Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 04:32, курсовая работа
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны1. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………………………………………………………………..8
1.1 Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления ………..8
1.2 Конституционные основы судебной власти ………………………………10
1.3 Судебная защита прав и свобод личности………………...………….……13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА…………………………………………………….…..21
2.1 Роль принципа разделения властей в Республике Тыва………………….21
2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА.
2.1. Роль принципа разделения властей в государственном устройстве Республики Тыва
В системе законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Тыва начала 2000-х годов имелись большие перекосы в сторону авторитарности - института Президентства, которые снижали эффективность государственного управления в Республике Тыва, а также находились в оппозиции федеральным структурам государственной власти. Именно поэтому в 2008 году были намечены поправки к Конституции Тувы. По новой Конституции предполагается усиление роли парламента в общей жизни Тувы. В этом плане проектом Конституции предполагается упразднить должность Президента Республики Тыва, как высшего должностного лица, и установить должность Председателя Правительства Республики Тыва.
В настоящее время намечается изменение структуры органов государственной власти Республики Тыва, исходя из интересов граждан и общества. Так, единственным законодательным и представительным органом государственной власти предполагается Великий Хурал Республики Тыва - двухпалатный парламент. Необходимо отметить, что в проекте нет Конституционного собрания - Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва, его полномочия по одобрению Конституции Республики Тыва, принятию поправок в Основной закон Республики Тыва переходят к Верхней палате парламента - Палате представителей.
Кроме того палата представителей решает кадровые вопросы, вопросы административно - территориального устройства, назначает республиканский референдум и.т.д. В ведении Законодательной палаты - принятие Конституции и законов Республики Тыва, программ социально-экономического развития, выражения недоверия (доверия) Председателя Правительства Республики Тыва, дача согласия на назначение заместителей Председателя Правительства, министра финансов и экономики, а также вопросы государственной собственности, бюджета, налогов и сборов, другие вопросы непосредственного жизнеобеспечения республики. К ведению Палат Великого Хурала относится формирование состава Счетной палаты Республики Тыва - государственного органа финансового контроля.
Формирование двухпалатного парламента Республик Тыва обусловлено следующими соображениями:
а) проектом Конституции предполагается полномочия по пересмотру отдельных положений Конституции республики Тыва передать от Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва Палате представителей парламента Республики;
б) структура парламента позволит шире представить интересы жителей отдаленных и труднодоступных местностей Тувы, таких как Кунгуртуг, Кара-Холь, Моген-Бурен и многих других, имеющих свои особенности социально-экономического развития;
в) исполнительная власть является естественным оппонентом законодательной, и в этом плане верхняя палата будет являться своего рода сдерживающим органом между ними. Двухпалатный парламент приведет к более устойчивому равновесию сил исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается второй палатой. Данное положение проявит себя в четком разделении полномочий между палатами;
г) предполагаемая структура будет способствовать повышению качества разрабатываемых и принимаемых законов, так как в их принятии будут участвовать обе палаты;
д) намечаемая структура разделит функциональные задачи парламента республики: осуществление нижней палатой сугубо законотворческой деятельности, а верхней – политической деятельности, так как принимаемые законы должны, в первую очередь, носить социально-экономическую направленность
е) формирование двухпалатного парламента позволит увереннее отстаивать интересы республики в отношениях с Федерацией, тогда как одно должностное лицо не в состоянии осуществить это. Этот вопрос более актуально стоит в связи с идеей «губернизации» России;
ж) новая структура направлена на уменьшение численности состава представительных органов республики – сокращение общей численности Верховного и великого Хуралов в 282 единицы до 194, или более чем на 30 процентов.
В ходе обсуждения главы
проекта о Правительстве
В соответствии с Федеральным законом « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление самостоятельных должностей высшего должностного лица (Президента, Главы государства или Главы республики) и руководителя Правительства не допускается (пункты 1 и 2 статьи 17). В связи с этим, Федеральным законом допускается установление совмещенной должности высшего должностного лица и руководителя Правительства, либо только должности руководителя Правительства.
По новой Конституции усиление роли парламента в общей жизни Тувы, как отмечено, очевидно. Упразднение должности Президента Республики Тыва обусловлено следующими причинами:
а) упразднение совмещенной должности Президента – Главы Правительства даст возможность Председателю Правительства решать вопросы социально- экономического развития республики, не отвлекаясь на решение политических проблем;
б) сохранение поста Президента Республики Тыва - Главы государства и придание Туве статуса президентской республики должно повлечь за собой наделение полномочиями реального и эффективного управления республикой, что в настоящее время могут позволить только экономически развитые субъекты Федерации.
Должность Президента - Главы
Правительства Республики Тыва, установленная
в действующей Конституции
При наиболее детальном
анализе полномочия Президента
- Главы Правительства Республики
Тыва больше напоминают полномочия
Главы Правительства в
в) принимая во внимание
необходимость обеспечения
г) в связи с управлением должности Президента Республики Тыва будет упразднена Администрация Президента Республики Тыва со штатной численностью в 71 единицу.
В поправках к Конституции конституционно закреплены полномочия Правительства Республики Тыва. Предусмотрена возможность создания территориальных органов власти и управления в Республике Тыва – субъекте Российской Федерации. В проекте Конституции изложены основные задачи судебных органов (Верховного, Арбитражного, районных судов, Конституционного суда Республики Тыва и мировых судьей), правоохранительных органов , в том числе Прокуратуры.
Положения главы о местном самоуправлении определяют основы организации местного самоуправления в республике – право на местное самоуправление, гарантии его реализации, деятельности представительных органов, выборных и иных должностных лиц, их ответственности, конституционно закрепляют институты народной творческой инициативы, местного референдума, собрания (сходы) граждан.
Проектом закрепляется особый порядок внесения изменений в главу 1 Конституции - только путем проведения всенародного референдума. Принятие Конституции осуществляется Законодательной палатой, одобряется Палатой Представителей и подлежит подписанию Председателем Правительства Республики Тыва. Внесение поправок в Конституцию осуществляется Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва по предложению Законодательной палаты или Правительства Республики Тыва.
Таким образом, проект Конституции
Республики Тыва (новая редакция) содержит,
по сравнению с действующим
Принятие Конституции Республик Тыва в новой редакции влечет за собой изменение действующих законов, а также разработку и принятие следующих законов Республики Тыва: о выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва; о выборах Председателя Правительства Республики Тыва; о великом Хурале (парламента) Республики Тыва; о Председателе Правительства Республики Тыва; о Правительстве Республики Тыва; о статусе депутата Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
Внесение изменений и дополнений в действующие законы Республики Тыва необходимо, прежде всего, для приведения в соответствие, с учетом предлагаемой Конституцией структуры исполнительной и законодательной власти Республики Тыва, наименований должностей, разграничения компетенций палат Великого Хурала Республики Тыва.
Предлагаемые проектом Конституции Республики Тыва структура органов государственной власти и четкое разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и Республики Тыва позволят повысить эффективность управления республикой.
Упразднение должности
Президента Республики Тыва обеспечит
осуществление Председателем
Двухпалатная система
законодательной власти, как отмечалось
выше, позволит повысить качество принимаемых
республиканских законов, прежде всего,
в сфере социального
Должный финансовый контроль будут осуществлять соответствующие контрольные органы Великого Хурала Республики Тыва, а также Счетная палата Республики Тыва, полномочия и порядок деятельности которых будут регламентированы законами Республики Тыва.
2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва
Судебная власть – важнейший элемент государственной власти республики19. Суды Республики, осуществляющие судебную власть, в своей совокупности представляют судебную систему.
Судебную
власть в РТ осуществляют
Конституционный (уставной) суд Республики Тыва, конституционный (уставные) суды субъектов Федерации не упоминаются в Конституции Российской Федерации21. Однако это обстоятельство не препятствует их образованию, поскольку вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации не упоминаются в Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения. Субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Государственная власть в
Конституционные (уставные) суды
субъектов Российской
ценностных подходов ко всем органам конституционного судебного контроля как к институтам, необходимым для утверждения идей правового государства, разделения властей.
Согласно статье 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации23» конституционные уставные суды являются частью единой судебной системы Российской Федерации. Они функционируют в рамках единого правового пространства. В котором федеральное конституционное законодательство и конституционное законодательство субъектов Федерации находятся в логической и иерархической взаимосвязи и осуществляют конституционное правосудие в целях обеспечения единого российского конституционализма.
Конституционный суд Республики Тыва в своей деятельности руководствуется конституционными и общеправовыми принципами, выработанными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, и признанием самодостаточности Основного закона республики.