Судебная власть в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 04:32, курсовая работа

Описание работы

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны1. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………………………………………………………………..8
1.1 Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления ………..8
1.2 Конституционные основы судебной власти ………………………………10
1.3 Судебная защита прав и свобод личности………………...………….……13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА…………………………………………………….…..21
2.1 Роль принципа разделения властей в Республике Тыва………………….21
2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35

Работа содержит 1 файл

Валерия курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

   В соответствии  с Федеральным Конституционным законом  «О судебной системе Российской Федерации»24, Конституционным законом Республики Тыва «О конституционном суде Республики Тыва»25 судебный орган конституционного контроля наделен властными полномочиями  отменять решения всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, если в них не соблюдаются установленные основным законом ограничительные пределы и ущемлены права и свободы человека и гражданина.

   Республикой принят  пакет законов, регламентирующих  деятельность всех существующих видов судебных органов, и в этом случае следует исходить из положений Конституции Российской Федерации, которая установила,  осуществляют образуемые ими органы государственной власти в рамках конституционного государственного устройства Федерации26. Основываясь на правовой логике, следует, что принципы государственного устройства как у Федерации, так и ее субъектов должны быть едины, что определяет правомерность наличия судебной системы республик в составе Федерации.

    Конституционный суд Республики Тыва регулярно взаимодействует со средствами массовой информации в целях обеспечения информированности населения республики о деятельности суда и обеспечения гласности в  его деятельности. Судьи  неоднократно выступали с интервью в газетах «Шын27» и «Тувинская правда28», участвовали в передачах радио и телевидения с освещением деятельности суда, разъяснениями по вынесенным решениям. Кроме того, Конституционный суд через средства массовой информации постоянно информирует об обращениях, принятых Конституционным судом республики  решениях.

Конституционный суд  республики по своей инициативе не может вмешиваться в разрешение ситуаций, противоречащих Конституции  республики, он вправе начать судебный процесс лишь по обращению со стороны. Именно этим можно объяснить существование на данный момент законов, не соответствующих Основному закону республики.

 Судебная власть  самостоятельна и действует независимо  от законодательной и исполнительной  властей. В то же время формирование  аппарата мировых судей,  кадровый отбор мировых судей, ведение и контроль статистической отчетности деятельности мировых судей осуществляет Министерство юстиции Республики, который является исполнительным органом.

  Если формирование  аппарата и ведение статистических  учетов еще можно объяснить принципом « сдержек и противовесов», то кадровый отбор в кандидаты на должность мировых судей противоречит по своей сущности принципу разделения властей.

  Таким образом,  о самостоятельности судебной  власти в Республике Тыва можно  говорить в полном виде, в то время как в остальных субъектах Российской Федерации, где отсутствуют Конституционные (уставные) суды приходится говорить о судебной власти лишь с усеченном виде. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была рассмотрена судебная власть, ее место и роль в системе разделения властей в государстве. Конституционные основы судебной власти, судебная защита прав и свобод личности. На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

            Всякий суд в стране является отражением государственной власти. Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти.

На судебном корпусе лежит особая ответственность - от эффективной работы судов зависит конституционная стабильность в обществе. Суд является частью общества, и нет никаких оснований полагать, что судебная система более неэффективна, поражена бюрократизмом, чем вся государственная система в целом. Повышение эффективности правосудия – одно из основных условий развития любого государства и снятия общественного напряжения.

 Закрепление  в конституционно-правовой доктрине  и нормативно-правовых актах отдельных  стран Европы такого словосочетания  как «судебная власть», предполагает не только формально- юридическое признание принципа разделения властей, но и законодательное признание самостоятельности и независимости судебной деятельности в механизме реализации государственной власти29.

            В современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы - Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и   Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции.

          Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы, несменяемы и неприкосновенны.

           Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, так и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции30.

Судебная защита - одно из необходимейших условий правовой защищенности личности, характеризующейся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому - наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.

          В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие на территории Республики Тыва осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система в Республике Тыва устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

        Конституционные (уставные) суды  субъектов Российской Федерации являются частью правовой системы России, что означает общность ценностных подходов ко всем органам конституционного судебного контроля как к институтам, необходимым для утверждения идей правового государства, разделения властей.

      В Республике Тыва действуют федеральные суды и суды Республики Тыва. К судам Республики Тыва относятся Конституционный суд Республики Тыва и мировые судьи Республики Тыва. Суды осуществляют судебную власть на территории Республики Тыва самостоятельно и независимо на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и законодательства Российской Федерации.

     Все судьи в Республике Тыва обладают единым статусом, установленным федеральным законом. В Республике Тыва создаются условия для беспрепятственного осуществления правосудия, принимаются дополнительные меры по материально-техническому и социально-бытовому обеспечению деятельности судей. Судьи независимы и неприкосновенны и не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Полномочия мировых судей прекращаются или приостанавливаются только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Полномочия судей Конституционного суда Республики Тыва прекращаются или приостанавливаются только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Конституционный суд Республики Тыва по запросам Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, одной трети депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Правительства Республики Тыва, Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, представительных органов местного самоуправления рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва. Правительство Республики Тыва в пределах своих полномочий взаимодействует с Конституционным судом Республики Тыва и мировыми судьями Республики Тыва.

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 года). Российская газета  от 25 декабря 1993 года № 237
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. 5 февраля 2007 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. статья 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»(ред. 28 апреля 2008 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. статья 1589.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»  (ред.5 апреля 2005 года). Российская газета от 6 января 1997 года а № 3
  5. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»(ред.4 декабря 2006 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 года. № 26. статья 3170.
  6. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. декабря 2008 года). Ведомости Российской Федерации. 1992года. № 30. статья 1792.
  7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. 22 июля 2008 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 года.  № 51 статья 6270.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (ред. 9 февраля 2009 года). Российская газета, № 4, 06.01.2000года.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 года. № 52. Ч. II. статья 4921.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (ред. 3 декабря 2008 года).  Собрание законодательства Российской Федерации. 2002года. № 30  статья 3012.
  11. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред., 9 февраля 2009 года).  «Российская газета», № 89, 12.05.1993 года.

 

Научная и учебная  литература:

  1. Алексеев С.С. Возвращение к истокам от нашего убогого, лживого, бессильного права. «Независимая газета.» от 6 ноября 2004 года.
  2. Баглай М. «Конституционное право Российской Федерации.» – М.: Юристъ, 1999 года. С .380
  3. Баглай М.В. «Правовое государство: от идеи к практике.»  Коммунист.

    № 6, 1999 года. – С. 343.

  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. «Конституционное право Российской Федерации.» М.: Бек, 2005 года. С 480
  2. Бахрах Д. «Нужна специализация судей, а не судов.»  Российская юстиция 2003 года. № 2.
  3. Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М.: Юристъ, 2005. С.206
  4. Беленков Р.А Правоохранительные органы. – М.: Приор, 2000.С 343
  5. Бирюков Ю. Новое уголовно-процессуальное законодательство и практика прокурорского надзора. Российская юстиция. 2003. № 6.
  6. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах .Российская юстиция. 2002. № 1.
  7. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ. – М.: Спарк, 2004.С 290
  8. Воеводина Т.Н. Судебная власть в системе разделения властей: история и современность. Вестник СамГУ. 2009. №7
  9. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1999.С 430
  10. Горчакова С. А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной системы . Журн. рос. права. 2002. № 7.
  11. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.С 289
  12. Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М.: Новый юрист, 2004.С 320
  13. Десять лет арбитражным судам РФ . Российская юстиция. 2002. № 4.
  14. Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция – Основной Закон государства . Национальная идея России, 2005.№ 8
  15. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: пути утверждения идей и ценностей правосудия. Политико-правовые ценности: история и современность, 2000. – № 6. –С 27-31.
  16. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы. Государство и право, 2006. – №11. – С. 85-91.
  17. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII – первой половине XIX века (историко-правовое исследование). – М.: Юридическая литература, 1999. С .190
  18. Жаднов Ю. Система арбитражных судов не должна совпадать с административно-территориальным делением . Российская юстиция. 2002. № 9.
  19. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Под ред. Славина А.М. – М.: Российская энциклопедия, 1999.
  20. История политических и правовых учений. Учебник для вузов – Под ред. Медведева П.Р. – СПб.: Эксмо–Про, 2004. С 430
  21. Касьянов М. Необходимо ускорить создание административных судов. Российская юстиция. 2003. № 2.
  22. Яндай-оол Т.В. « Исторические особенности образования и развитие судебной            системы  Республики  Тыва», Изд. Кызыл. 2009 г. С 256

Информация о работе Судебная власть в государстве