Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Сущность структурной политики, ее значение в системе государственных мероприятий по преодолению кризиса
Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.
Глава 7. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Сущность
структурной политики, ее значение
в системе государственных
Стабилизация
национального хозяйства и
Под структурной
политикой понимается деятельность
государства и его
В условиях многоукладного
рыночного хозяйства пропорции
формируются в результате взаимодействия
спроса и предложения. Государство не
может произвольно их устанавливать. В
то же время рыночный механизм неудовлетворительно
справляется с задачами регулирования
отраслей производственной и социальной
инфраструктуры, не обеспечивает социальную
защиту нетрудоспособных и малообеспеченных
слоев населения, охрану окружающей среды.
Как показано в предыдущих темах, рыночный
механизм сам нуждается в совершенствовании,
в корректировке и доводке, в целевой ориентации
и функциональной организации со стороны
государства, общественных и политических
институтов.
Свое воздействие
на пропорции национальной экономики
государство осуществляет с помощью
административно-правовых методов
и через посредство рыночных категорий,
рычагов и инструментов. Содержание
методов государственного регулирования
обусловлено экономикой, самими объектами
регулирования, т.е. конкретными видами
пропорций, а также историческими факторами
и специфическими условиями жизни людей.
Пропорции национального
хозяйства группируются следующим
образом: общеэкономические (макроэкономические),
отраслевые и региональные (мезоэкономические),
внутриотраслевые и внутрипроизводственные
(микроэкономические), межгосударственные,
международные (мегаэкономические). Все
виды пропорций неразрывно связаны, находятся
в тесном единстве и взаимосвязи.
Ключевую роль
в организации национального
хозяйства играют общеэкономические
пропорции: спроса и предложения
товаров, производства товаров и
производства услуг, производства средств
производства и предметов потребления,
соотношение фондов возмещения, потребления
и накопления, пропорции между отраслевыми
и региональными комплексами.
В результате широкомасштабных
процессов приватизации в нашей
стране сформировалась многоукладная
экономика, в этих условиях большую
значимость имеют соотношения и связи
между двумя крупными секторами национального
хозяйства: государственным и частным.
Деятельность
государства по регулированию структуры
национального хозяйства
Стратегия —
долговременный курс государства, направленный
на комплексное решение
Высшей целью
структурной политики является обеспечение
сбалансированности экономики, поддержание
такой пропорциональности, при которой
достигается наиболее динамичное, устойчивое
(равновесное), безкризисное развитие
народного хозяйства при
На предыдущем
этапе рыночных реформ в экономике
страны произошли серьезные качественные
изменения. В основном завершена либерализация
цен и хозяйственных связей. Достигнута
сбалансированность на рынке потребительских
товаров. Осуществлена массовая приватизация
предприятий, более 70 % валового внутреннего
продукта производится в негосударственном
секторе. Достигнуто ощутимое снижение
инфляции. Российская экономика стала
преимущественно рыночной. Страна выходит
из трудной фазы глубокого кризиса, охватившего
ее с 1990 г.
Начался новый этап
реформ. По замыслу правительства, основное
содержание этого этапа заключается в
структурной перестройке экономики и
возобновлении на этой основе экономического
роста.
Смысл структурной
перестройки состоит в том, что
наряду со свертыванием и ликвидацией
старых, неэффективных, не удовлетворяющих
требованиям рыночной экономики производств,
которые преобладали до сих пор, начинается
и набирает темп развитие современных
эффективных и конкурентоспособных производств
и видов деятельности. Их рост вначале
компенсирует спад в старых производствах,
и тем самым достигается устойчивая стабилизация
объема ВВП, продукции промышленности
и сельского хозяйства. Затем темп роста
более эффективного сектора превосходит
размеры спада производства на прежних
мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся
спросом продукции с приемлемыми издержками,
и таким образом начинается рост экономики
в целом.
Одновременно
будут происходить сдвиги в отраслевой
структуре производства, удельный вес
одних отраслей увеличится, других
снизится, отражая формирование новой
структуры, приспособленной к структуре
рыночного спроса, реальным потребностям
общества и условиям конкурентоспособности.
Будут происходить изменения и в территориальном
размещении производства и торговли. Возможно
усиление дифференциации регионов по
уровню социально-экономического развития,
что потребует принятия соответствующих
мер[1].
Специфика структурной перестройки в России определяется рядом факторов, прежде всего исходным состоянием структуры народного хозяйства, а также характером сил и условий, которые будут оказывать воздействие на содержание преобразований.
Пропорции национального
хозяйства: характерные черты и
противоречия
Существующая
структура экономики сложилась
в основном в дореформенный период,
она несет глубокие отпечатки особенностей
исторического развития страны.
В силу ряда причин
дореволюционная царская Россия
отставала в своем технико-
Причины столь
резкого различия промежуточных
и конечных, объемных и качественных
показателей развития советской
экономики объясняются прежде всего
чрезмерно большим удельных весом затрат
на содержание военно-промышленного комплекса.
Гонку вооружений
в 70—80-е гг. обслуживали 4/5 всех промышленных
мощностей, 3/4 трудовых и научно-технических
ресурсов, 9/10 научного и конструкторского
потенциала. На оборону в явном или скрытом
виде направлялось до 25 % советского ВВП
(против 4—6 % в США и других ведущих странах
НАТО, 1 % — Япония)[4]. Такой тяжести оборонного
щита длительное время "не может выдержать"
ни одна экономика мира.
Второй, не менее
важной причиной низкой эффективности
советской экономики являлась ее замкнутость,
относительная изолированность от мировых
центров научного, технического и экономического
развития. Экспортная квота (доля продукции,
поставляемой на экспорт) колебалась
от 10,4 % в 1913 г. до 0,5 % в 1937 г. и до 6,7 % в 80-е
гг.[5] При этом происходила деградация
товарной структуры советского экспорта.
Удельный вес топлива и электроэнергии
в общем объеме экспорта (в мировых ценах)
повысился с 15,7 % в 1970 г. до 54,4 % в 1984 г., а
доля сырьевых и полуобработанных продуктов
возросла с 48,7 в 1975 г. до 64,7 % в 1985 г.[6] Страна
превращалась в сырьевой придаток высокоразвитых
капиталистических стран. После второй
мировой войны экспорт служил также инструментом
скрытого субсидирования ряда развивающихся
стран, что ограничивало импортные ресурсы,
сдерживало темпы технического перевооружения
народного хозяйства СССР. Запоздалая
индустриализация, замкнутый характер
развития национального хозяйства на
протяжении многих десятилетий, сырьевая
ориентация внешнеэкономических связей
в сочетании с высоким уровнем милитаризации
и монополизации производства обусловили
глубокие деформации структуры советской
экономики, низкий уровень качества и
конкурентоспособности большинства изделий
обрабатывающей промышленности.
В годы рыночных
реформ кризисные явления экономики
России усилились, падение производства
обрело обвальный характер, в структуре
валового внутреннего продукта уменьшилась
доля продукции машиностроения и
отраслей инвестиционного комплекса,
усилилась сырьевая направленность производства
и экспорта. Россия стала утрачивать одну
за другой позиции в ряду развитых индустриальных
стран. Эти негативные тенденции усугубляются
высокой криминализацией экономики.
В годы реформ возросли
диспропорции в темпах роста валового
внутреннего продукта (ВВП) и денежной
массы. В результате ужесточения финансово-кредитной
политики отношение денежной массы к объему
ВВП снизилось с 62,4 % в 1990 г. до 21,2 % в 1992
г. и 9,6 % в 1995 г.[7]
Возникли серьезные
диспропорции между основным и оборотным
капиталом. Оборотные средства в расчете
на 100 руб. основных фондов составляли
25,7 руб. в 1990 г. и всего лишь 2,1 руб. в 1995
г.[8] В условиях разбалансированности
экономики произошел массовый перелив
капитала из малоприбыльной производственной
сферы в сферу обращения, главным образом
в операции с государственными ценными
бумагами.
К обслуживанию
государственного долга к октябрю
1996 г. было привлечено около 72 % денежных
ресурсов. Для обслуживания всех иных
операций, включая оборот в реальном секторе
экономики, оставалось около 28 % денежной
массы, или 2,1 % к величине ВВП (против 70—80
% по европейским стандартам)[9]. Привлекательность
операций с ГКО обеспечивалась надежностью
этих вложений и высокими процентными
ставками (от 80 до 120 % годовых против
8—10 % в большинстве стран мира) на фоне
низкой нормы прибыли (не более 20—30 %) в
производственной сфере[10].
Дефицит денежных
средств в реальном секторе экономики
усиливался их расходованием на приобретение
иностранной валюты. По оценкам Правительства
РФ, количество иностранной валюты, находящейся
в обороте, сопоставимо с рублевой денежной
массой[11].
Недостаток денежных
средств в реальном секторе экономики
вызвал кризис платежеспособности. Задолженность
платежей в конце 1996 г. имели 3/4 предприятий.
Суммарная задолженность предприятий
по обязательствам превысила 1 квадриллион
рублей (около 44 % ВВП), из них — 500 триллионов
(22 % ВВП) — просроченных[12]. Просроченная
задолженность предприятий и организаций
по оплате труда превысила 35 % денежных
доходов населения, задолженность по платежам
в консолидированный бюджет составила
130 трлн. руб., в том числе недоимка — 112
трлн. руб. (86 %), отсроченные платежи —
18 трлн. руб. (14 %). За год задолженность
по налоговым платежам увеличилась в 2,3
раза. При этом почти 3/4 задолженности
в бюджет образовалось в результате неплатежей
предприятий[13].
Для улучшения
сбалансированности денежного рынка
необходимо снизить процентные ставки,
радикально сократить размеры государственного
долга и дефицит государственного бюджета,
повысить уровень эффективности производства.
Решение комплекса названных задач требует
усиления регулирующей роли государства,
применения им всего арсенала используемых
в рыночной экономике методов.
Структура экономики
имеет чрезвычайно важный аспект
— социальный. Обратившись к его
рассмотрению, мы получаем синтетические,
обобщающие и в то же время точные,
довольно контрастные показатели развития
общества. Текущие преобразования экономической
и политической жизни страны не должны
затенять главный вопрос — ради чего начинались
реформы?
Статистика свидетельствует,
что реальные денежные доходы населения
в 1996 г. стабилизировались, реальная начисленная
заработная плата возросла на 5 %, численность
населения с денежными доходами ниже прожиточного
минимума составила 31,9 млн. чел. (22%), общая
численность безработных, исчисленная
в соответствии с методологией международной
организации труда (МОТ), составила 6,6 млн.
чел., индекс потребительских цен составил
за год 121,8 %[14].
Общая экономическая
и социальная ситуация в стране продолжает
оставаться напряженной. При снижении
ВВП за шесть лет реформы примерно
на 40 % реальные денежные доходы населения
уменьшились на 30 %, уровень потребления
домашних хозяйств — на 25 %. Фонд оплаты
труда (без социальных трансфертов) в 1996
г. составил всего 37 % от уровня 1990 г. и сократился
с 42 до 22 % от объема ВВП[15].