Судебная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

Эти аргументы очевидны. Но столь же очевидно, что, для того чтобы рассматривать по существу все жалобы граждан, считающих, что  их конституционные права нарушены непосредственно законами или актами применения законов, понадобится примерно столько же конституционных судов, сколько существует правоприменительных  органов. Во всех странах, где допускаются  индивидуальные конституционные жалобы, конституционные суды не в состоянии  справиться с обилием таких дел, и это несмотря на то, что, как  правило, более 90% жалоб не принимается  к рассмотрению.

Но все это никоим образом  нельзя расценивать как доводы против предоставления гражданину права обращаться в конституционный суд. Практика в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии и других странах, в которых допускается обращение в конституционный суд с индивидуальной жалобой, показала, что это право, как никакое другое, способствует формированию у граждан уверенности в том, что они живут в обществе, в котором проводится режим господства права, а такая уверенность — самый надежный фундамент демократического конституционного государства". Если граждане уверены в том, что по поводу своих прав они могут вступить в спор даже с законодателем, они добиваются защиты своих прав всеми законными способами и во всех случаях их нарушения. Граждане свободны и защищены в правовом государстве постольку, поскольку это государство судей.

 

 

 

 

2.2. Высший арбитражный  суд Российской Федерации

 

Высшим звеном системы  является Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации  высший судебный орган по разрешению экономических  и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  арбитражных судов и дает разъяснения  по вопросам судебной практики. ВАС  РФ является также организационным  центром системы арбитражных  судов.

Функцию, компетенцию и  полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить  на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих  закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры  между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  ни одного дела по первой инстанции  не рассматривал .

Далее, это судебный орган  надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов  страны. Он рассматривает дела в  порядке надзора по протестам  на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический  центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный  центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению  в арбитражных судах; решает в  пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров  России (прежде всего, в части отношений  с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых  Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов  своевременное и в полном объеме  занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее  время состоит из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений;

г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко  очерченных федеральным конституционным  законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в  частности:

а) рассматривает материалы  изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов  арбитражными судами и дает разъяснения  по вопросам судебной практики;

б) решает вопросы о выступлении  с законодательной инициативой;

в) об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросами  о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов  и договоров;

г) утверждает по представлению  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

е) утверждает по представлению  председателей арбитражных судов  федеральных округов и субъектов  Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

ж) утверждает по представлению  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент  арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует  в составе Председателя Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей  судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению  Пленума в состав Президиума могут  быть введены и судьи Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  создаются из числа судей Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В их функции  входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение  судебной практики, разработка предложений  по совершенствованию законов и  иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В  судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе  является Совет председателей арбитражных  судов, действующий при Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации. Это совещательный  орган, он призван рассматривать  вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных  судов Российской Федерации. Для  реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации  действует Научно-консультативный  совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием  практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

2.3. Верховный Суд Российской  Федерации

 

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего  судебного органа не имеет абсолютного  характера, оно ограничено сферой осуществления  его компетенции: дела, подсудные  судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности  законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических  спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку  эти дела рассматриваются соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации и арбитражные  суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении  которых Верховный Суд выступает  в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения подсудности  путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных  форм судебной деятельности. Высказываются, в частности, предложения о создании специализированных подсистем общей  юстиции – судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. Если эти предложения будут приняты  законодателем, то статья 126 Конституции  не станет препятствием для их реализации.

В настоящее время Верховный  Суд Российской Федерации действует  в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам и  Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР», Гражданским  процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами. Он рассматривает дела в  качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».

Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция  судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально  ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право  судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции (ст.122) .

Длительное время считалось  бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и  обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона «О судоустройстве РСФСР»). При руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиняться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

 

2.4 Третейские суды

 

Третейский суд - постоянно  действующий третейский суд или  третейский суд, образованный сторонами  для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора)

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или  назначенное в согласованном  сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора  на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского  разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского  разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке (далее - граждане - предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым  предъявлен иск;

Информация о работе Судебная власть РФ