Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа
Актуальность темы. Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов (на данный момент в составе Российской Федерации 83 субъекта), которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в п.1 ст. 5 Конституции РФ, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов (на данный момент в составе Российской Федерации 83 субъекта), которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в п.1 ст. 5 Конституции РФ, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года Федеративным договором от 31марта 1992 года.
Конституция исходит из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Эти особенности отражены, в частности, в ст. 66 Конституции РФ. Признание Конституцией наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах.
Особенности различных субъектов РФ, отраженные в их конституционно-правовом статусе, а также очевидное неравенство различных частей Федерации по уровню их социально-экономического развития, размерам территории, численности населения и иным исторически сложившимся условиям не означает, что Федерация в нашей стране носит асимметричный характер, поскольку «симметрия» Федерации определяется конституционным принципом равенства прав всех субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Различаясь фактически, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, являются одинаковыми. Понятие «субъект РФ», применяемое Конституцией ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став равноправными субъектами РФ. Свой статус субъекты РФ обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора.
Анализ изученных источников и литературы. Изучаемая тема курсовой работы является достаточно актуальной и освещение данной темы отражено в работах Голубок С.А., Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., а также Конституция Российской Федерации, Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации», а также решения Конституционного Суда РФ по исследуемой тематике, авторефераты.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является исследование различных аспектов конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Исследовать основные черты конституционного статуса субъектов, входящих в состав Российской Федерации.
2. Определить конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации.
3. Определить конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.
4. Определить конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа и источниковая база исследования.
Теоретико-методологической основой послужили:
-структурно-функциональный метод.
Источниковую базу составили: учебники, нормативно-правовые акты, авторефераты.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. [1]
Под конституционно-правовым статусом субъекта Российской Федерации. следует понимать совокупность правовых отношений субъекта Российской Федерации с самой Федерацией, её субъектами, субъектами международного права, местным самоуправлением, гражданами, урегулированных Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, а также решениями Конституционного суда РФ.
Следует отметить, что конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации имеет ограниченный характер в силу основополагающих принципов Конституции РФ и суверенитета Российской Федерации.[2]
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным Законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
Федеральные законы, указы Президента РФ, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.
В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. [3]
Реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в современной России свидетельствует о формировании механизма разграничения предметов ведения и полномочий, который имеет следующую правовую конструкцию:
1) издание органами государственной власти нормативных правовых актов, определяющих полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) надлежащее исполнение органами государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, полномочий по предметам их ведения, в том числе и делегированных полномочий;
3) соблюдение органами государственной власти принципа невмешательства федеральных органов государственной власти в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и наоборот;
4) применение органами государственной власти нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в различных сферах жизни общества.
Эффективность действия механизма разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами зависит от ряда факторов, в том числе от степени соответствия действующего законодательства уровню развития федеративных отношений, уровня правосознания и правовой культуры, профессионализма субъектов конституционных правоотношений, степени гарантированности прав субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий. [4]
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. [5]
При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности. [6]
Изменение состава субъектов Российской Федерации как правовой институт базируется на комплексе принципов, в рамках которых реализуются соответствующие процессы, включающем как общие принципы конституционного права, так и специфические правовые принципы. Выделены общие принципы изменения субъектного состава Российской Федерации:
- принцип равноправия субъектов федерации как возможных участников процесса образования нового субъекта;
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Второй принцип является развитием основополагающего принципа конституционного права о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. При изменении субъектного состава федерации их высшая ценность проявляется в приоритете над политической и экономической целесообразностью изменения субъектного состава Российской Федерации. 5
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.
Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. [7]
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам. [8]