Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Сущность структурной политики, ее значение в системе государственных мероприятий по преодолению кризиса
Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.
Естественное
развитие рыночных отношений сопровождается
быстрым ростом различий в уровне
доходов социальных групп общества. В
течение нескольких лет произошло кардинальное
перераспределение национального дохода
и его составляющих между регионами, классами,
нациями. Так, в 1996 г. отставание в уровне
денежных доходов на душу населения жителей
Ивановской области, Калмыкии и Дагестана
от жителей Москвы выражалось величинами
от 8 до 13 раз, отставание в уровне потребительских
доходов составляло 10—23 раза, размеры
среднедушевых банковских вкладов на
срок свыше 90 дней различались в названных
регионах в 390 раз[16]. В одних регионах живут
по стандартам Западной Европы, в других
— как в Тропической Африке.
Наличие столь резких контрастов в материальных условиях жизни широких слоев населения создает реальные угрозы социальной стабильности и территориальной целостности страны. В этой связи следует обратить внимание на чрезвычайную актуальность более активного вмешательства государства в регулирование уровня и структуры доходов различных социальных групп населения страны.
Основные методы,
цели и задачи структурной перестройки
Преодоление глубокого
и затяжного кризиса требует
усиления роли государства в
организации структурных
- организационно-экономические
(институциональные);
- нормотворчество;
- бюджетное регулирование;
- монетарные
методы;
- стимулирование
деловой активности
На современном
этапе эти методы подчиняются решению
следующих приоритетных задач.
Институциональные
изменения должны быть подчинены
прежде всего повышению эффективности
и конкурентоспособности
Процесс нормотворчества
направлен в первую очередь на
системное правовое обеспечение
развития российской экономики и
интеграцию ее в мировое экономическое
пространство. Отечественное законодательство
должно быть приведено в соответствие
с международными соглашениями по тарифам
и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашениями с международными
валютными и финансовыми организациями
(МВФ, Мировым банком) и др. Основное внимание
Правительства должно быть направлено
на законодательное обеспечение гарантий
прав собственности и инициативной деятельности
предпринимателей, конкретизацию основ
федерализма, создание целостной правовой
базы организации и деятельности судебной
системы, совершенствование и укрепление
системы исполнения судебных решений.
Должны быть созданы также правовые механизмы
реформирования имущественных, земельных,
жилищных и трудовых отношений.
Бюджетное регулирование
должно обеспечить стабилизацию государственного
бюджета и сбора налогов при
ограничении нормы налоговых
изъятий. Решение этой проблемы имеет
ключевое значение для повышения
инвестиционной активности и структурной
перестройки. Задачу увеличения
сбора налогов приходится решать
в условиях низкого уровня производства
и ограниченных финансовых возможностях
большинства предприятий за счет тех резервов,
которые имеются в пресечении уклонения
от уплаты налогов.
Монетарные методы
нацелены на преодоление кризиса
неплатежей и стабилизацию финансового
положения предприятий. Для этого
необходимо сократить бюджетный
дефицит и заимствования государства
на финансовых рынках, снизить доходность
государственных кредитных обязательств,
сократить государственный долг и расходы
по его обслуживанию. В то же время в денежном
обороте страны должно быть сокращено
наличие иностранной валюты, количество
которой, как уже отмечалось, сопоставимо
с рублевой денежной массой. Для укрепления
доверия к национальной валюте требуется
стабилизировать ее курс, предложить инструменты
для вложения рублей более выгодные, чем
вложения в доллары. При наличии этих условий
становится возможным снизить уровень
реальных процентных ставок, удешевить
кредит и направить возрастающую часть
финансовых ресурсов на пополнение оборотного
капитала предприятий производственной
сферы.
Стимулированию
деловой активности предприятий
производственной сферы, подъему их экономики
будет способствовать последовательное
освобождение их от бремени содержания
объектов социальной сферы, укрепление
договорной и финансовой дисциплины. Повышению
престижа, высококачественного эффективного
труда должно содействовать преодоление
негативной тенденции к снижению доли
заработной платы в структуре доходов
населения. Особо нуждающимся, малообеспеченным
гражданам должны быть предоставлены
пособия в соответствии с формируемой
системой государственных минимальных
социальных стандартов. Обеспечение роста
доходов и потребления населения в программе
Правительства провозглашается главной
социальной задачей[17].
Структурные изменения
экономики происходят объективно под
воздействием развития производительных
сил и производственных отношений.
Проводя взвешенный, научно обоснованный
политический курс, государство направляет
эти изменения в определенное русло. Учитывая
особенности состояния экономики и актуальные
потребности развития общества в обозримой
перспективе, Правительство РФ наметило
следующие цели структурных преобразований:
1. Достижение
к концу столетия устойчивого
экономического роста не ниже
5 % в год. Обеспечение высоких
темпов роста инвестиций, необходимых
для динамичного развития
2. Осуществление
институциональных
3. Обеспечение
прогрессивных структурных
4. Рост реальных
доходов и потребления населения,
существенное продвижение в борьбе с бедностью.
Для достижения
указанных целей Правительство
считает необходимым решить следующие
задачи.
1. Обеспечить
макроэкономические условия
2. Провести реформу
предприятий с целью
3. Провести реформу
социальной сферы с целью
4. Осуществить
налоговую реформу,
5. Обеспечить
формирование
6. Решить проблему
неплатежей на неинфляционной
основе и за счет этого добиться
существенного снижения использования
бартера и денежных суррогатов в хозяйственном
обороте.
7. Обеспечить
уровень накопления в
8. Обеспечить
защиту интересов отечественных производителей
и стимулирование повышения их конкурентоспособности.
9. Добиться прекращения
долларизации экономики,
10. Обеспечить реализацию
системы минимальных социальных стандартов
в сфере потребления, образования, здравоохранения
и культуры.
11. Осуществить
военную реформу. Изменить
12. Продолжить
укрепление экономических и
Решающим для
выполнения этих задач станет 1998 г.,
в течение которого продолжится
жесткая антиинфляционная политика, начнется
налоговая реформа, повысится собираемость
налогов и на этой основе стабилизируется
доходная часть бюджета.
Более интенсивно
будет продолжена работа по снижению
доходности ГКО, которая приведет к
существенному снижению процентных ставок
по банковским кредитам, что, в свою очередь,
приведет к интенсификации инвестиций
в реальный сектор экономики.
Инвестиционная
политика в 1998 г. будет характеризоваться
жесточайшей экономией, инвестиционные
ресурсы будут направлены в наиболее элективные
и быстроокупаемые проекты. В 1998 г. продолжится
выделение из субъектов естественных
монополий самостоятельных предприятий,
оказывающих услуги, не относящихся к
числу естественно монопольных, формирование
конкурентных рынков этих видов услуг,
начнется процесс сокращения перекрестного
субсидирования разных групп потребителей
в отраслях естественных монополий.
В социальной сфере
будет осуществлен комплекс мер
по стабилизации уровня жизни населения,
постепенному сокращению масштабов бедности,
уменьшению разрыва в уровне жизни между
различными категориями населения, недопущению
массовой безработицы, усилению защиты
трудовых и социальных прав граждан.
В 1998 г. продолжится
реформа жилищно-коммунального
На первом этапе проведения военной реформы будут вложены дополнительные финансовые средства в мероприятия по сокращению численности вооруженных сил.
Темпы и пропорции
развития экономики на 1998—2000 гг.
1. В результате
реализации мероприятий
2. Пропорции
между потреблением и
3. Устранение
основных источников
Однако в период
активного осуществления реформы жилищно-коммунальной
сферы и снятия дотаций населению на услуги
жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского
транспорта (1998 — первое полугодие 1999
гг.) ожидаются более значительные уровни
роста потребительских цен — в среднем
12 % в расчете на год.
4. Произойдет
балансировка пропорций между
реальным и финансовым
5. Улучшатся
параметры процесса воспроизводства
основных фондов, ускорится обновление
на новой технологической основе производственного
аппарата. Объем инвестиций в основной
капитал возрастет примерно в 1,3—1,4 раза.
Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных
основных фондов повысится с 2 до 5,5 %.