Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 04:32, курсовая работа
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны1. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………………………………………………………………..8
1.1 Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления ………..8
1.2 Конституционные основы судебной власти ………………………………10
1.3 Судебная защита прав и свобод личности………………...………….……13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА…………………………………………………….…..21
2.1 Роль принципа разделения властей в Республике Тыва………………….21
2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35
В соответствии с Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»24, Конституционным законом Республики Тыва «О конституционном суде Республики Тыва»25 судебный орган конституционного контроля наделен властными полномочиями отменять решения всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, если в них не соблюдаются установленные основным законом ограничительные пределы и ущемлены права и свободы человека и гражданина.
Республикой принят
пакет законов,
Конституционный суд Республики Тыва регулярно взаимодействует со средствами массовой информации в целях обеспечения информированности населения республики о деятельности суда и обеспечения гласности в его деятельности. Судьи неоднократно выступали с интервью в газетах «Шын27» и «Тувинская правда28», участвовали в передачах радио и телевидения с освещением деятельности суда, разъяснениями по вынесенным решениям. Кроме того, Конституционный суд через средства массовой информации постоянно информирует об обращениях, принятых Конституционным судом республики решениях.
Конституционный суд республики по своей инициативе не может вмешиваться в разрешение ситуаций, противоречащих Конституции республики, он вправе начать судебный процесс лишь по обращению со стороны. Именно этим можно объяснить существование на данный момент законов, не соответствующих Основному закону республики.
Судебная власть
самостоятельна и действует
Если формирование
аппарата и ведение
Таким образом,
о самостоятельности судебной
власти в Республике Тыва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена судебная власть, ее место и роль в системе разделения властей в государстве. Конституционные основы судебной власти, судебная защита прав и свобод личности. На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Всякий суд в стране является отражением государственной власти. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти.
На судебном корпусе лежит особая ответственность - от эффективной работы судов зависит конституционная стабильность в обществе. Суд является частью общества, и нет никаких оснований полагать, что судебная система более неэффективна, поражена бюрократизмом, чем вся государственная система в целом. Повышение эффективности правосудия – одно из основных условий развития любого государства и снятия общественного напряжения.
Закрепление
в конституционно-правовой
В современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы - Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции.
Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы, несменяемы и неприкосновенны.
Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, так и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции30.
Судебная защита - одно из необходимейших условий правовой защищенности личности, характеризующейся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты.
Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому - наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие на территории Республики Тыва осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система в Республике Тыва устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются частью правовой системы России, что означает общность ценностных подходов ко всем органам конституционного судебного контроля как к институтам, необходимым для утверждения идей правового государства, разделения властей.
В Республике Тыва действуют федеральные суды и суды Республики Тыва. К судам Республики Тыва относятся Конституционный суд Республики Тыва и мировые судьи Республики Тыва. Суды осуществляют судебную власть на территории Республики Тыва самостоятельно и независимо на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и законодательства Российской Федерации.
Все судьи в Республике Тыва обладают единым статусом, установленным федеральным законом. В Республике Тыва создаются условия для беспрепятственного осуществления правосудия, принимаются дополнительные меры по материально-техническому и социально-бытовому обеспечению деятельности судей. Судьи независимы и неприкосновенны и не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Полномочия мировых судей прекращаются или приостанавливаются только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Полномочия судей Конституционного суда Республики Тыва прекращаются или приостанавливаются только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Конституционный суд Республики Тыва по запросам Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, одной трети депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Правительства Республики Тыва, Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, представительных органов местного самоуправления рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва. Правительство Республики Тыва в пределах своих полномочий взаимодействует с Конституционным судом Республики Тыва и мировыми судьями Республики Тыва.
Нормативно-правовые акты:
Научная и учебная литература:
№ 6, 1999 года. – С. 343.