Судебная власть в системе управления зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение судебной власти в системе управления зарубежных стран.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, виды, признаки, роль и функции судебной власти ……….4
2. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран ………...5
2.1. Состав судебных служащих ……………………………………...5
2.2. Системы судебных органов ………………………………………8
3. Конституционные принципы правосудия ……………………………9
4. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению
судебной власти ………………………………………………………10
5. Виды судебного процесса ……………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

ОЗУ реферат.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

 

    1. Системы судебных органов

 

Системы судебных органов могут  быть неодинаковы в унитарных  и федеративных государствах. В унитарных  государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная  система федеральных судов, и  отдельная система судов субъектов  федерации (например, в США во главе  с верховными судами штатов, хотя в  конечном счете, в том числе и  для верховных судов штатов, окончательной  инстанцией является Верховный суд  США). Если существует «двойная система», то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов — и федеральные законы, и законы субъектов федерации (разумеется, своего штата).

Во всех государствах, за исключением  совсем небольших, например Науру, Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действуют несколько различных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. В апелляционном суде весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств. Следующая инстанция — кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходе предварительного следствия)3.

Описанная выше схема в ряде стран  имеет свои особенности. Верховные  суды могут рассматривать отдельные  дела, установленные конституцией или  законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или  народных заседателей (уголовные дела). Суды первой инстанции рассматривают  большинство уголовных и гражданских  дел, но не все: некоторые дела подсудны вышестоящим судам. Сказанное относится  и к мировым судьям, которые  единолично рассматривают менее  значительные уголовные дела, а также  гражданские дела с небольшой  ценой иска.

 

  1. Конституционные принципы правосудия

 

   К числу общих конституционных принципов относятся4:

  1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.
  2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.
  3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск.
  4. Коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
  5. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.
  6. Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.
  7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системе применяется только апелляция, в большинстве континентальных стран Европы — и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, 
    Германии — апелляция и ревизия.
  8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Конституция закрепляет некоторые  особые принципы в сфере уголовного процесса — гарантии правосудия, поскольку  именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется  особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве  стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую  помощь в установленных законом случаях и т.д5.

  1. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти

 

В актах конституционного права  упоминаются различные органы и  должностные лица, одна из задач  которых состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Детально их полномочия регулируются особыми законами и  изучаются в других отраслях права.

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований6.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.

Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.). Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.

 

 

  1. Виды судебного процесса

 

Существует несколько видов  судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые  задачи правосудия.

1) Органы досудебного разбирательства,  например медиаторы консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии. Они обычно назначаются муниципалитетами — органами местного самоуправления — из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др. В Индии существуют так называемые народные суды, рассматривающие, в частности, дела о транспортных нарушениях.

2) Суды общей юрисдикции, («общие суды»), рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе  с верховным судом (правда, в США  есть отдельная федеральная система  и система судов штатов, но каждая из них возглавляется одним органом  — верховным судом федерации  или верховным судом штата). В  англосаксонской модели широко используется судебный прецедент, что несколько  снижает роль законодательства. Судья  пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных  делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и  присяжных разделены.

В романо-германской модели обычно нет  единой системы судов, она полисистемна7. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды». Например, в Германии пять высших судов федерации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели (об апелляции, кассации, ревизии говорится ниже); судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей  и народных заседателей; совпадение границ административно-территориальных  единиц и судебных округов 
(специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся  на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует8.

Процесс осуществляется по канонам  шариата со специфическими формами  ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых  мусульманских странах процедуры  обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться в имаму — высшему духовному  лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в некоторых  странах, например в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды.

3) Специальные суды: военные (для  военнослужащих), суды по делам  малолетних, трудовые, по земельным  и водным спорам, претензионные,  коммерческие (по торговым делам)  и др. Судьи в этих судах  иногда помимо юридического имеют  и другое образование (например, педагогическое в судах по  делам малолетних), в судах по  трудовым спорам судьями нередко  являются профсоюзные деятели.  Дела в таких судах рассматриваются  в коллегии профессиональных  судей, без заседателей, процесс  ускорен, они обычно не имеют  системы вышестоящих аналогичных  судов, а нередко являются как  бы отделениями при общих судах.  Однако в некоторых странах  система специальных судов имеет  иерархическую структуру (например, в Германии).

4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему: во Франции, Швеции, других странах имеются верховные административные суды (во Франции — Государственный совет), административные суды крупных территориальных округов (в ряде случаев они совпадают с административно-территориальным делением страны, с границами областей, провинций), низовые административные суды. Система административных судов создается и в некоторых постсоциалистических странах. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия).

5) Суды обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Информация о работе Судебная власть в системе управления зарубежных стран