Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, реферат
Целью данной работы является изучение судебной власти в системе управления зарубежных стран.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, виды, признаки, роль и функции судебной власти ……….4
2. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран ………...5
2.1. Состав судебных служащих ……………………………………...5
2.2. Системы судебных органов ………………………………………8
3. Конституционные принципы правосудия ……………………………9
4. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению
судебной власти ………………………………………………………10
5. Виды судебного процесса ……………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………………………………..15
Системы судебных органов могут
быть неодинаковы в унитарных
и федеративных государствах. В унитарных
государствах обычно существует единая
система общих судов. В федеративном
государстве может быть единая система
(например, Канада), но возможна и отдельная
система федеральных судов, и
отдельная система судов
Во всех государствах, за исключением совсем небольших, например Науру, Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действуют несколько различных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. В апелляционном суде весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств. Следующая инстанция — кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходе предварительного следствия)3.
Описанная выше схема в ряде стран
имеет свои особенности. Верховные
суды могут рассматривать отдельные
дела, установленные конституцией или
законом, в первой инстанции, иногда
даже с участием присяжных или
народных заседателей (уголовные дела).
Суды первой инстанции рассматривают
большинство уголовных и
К числу общих конституционных принципов относятся4:
Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях и т.д5.
В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Детально их полномочия регулируются особыми законами и изучаются в других отраслях права.
Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований6.
Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.
Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.
Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.
Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.). Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.
Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.
1) Органы досудебного
2) Суды общей юрисдикции, («общие суды»), рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.
В англосаксонской модели обычно существует
единая система судов во главе
с верховным судом (правда, в США
есть отдельная федеральная система
и система судов штатов, но каждая
из них возглавляется одним
В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна7. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды». Например, в Германии пять высших судов федерации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели (об апелляции, кассации, ревизии говорится ниже); судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.
Для социалистической модели характерны:
выборность всех судей и народных
заседателей; равенство прав судей
и народных заседателей; совпадение
границ административно-
(специальные судебные округа не создаются).
Избранный местным советом суд действует
на его же территории, в границах этой
же территории действует и соответствующий
орган коммунистической (правящей) партии.
Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует8.
Процесс осуществляется по канонам
шариата со специфическими формами
ответственности и в
3) Специальные суды: военные (для
военнослужащих), суды по делам
малолетних, трудовые, по земельным
и водным спорам, претензионные,
коммерческие (по торговым делам)
и др. Судьи в этих судах
иногда помимо юридического
4) Административные суды (специальные
суды особого рода), рассматривающие споры
граждан с чиновниками и органами государства
по вопросам управления в связи с нарушением
прав граждан. Эти суды иногда образуются
при министерствах, других органах управления,
но обычно составляют целостную систему:
во Франции, Швеции, других странах имеются
верховные административные суды (во Франции
— Государственный совет), административные
суды крупных территориальных округов
(в ряде случаев они совпадают с административно-
5) Суды обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.
Информация о работе Судебная власть в системе управления зарубежных стран