Судебная власть в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 04:32, курсовая работа

Описание работы

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны1. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………………………………………………………………..8
1.1 Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления ………..8
1.2 Конституционные основы судебной власти ………………………………10
1.3 Судебная защита прав и свобод личности………………...………….……13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА…………………………………………………….…..21
2.1 Роль принципа разделения властей в Республике Тыва………………….21
2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва…….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35

Работа содержит 1 файл

Валерия курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

 

ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………………………………………………………………………..8

1.1 Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления ………..8

1.2 Конституционные основы судебной власти ………………………………10

1.3 Судебная защита прав и свобод личности………………...………….……13

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА…………………………………………………….…..21

2.1 Роль принципа разделения властей в Республике Тыва………………….21

2.2 Судебная власть в системе разделения властей в Республике Тыва…….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человечеством  идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции  Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны1. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.

            Судебная власть - это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами - в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений.

         Уважение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его безопасности, компенсация, ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав граждан, - важнейшие принципы, на основе которых возможно плодотворное взаимодействие государства и граждан в рамках судоустройства Российской Федерации.

          Судебная власть, как и любая форма государственной власти, имеет свои особенности. Она осуществляется специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

   Актуальность темы исследования. Об актуальности избранной темы исследования свидетельствует, то, что российская правовая наука в настоящее время только лишь приближается к пониманию феномена судебной власти во всей его глубине, сложности и многообразии. Следует согласиться с М.Н. Марченко, что «среди нерешенных проблем судебной власти в настоящее время по-прежнему остаются вопросы, касающиеся общего понятия судебной власти, определения ее юридической природы и характера, установления свойственных судебной власти как родовому явлению и соответствующему ему понятию признаков и черт, вопросы определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти2»

Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.3

Таким образом, учитывая  вышеизложенное, можно сказать, что исследование роли судебной власти в системе разделения властей является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.

Объектом исследования выступают правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти в Российской Федерации, а также особенности функционирования и развития судебной власти в Российской федерации на примере Республики Тыва.

Предмет исследования - нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.

Целью данной работы является раскрытие понятия судебной власти в государстве, а также анализ места и значения судебной власти в системе разделения властей, положение судебной власти по отношению к другим ветвям власти, как на современном этапе, так и на стадии зарождения принципа разделения властей.

Исходя из вышепоставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- выявление места и  роли судебной власти в системе  разделения властей в государстве;

- рассмотрение функций  и форм судебной власти;

- рассмотрение конституционных  основ судебной власти;

- рассмотрение судебной  защиты прав и свобод граждан

- рассмотрение особенностей  развития судебной системы в  Республике Тыва

-выявление роли принципа разделения в государственном устройстве Республики Тыва

- рассмотрение судебной  власти в системе разделения  властей в Республике Тыва.

         Методологической основой исследования служат современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой. Использованы общенаучный, логический, сравнительно-правовой, историко-правовой, конкретно- социологический методы познания, методы логического и структурного анализа, синтеза, аналогии, методы моделирования и прогнозирования, также теоретические положения общей теории права и государства и отраслевых юридических наук, и в первую очередь конституционного права России. Это позволило выявить как общие, так и проблемы регионального характера, связанные с разделением властей в Российской Федерации. Данная тема достаточно хорошо разработана в научной литературе, освещена в периодической печати.

        Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как М.Н. Марченко «Теория государства и права», Л.В. Лазарев «Правовые позиции Конституционного суда России», И.Л. Петрухин «Судебная власть в РФ» и другие. Особую помощь в раскрытии темы оказали работы Д.В. Фетищева, Н.С. Игнатова, Г.А. Гаджиева, Н.А. Гагановой и др. Изучению проблемы  разделения властей на современном этапе посвящены работы С.А. Авакьяна. В советский период исследованиями суда, судопроизводства занимались А.Я. Вышинский, М.С. Строгович, М.В. Кожевников, А.Д. Кокарев, М.И. Чельцов-Бебутов и многие другие видные ученые. Несмотря на то что теоретики того времени на любой объект познания смотрели исключительно через призму марксистско-ленинского учения о государстве, многие из них смогли вплотную приблизиться к правильному пониманию некоторых аспектов сущности судебной власти. Однако по вполне понятным причинам судебная власть как самостоятельная и независимая ветвь государственной власти ими не выделялась и комплексно не исследовалась.

          Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Тыва, а также законодательные и подзаконные нормативные акты, закрепляющие принцип разделения властей, как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе по разграничению полномочий и предметов.

       Структура работы Курсовая   работа состоит из введения, двух  глав, где каждая глава состоит и параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.  В первой главе подробно рассмотрена место и роль судебной власти в системе разделения властей, Во второй главе рассмотрены особенности развития судебной системы в Республике Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

1.1. Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления

Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за конституционностью законов; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно–розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов. П. М. Баренбойм, например, считал природу судебной власти божественной. В подтверждение своих взглядов он приводит целый ряд аргументов, в том числе взятых из Библии, различных научных трактатов, в которых изложены соответствующие положения и выводы. Используемый Конституцией РФ термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма4.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов  различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Специфическим признаком судебной власти является особая система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым, контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает какое-либо вмешательство в отправление правосудия, а тем более в оценку решений суда органами законодательной и исполнительной власти с позиций их целесообразности. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.

Основная функция судебной власти – осуществление правосудия. Помимо правосудия важной функцией судебной власти является судебный контроль над законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, а также толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Немаловажное значение для правоприменительной практики имеет и такая функция судебной власти, как ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России. Ведь обвинительный приговор суда может существенно ограничить и лишить гражданина ряда конституционных прав, включая и основное – право на жизнь. И именно суд принимает решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания, с чем связаны ограничение конституционного права избирать и быть избранным, а также ряд других прав.

Объемы судебной деятельности за последние годы имеют тенденцию к постепенному увеличению, поэтому можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).

Таким образом, судебная власть, являясь самостоятельной  составляющей государственной власти как формы организации жизни  общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.

Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть - мощный фактор обеспечения  стабильности правового порядка  в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан.

Судебная составляющая государственной власти играет самостоятельную роль в жизни общества не только путем отправления правосудия, но и взаимодействуя с различными институтами общества в иных внеправовых и правовых формах. В качестве примера можно привести взаимодействие судебной власти со средствами массовой информации, открытие интернет-сайтов в информационной среде Интернет, работу представителей юридической общественности в квалификационных коллегиях судей и другие формы.

Важное значение для  функционирования судебной власти имеет судейское сообщество, занимающее особое место в российском обществе и государственном механизме как особая корпорация граждан, занимающих высшие государственные должности и в персональном, индивидуальном качестве на профессиональной основе реализующих властные государственные полномочия.

Таким образом, вопрос, как  реализуются в жизни и в  каком направлении развиваются  в законодательстве конституционные  основы судебной власти, отнюдь не теоретический для общества и рядовых граждан5.

1.2. Конституционные основы судебной власти

В ст. 10 Конституции РФ закреплено разделение государственной  власти на три ее составляющие, каждая из которых действует самостоятельно6. Однако законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Взаимодействие осуществляется на основе сдержек и противовесов. Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу. Она охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании судебной системы – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей трех высших федеральных судов – Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного. Для назначения судей федеральных судов в субъектах Федерации Президент РФ должен заручиться согласием законодательной власти этих субъектов (ст. 7 ФКЗ). Но, будучи назначены должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены, и указанные органы не вправе контролировать законность приговоров и иных судебных решений. Более того, судьи следят за конституционностью законов, применяемых при рассмотрении дела. Вместе с тем бюджет судов принимает Государственная Дума РФ. Органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса. Президент страны, не только глава государства, но и высшее должностное лицо исполнительной власти, на основании заключения квалификационной коллегии судей при согласии представительного органа субъекта Федерации и наличии представления Председателя Верховного Суда РФ назначает федеральных судей в субъектах Федерации, а также военных судей. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений. Существует и не правовая зависимость судов от органов исполнительной власти, особенно на местах (аренда и ремонт помещений судов, предоставления судьям жилья и т.п.). Но, с другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан, а также применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при квалификации действий подсудимых по уголовным делам. Новое в становлении и развитии судебной власти в России – полное освобождение судов от контроля со стороны Министерства юстиции и его органов. Долгое время Минюст осуществлял организационное руководство судами, включая проверки и отчеты.

Информация о работе Судебная власть в государстве