судебные и (или) квазисудебные органы конституционной, административной, финансовой, иной специальной юрисдикции имеют собственные высшие суды.

Теоретическое и законодательное  понимание судебной системы и  судебной власти во многих странах  охватывает не только собственно суды, но и органы и учреждения, содействующие  судебной власти: органы судейского сообщества, расследования, прокуратуру, адвокатуру. Вместе с тем органы конституционной административной юрисдикции, а также государственные органы, существующие в ряде стран для осуществления правосудия над высшими должностными лицами, не включены в некоторых конституциях судебные системы.

Судьи и присяжные (народные) заседатели в зарубежных странах. Обвинение и защита, судебное следствие.

В обобщенном виде система  судов юрисдикции включает следующие  звенья:

первичное звено: мировые  судьи, рассматривающие мелкие споры;

основное звено: окружные суды, районные суды и т.п., рассматривающие  большую часть правовых споров по первой инстанции.

Срок полномочий судей  является достаточно длительным. Он составляет, например, в Венгрии, Румынии, Франции  девять лет, в Португалии, Марокко - шесть лет. Следует обратить внимание на то, что конституции обычно устанавливают срок полномочий именно судей, а не органов конституционного контроля в целом. При этом, правда, некоторые конституции предусматривают, что состав органа конституционного контроля обновляется постепенно, например в Болгарии на каждые три года.

 

1 Сизько И.А., Чепурнова Н.М.  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:  Учебно-практическое пособие. — М.: МЭ-СИ, 2007. с. 140

2 Сизько И.А., Чепурнова Н.М.  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:  Учебно-практическое пособие. — М.: МЭ-СИ, 2007. с. 144

3 Апарова Т.В. Конституционное регулирование организации и деятельности судов: зарубежная практика // Журнал российского права. 1998, № 6. С. 17.

4 Рустамов Х.У., Безнасюк А.С. Судебная власть. - М., Закон и право, 2002. с. 171

6 Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая,  д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004. с. 331

7 Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991. С. 17–18.

8 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2003.

 


Информация о работе Судебная власть в системе управления зарубежных стран