Судебная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

компетентный суд - арбитражный  суд субъекта Российской Федерации  по спорам, подведомственным арбитражным  судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным  процессуальным или гражданским  процессуальным законодательством  Российской Федерации.

 Порядок образования  и деятельности третейских судов:

1. В Российской Федерации  могут образовываться постоянно  действующие третейские суды  и третейские суды для разрешения  конкретного спора.

2. Постоянно действующие  третейские суды образуются торговыми  палатами, биржами, общественными  объединениями предпринимателей  и потребителей, иными организациями  - юридическими лицами, созданными  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, и их  объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при  федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий  третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое  лицо:

1) приняла решение об  образовании постоянно действующего  третейского суда;

2) утвердила положение  о постоянно действующем третейском  суде;

3) утвердила список третейских  судей, который может иметь  обязательный или рекомендательный  характер для сторон.

4. Организация - юридическое  лицо, образовавшая постоянно действующий  третейский суд, направляет в  компетентный суд, осуществляющий  судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий  третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании  постоянно действующего третейского  суда в соответствии с пунктом  3 настоящей статьи.

5. Порядок образования  третейского суда для разрешения  конкретного спора определяется  по соглашению сторон, которое  не может противоречить положениям  пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального  закона. Если в соглашении сторон  порядок образования третейского  суда для разрешения конкретного  спора не определен, то применяются  положения статей 8 - 14 настоящего  Федерального закона.

6. Правила третейского  разбирательства определяются в  соответствии со статьей 19 настоящего  Федерального закона

 

 

Требования, предъявляемые  к третейскому судье:

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное  обеспечить беспристрастное разрешение  спора, прямо или косвенно не  заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон  и давшее согласие на исполнение  обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий  спор единолично, должен иметь  высшее юридическое образование.  В случае коллегиального разрешения  спора высшее юридическое образование  должен иметь председатель состава  третейского суда.

3. Требования, предъявляемые  к квалификации третейского судьи,  могут быть согласованы сторонами  непосредственно или определены  правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не  может быть физическое лицо, не  обладающее полной дееспособностью  либо состоящее под опекой  или попечительством.

5. Третейским судьей не  может быть физическое лицо, имеющее  судимость либо привлеченное  к уголовной ответственности.

 

6. Третейским судьей не  может быть физическое лицо, полномочия  которого в качестве судьи  суда общей юрисдикции или  арбитражного суда, адвоката, нотариуса,  следователя, прокурора или другого  работника правоохранительных органов  были прекращены в установленном  законом порядке за совершение  проступков, не совместимых с  его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не  может быть физическое лицо, которое  в соответствии с его должностным  статусом, определенным федеральным  законом, не может быть избрано  (назначено) третейским судьей.

 

 

 

 

2.5 Военные суды

 

29 июня 1999 г. официально  опубликован и вступил в силу  Федеральный конституционный закон  "О военных судах Российской  Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно - судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон  устанавливает полномочия, порядок  образования и деятельности военных  судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне  с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей  юрисдикции, возглавляемую Верховным  Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в  судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей  юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях  и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаются от существующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному ведомству.

В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости  судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава  Вооруженных Сил, куда ранее они  организационно входили.

Кроме того, существенно  изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое  до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах.

На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных  судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных  военным судам служебных помещений.

Наряду с укреплением  в системе военных судов общих  для всех судов принципов осуществления  правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты  организации и деятельности военных  судов, обусловленные их работой  в войсках.

Исходя из того, что военные  суды работают в условиях, в которых  действуют Вооруженные Силы, в  целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать  в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и  часть работников их аппаратов находятся  на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что  является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и 33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным  кандидатам в судьи, является наличие  офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной  службы.

Но поскольку военные  суды исключены из состава Вооруженных  Сил, вводится институт прикомандирования  судей и работников аппаратов  из числа военнослужащих к военным  судам, аналогичный прикомандированию  военнослужащих к другим федеральным  органам государственной власти. Это даст им возможность проходить  службу в судах и позволит полностью  вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных  лиц.

2.6 Корпус мировых судей

 

 Понятие и место  в судебной системе мировых  судей. В соответствие со статьей  1 ФЗ «О мировых судьях в  Российской Федерации» мировые  судьи являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ и  входят в единую судебную систему  РФ.

Деятельность мировых  судей на территории РФ регулирует ФЗ «О мировых судьях в РФ».

 Компетенция мировых  судей:

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья осуществляет рассмотрение дел в первой инстанции:

- уголовные дела, максимальное  наказание за совершение которых  не превышает 3 лет лишения  свободы (более подробно - статья 31 «Уголовно-процессуального кодекса  РФ)

- дело о выдаче судебного  приказа.

- дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях; дела  о разделе совместно нажитого  имущества, если цена иска не  превышает 50 тысяч рублей.

- иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений,  за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), об установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об ограничении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам  о детях и дел о признании  брака недействительным.

- судебные разбирательства  по имущественным спорам, за исключением  дел о наследовании имущества  и дел, возникающих из отношений  по созданию и использованию  результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей  пятидесяти тысяч рублей.

-  судебные разбирательства  об определении порядка пользования  имуществом.

- дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях и законами субъектов  Российской Федерации.

- дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  решений, принятых им в первой  инстанции и вступивших в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения “качества” работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.

Информация о работе Судебная власть РФ