СУбъеты РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов (на данный момент в составе Российской Федерации 83 субъекта), которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в п.1 ст. 5 Конституции РФ, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территорию ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. I ст. 67). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе республик, суверенитета подтверждается и положениями ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. [22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения в составе Российской Федерации

 

Край как субъект Российской Федерации есть государственное образование в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Исторически в России краем назывались периферийные территории государства, имевшие обширную территорию и занимавшие «окраинное» положение.

Область как субъект Российской Федерации есть государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации. Вне пределов компетенции РФ область обладает всей полнотой государственной власти. В конституционном праве понятие области употребляется для обозначения определенной части территории государства. В дореволюционной России областями признавались административно-территориальные единицы, которые были расположены на окраинах империи, а также в местах проживания казачества.

В РСФСР до 31 марта 1992 г. (до провозглашения Федеративным договором России Федерацией) область являлась обычной административно-территориальной единицей. Провозглашение России федеративным государством изменило статус области - она стала разновидностью субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации насчитывается 46 областей, имеющих такой статус.

Как субъект РФ город федерального значения обладает всеми признаками составной части Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт-Петербург. Подобных аналогов в зарубежной конституционной практике нет. К тому же отнесение столицы государства к числу членов Федерации создает определенные сложности с распределением компетенции, отнесением ее составных территориальных (административных единиц) к системе местного самоуправления и др. В ряде федеративных стран столичные города наделяются статусом федерального округа - территориального образования, находящегося в исключительной юрисдикции федерации и не являющегося ее субъектом. [23]

В составе Российской Федерации 9 краев,  46 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов. Статус края, области, города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, принимаемым (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации(ст. 66, ч.2), а также Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим в себя договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург Российской Федерации и другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. [24]

Устав является учредительным нормативным правовым актом, соответствующим Конституции РФ, обладающим высшей юридической силой на территории субъекта РФ и закрепляющим систему органов государственной власти, вопросы собственного ведения субъекта РФ и его административно-территориальное устройство.

Действующее конституционное законодательство Российской' Федерации отличается двухуровневым построением, что обусловливает существование федерального конституционного законодательства и конституционного, уставного законодательства субъектов РФ. Одной из особенностей устава субъекта Российской Федерации: как источника конституционного права является порядок его принятия; В соответствии с Конституцией Российской' Федерации - устав .субъекта Российской Федерации: принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта федерации. [25]

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения. [26]

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Федеративный договор от 31.03.92

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ. Края, области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов - краев, областей и городов федерального значения - и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения. [27]

Согласно статье 2 п. 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г., к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

д) адвокатура, нотариат;

е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. статье 3 п.2, 3, 4  Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г., 

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов. [28]

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.[29]

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва.

Москва является самым крупным мегаполисом Российской Федерации, является полноправным субъектом Российской Федерации и одновременно столицей государства. Такое соединение двух статусов порождает различные правовые толкования функций города Москвы в современной конституционно-правовой системе России.[30]

Правовое регулирование статуса города Москвы нужно осуществлять с учетом его особенностей, противоречащих статусу иных субъектов в соответствии с п. 4 ст. 5 Конституции РФ. Столица Российской Федерации –  символ суверенного государства и административно-территориальное образование, обладающее необходимыми ресурсами для размещения федеральных органов государственной власти,  представительств субъектов РФ, иностранных государств, для осуществления внутренних и внешних функций государства. 

Статус столицы Российской Федерации – это особое правовое положение города федерального значения Москвы, обусловленное его исторически сложившейся социально-политической ролью и предназначением,  принципами, специальными управленческими функциями органов государственной власти в целях проведения интересов Российской Федерации и учета интересов субъектов РФ и местного самоуправления. [31]

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (с изменениями от 18 июля 1995 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г.), в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

а) предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

б) обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

в) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации;

г)участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

д) согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Информация о работе СУбъеты РФ