Судебная власть в системе управления зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение судебной власти в системе управления зарубежных стран.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, виды, признаки, роль и функции судебной власти ……….4
2. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран ………...5
2.1. Состав судебных служащих ……………………………………...5
2.2. Системы судебных органов ………………………………………8
3. Конституционные принципы правосудия ……………………………9
4. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению
судебной власти ………………………………………………………10
5. Виды судебного процесса ……………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

ОЗУ реферат.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Судебная власть в системе управления зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Понятие, виды, признаки, роль и функции судебной власти ……….4
  2. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран ………...5

2.1. Состав судебных служащих  ……………………………………...5

2.2. Системы судебных органов  ………………………………………8

  1. Конституционные принципы правосудия ……………………………9
  2. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению

судебной власти ………………………………………………………10

  1. Виды судебного процесса ……………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………...14

Список использованной литературы ………………………………………..15

 

 

 

Введение

Обеспечение надлежащего применения права, в том числе разрешение конфликтов на основе действующего права  представляет собой одну из важнейших  сторон деятельности государства. Постепенно в течение исторически длительного  времени судебные институты обособились  и составили самостоятельную  систему государственных органов. В современном демократическом  государстве обеспечение независимости  суда рассматривается как первоочередная задача нормального функционирования как судебной системы, так и всей системы государственных органов  в целом.

В самом широком смысле к органам  правосудия или юстиции следует  отнести суды, прокуратуру, адвокатуру, следственный аппарат и др. учреждения. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. От других органов, судебные отличаются по своему существу. На правосудие возложена задача решения возникающих  в обществе споров о праве, включая  правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях.

Основополагающие начала правосудия, определяющие отношения гражданина и судебной власти, фокусируются в  конституционном принципе, согласно которому каждый гражданин имеет  право на судебную защиту своих интересов. Право гражданина корреспондирует  обязанность государства обеспечить ему судебную защиту. Это важный элемент правовой государственности.

Идея осуществления правосудия независимым и беспристрастным  судом, зародившаяся в древности, является одним из краеугольных камней, составляющих фундамент демократического правового  государства, в котором права  человека составляют основу закона государства, в котором всегда можно найти  защиту от произвола. Поэтому независимость  суда и судей – «стражей права» – по-прежнему актуальна. Конечно, в странах развитой демократии проблем меньше, а в государствах, которые только начинают свой путь к состоянию «связанности правом», - значительно больше. 

Целью данной работы является изучение судебной власти в системе управления зарубежных стран.

Для исследования данной цели поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть понятие судебной власти
    2. выявить роль, признаки и функции судебной власти
    3. определить судебные системы зарубежных стран
    4. рассмотреть виды судебного процесса

 

 

 

 

 

  1. Понятие, признаки, роль и функции судебной власти

 

Судебная власть — это одна из трех ветвей публичной власти, власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в системе политической власти, в отличие от законодательной  и исполнительной характеризуется  децентрализацией: она осуществляется комплексом судов от низовых до центральных. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции — юрисдикцией (впрочем, существуют и другие ходы к определению этих понятий). Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими установлению истины по каждому конкретному делу. Таким образом, роль судебной власти состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании.

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Признаки судебной власти:

    • исключительность (правосудие не может осуществляться никаким другим органом кроме суда ни при каких условиях);
    • особый статус должностных лиц – судей (повышенные требования к кандидатам на судейские должности, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей);
    • носит конкретный характер (рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе);
    • осуществляется в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом; большое значение придает правосознанию, внутреннему убеждению судей, сложившемуся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела;
    • принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии (единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями судебной процедуры (коллегия может состоять из профессиональных судей, или из одного или нескольких судей и 6-9-12-24 присяжных заседателей)1;
    • ее реализация – приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску – представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах;
    • особая система контроля за судебной деятельностью (исключение чьего-либо вмешательства в отправление правосудия и в оценку решений суда).

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего, в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах — указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

Суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть: лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений – неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Функции судебной власти:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;
  • толкование правовых норм;
  • официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;
  • ограничение конституционной и иной правосубъектности лиц и организаций и др.

 

 

  1. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран
    1. Состав судебных служащих

 

Судебные учреждения могут включать различных государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д. Судьи, прокуроры, судебные следователи обобщенно  во многих странах называются магистратами, остальные — это служащие судебных учреждений. Многие из служащих судов  в том или ином качестве могут  участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протоколы  заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье (судьям), если даже народные заседатели имеют  равные с судьей процессуальные права.

К судье предъявляются высокие  требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей.

Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов, судов судебных округов, рассматривающих  дела по первой инстанции, может быть до 10 и более судей, в каждом из пяти федеральных судов юстиции  в Германии работает в среднем 21 судья, в Верховном суде США — 9 судей, Японии — 15, Индии — 172.

Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного  социализма судьи низших судов также  избираются гражданами или представительными  органами, а вышестоящих — представительными  органами (например, областные суды — областными советами). В большинстве  стран судьи назначаются, но в  высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В США Верховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии — императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи). В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления — верховными советами магистратуры, в 
Великобритании — лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав не оглашается). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии— 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок в пять — десять лет, а второй раз — пожизненно). В странах тоталитарного социализма судья избирается на определенный срок, как правило, на пять лет. Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке — органами судейского самоуправления или при их участии.

Народные заседатели в социалистических странах избираются на собраниях  граждан по месту работы открытым голосованием. Ассизы, шеффены, присяжные  заседатели (в ряде стран не старше 70 лет) подбираются муниципальными советами из среды достойных граждан, составляется их общий список, а  затем по жребию они участвуют  в судебных заседаниях. Подбор присяжных  для рассмотрения конкретного дела может быть осуществлен и иначе: по решению судьи, согласованному со сторонами в судебном процессе.

Прокуроры и судебные следователи  в одних странах назначаются  в том же порядке, что и судьи, но не пожизненно, в других странах  — в порядке строгой централизации  и подчиненности (в странах тоталитарного  социализма и некоторых постсоциалистических странах — генеральным или  главным прокурором).

К кандидатам на должности магистратов, особенно на должности судей, как  отмечалось, предъявляются высокие  требования. Повышенный возраст иногда определяется законом (по конституции  Украины — не менее 25 лет), в отдельных  случаях — обыкновениями (во Франции  не принято назначать судьей лицо моложе 40 лет). В некоторых странах  предусмотрена необходимость для  занятия должности судьи пройти предварительные ступени. Это занимает столько времени, что судья просто не может быть молодым. В Германии после окончания юридического высшего  учебного заведения и сдачи государственного (теоретического) экзамена кандидат на судейскую должность проходит длительную стажировку в суде, обычно на канцелярских должностях, на должности следователя и т.д. После этого нужно сдать практический экзамен перед судьями и другими судейскими работниками. Сдавшим экзамен присваивается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: лицо лишь включается в список кандидатов на такую должность (списки ведутся федеральным министерством юстиции, а также министерствами юстиции земель для замещения судейских мест в судах земель) и должно находиться определенное время на другой работе в органах юстиции. Впрочем, в Италии, Швеции, некоторых других странах путь к должности судьи короче.

Статус судей. Выше уже говорилось о некоторых элементах статуса  судей, в том числе о порядке  их назначения и смещения. Важнейшим  положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления  установленного законом предельного  возраста, за исключением случаев, когда  он совершил преступление или недостойно вел себя (принцип: судья остается в должности, пока хорошо себя ведет), не может уйти в отставку по собственному желанию. Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей. В странах тоталитарного социализма судьи, как и депутаты, могут быть досрочно отозваны избирателями, их избравшими, или соответствующими представительными органами.

Судьи независимы и подчиняются  только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Информация о работе Судебная власть в системе управления зарубежных стран