Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Описание работы

Сущность структурной политики, ее значение в системе государственных мероприятий по преодолению кризиса
Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Работа содержит 1 файл

нац экономика.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Естественное  развитие рыночных отношений сопровождается быстрым ростом различий в уровне доходов социальных групп общества. В течение нескольких лет произошло кардинальное перераспределение национального дохода и его составляющих между регионами, классами, нациями. Так, в 1996 г. отставание в уровне денежных доходов на душу населения жителей Ивановской области, Калмыкии и Дагестана от жителей Москвы выражалось величинами от 8 до 13 раз, отставание в уровне потребительских доходов составляло 10—23 раза, размеры среднедушевых банковских вкладов на срок свыше 90 дней различались в названных регионах в 390 раз[16]. В одних регионах живут по стандартам Западной Европы, в других — как в Тропической Африке. 

Наличие столь  резких контрастов в материальных условиях жизни широких слоев населения  создает реальные угрозы социальной стабильности и территориальной целостности страны. В этой связи следует обратить внимание на чрезвычайную актуальность более активного вмешательства государства в регулирование уровня и структуры доходов различных социальных групп населения страны.

Основные методы, цели и задачи структурной перестройки 

Преодоление глубокого  и затяжного кризиса требует  усиления роли  государства в  организации структурных преобразований экономики. На новом этапе реформы  государство намерено активно применять  весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике: 

- организационно-экономические  (институциональные); 

- нормотворчество; 

- бюджетное регулирование; 

- монетарные  методы; 

- стимулирование  деловой активности посредством  изменения структуры социальных  расходов и доходов населения. 

На современном этапе эти методы подчиняются решению следующих приоритетных задач. 

Институциональные изменения должны быть подчинены  прежде всего повышению эффективности  и конкурентоспособности отечественных  предприятий. С этой целью государство  поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на мировом рынке. 

Процесс нормотворчества  направлен в первую очередь на системное правовое обеспечение  развития российской экономики и  интеграцию ее в мировое экономическое  пространство. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными соглашениями по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашениями с международными валютными и финансовыми организациями (МВФ, Мировым банком) и др. Основное внимание Правительства должно быть направлено на законодательное обеспечение гарантий прав собственности и инициативной деятельности предпринимателей, конкретизацию основ федерализма, создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, совершенствование и укрепление системы исполнения судебных решений. Должны быть созданы также правовые механизмы реформирования имущественных, земельных, жилищных и трудовых отношений. 

Бюджетное  регулирование  должно обеспечить стабилизацию государственного  бюджета  и  сбора  налогов при  ограничении нормы налоговых  изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение  для повышения  инвестиционной  активности  и структурной перестройки. Задачу  увеличения  сбора  налогов  приходится решать в условиях  низкого  уровня  производства и ограниченных финансовых возможностях большинства предприятий за счет тех резервов, которые имеются в пресечении уклонения от уплаты налогов. 

Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса  неплатежей и стабилизацию финансового  положения предприятий. Для этого  необходимо сократить бюджетный  дефицит и заимствования  государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты, количество которой, как уже отмечалось, сопоставимо с рублевой денежной массой. Для укрепления доверия к национальной валюте требуется стабилизировать ее курс, предложить инструменты для вложения рублей более выгодные, чем вложения в доллары. При наличии этих условий становится возможным снизить уровень реальных процентных ставок, удешевить кредит и направить возрастающую часть финансовых ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий производственной сферы. 

Стимулированию  деловой активности предприятий  производственной сферы, подъему их экономики будет способствовать последовательное освобождение их от бремени содержания объектов социальной сферы, укрепление договорной и финансовой дисциплины. Повышению престижа, высококачественного эффективного труда должно содействовать преодоление негативной тенденции к снижению доли заработной платы в структуре доходов населения. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам должны быть предоставлены пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение роста доходов и потребления населения в программе Правительства провозглашается главной социальной задачей[17]. 

Структурные изменения  экономики происходят объективно под  воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Проводя взвешенный, научно обоснованный политический курс, государство направляет эти изменения в определенное русло. Учитывая особенности состояния экономики и актуальные потребности развития общества в обозримой перспективе, Правительство РФ наметило следующие цели структурных преобразований: 

1. Достижение  к концу столетия устойчивого  экономического роста не ниже 5 % в год. Обеспечение высоких  темпов роста инвестиций, необходимых  для динамичного развития экономики  и структурных преобразований. 

2. Осуществление  институциональных преобразований, необходимых для эффективного  функционирования рыночной экономики,  обеспечивающих гарантии прав  собственности, справедливую конкуренцию,  регулирование естественных монополий,  укрепление законности и правопорядка. 

3. Обеспечение  прогрессивных структурных сдвигов  в производстве и экспорте. Повышение  на этой основе эффективности  и конкурентоспособности предприятий.  Сокращение доли неэффективных  производств. 

4. Рост реальных  доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью. 

Для достижения указанных целей Правительство  считает необходимым решить следующие  задачи. 

1. Обеспечить  макроэкономические условия для  структурной перестройки и экономического  роста: темпы инфляции не выше 5—8 % в год, дефицит бюджета в конце периода — 2 % ВВП. 

2. Провести реформу  предприятий с целью существенного  повышения уровня управления  ими в рыночных условиях. 

3. Провести реформу  социальной сферы с целью значительного  повышения ее эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом. 

4. Осуществить  налоговую реформу, предусмотрев  упрощение налоговой системы,  повышение собираемости налогов при снижении налогового бремени для предприятий. Обеспечить стабилизацию поступлений налогов и сборов в бюджет расширенного Правительства, включая пенсионный фонд и внебюджетные социальные фонды, на уровне 35—40 % ВВП, в том числе в консолидированный бюджет — на уровне 30—32 % ВВП. Ввести в действие налоговый кодекс, отвечающий этим требованиям. 

5. Обеспечить  формирование конкурентоспособного  финансового сектора. Сократить  государственные заимствования  и обеспечить увеличение их  срочности. Снизить доходность государственных ценных бумаг до 4—6 % сверх уровня инфляции. Добиться снижения среднего уровня процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный сектор. 

6. Решить проблему  неплатежей на неинфляционной  основе и за счет этого добиться существенного снижения использования бартера и денежных суррогатов в хозяйственном обороте. 

7. Обеспечить  уровень накопления в экономике  до 28—30 % ВВП и создать условия  для трансформации сбережений  в инвестиции. Повысить долю инвестиций  в основной капитал до 20—23 % ВВП. Стимулировать инвестиции в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли экономики. Создать благоприятный климат для иностранных инвестиций, довести их приток к концу периода до 10—12 млрд. долл. в год. 

8. Обеспечить  защиту интересов отечественных производителей и стимулирование повышения их конкурентоспособности. 

9. Добиться прекращения  долларизации экономики, обеспечить  укрепление национальной валюты  и выгодность сбережений в  рублях. Остановить утечку капитала. 

10. Обеспечить реализацию системы минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры. 

11. Осуществить  военную реформу. Изменить структуру  расходов бюджета на национальную  оборону. 

12. Продолжить  укрепление экономических и финансовых позиций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения самостоятельности в решении социально-экономических вопросов, относящихся к их ведению[18]. 

Решающим для  выполнения этих задач станет 1998 г., в течение которого продолжится жесткая антиинфляционная политика, начнется налоговая реформа, повысится собираемость налогов и на этой основе стабилизируется доходная часть бюджета. 

Более интенсивно будет продолжена работа по снижению доходности ГКО, которая приведет к существенному снижению процентных ставок по банковским кредитам, что, в свою очередь, приведет к интенсификации инвестиций в реальный сектор экономики. 

Инвестиционная  политика в 1998 г. будет характеризоваться  жесточайшей экономией, инвестиционные ресурсы будут направлены в наиболее элективные и быстроокупаемые проекты. В 1998 г. продолжится выделение из субъектов естественных монополий самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящихся к числу естественно монопольных, формирование конкурентных рынков этих видов услуг, начнется процесс сокращения перекрестного субсидирования разных групп потребителей в отраслях естественных монополий. 

В социальной сфере  будет осуществлен комплекс мер  по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан. 

В 1998 г. продолжится  реформа жилищно-коммунального хозяйства, где планируется постепенный переход ЖКХ на режим безубыточного функционирования и снижение на этой основе нагрузки на федеральный и местные бюджеты. 

На первом этапе  проведения военной реформы будут  вложены дополнительные финансовые средства в мероприятия по сокращению численности вооруженных сил.

Темпы и пропорции  развития экономики на 1998—2000 гг. 

1. В результате  реализации мероприятий программы  с 1998 г. предполагается выход  на устойчивые положительные  темпы прироста ВВП, которые  к 2000 г. составят около 5 %. 

2. Пропорции  между потреблением и накоплением  в ВВП изменяются в пользу  накопления, величина которого возрастет  в 1,4 раза. При этом переход  экономики в режим роста позволит  обеспечить увеличение потребления,  особенно в период 1999—2000 гг. За  период 1997—2000 гг. конечное потребление возрастет на 12—14 %, в том числе в 2000 г. — на 4,5 %. Относительно низкие темпы роста потребления будут обусловлены как ростом спроса на инвестиционные ресурсы, так и поэтапным снятием дотаций и прекращением перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте. 

3. Устранение  основных источников формирования  инфляции позволит сформировать  устойчивую низкоинфляционную среду.  Среднегодовой уровень инфляции  не превысит 10 % к концу периода. 

Однако в период активного осуществления реформы жилищно-коммунальной сферы и снятия дотаций населению на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта (1998 — первое полугодие 1999 гг.) ожидаются более значительные уровни роста потребительских цен — в среднем 12 % в расчете на год. 

4. Произойдет  балансировка пропорций между  реальным и финансовым секторами  экономики. Это отразится в  опережающем росте промышленного  производства по сравнению с  ВВП в период 1998—2000 гг.  

5. Улучшатся  параметры процесса воспроизводства основных фондов, ускорится обновление на новой технологической основе производственного аппарата. Объем инвестиций в основной капитал возрастет примерно в 1,3—1,4 раза. Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных основных фондов повысится с 2 до 5,5 %. 

Информация о работе Структурная политика государства