Структура законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства ………………………………………………………… 4
1.1 Понятие и система законодательства ………………………………. 4
1.2 Систематизация законодательства ..................................................... 8
2. Структура законодательства ...................................................................... 22
2.1 Отраслевая структура законодательства ………………………...… 22
2.2. Иерархическая структура законодательства ……………………… 24
2.3. Федерально-территориальная структура системы законодательств …………………………………………………………. 29
Заключение ……………………………………………………….………...... 33
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

истема законодательства..doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Данные акты объединяет то, что они издаются органами власти, обладающими специальной  компетенцией. Они являются подзаконными актами, принимаемыми на основе и во исполнение законов, указов Президента, актов Правительства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р устанавливается, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны приводится в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе не указан конкретный срок.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным требованием ко всем нормативно-правовым актам, вне зависимости от их места в иерархии, является их законность, и точное следование и исполнение Конституции Российской Федерации.

 

2.3 Федерально-территориальная структура системы законодательства

 

Наличие федеративной структуры в системе законодательства является отличительной особенностью федеративного государства. Соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов федерации оказывает огромное влияние на состояние системы законодательства.

Россия является федеративным государством. Составляющие федерацию субъекты связаны общеобязательностью норм Конституции РФ и взаимной ответственностью. В то же время структурные элементы Федерации (субъекты), как и сама Федерация, обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу. Самостоятельность Федерации проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором должно формироваться единое правовое пространство.

Изучение опыта  размежевания предметов ведения  в других странах дает основание  утверждать, что подход Российской Конституции является одним из перспективных. В Конституции ФРГ используется опыт конституционного разграничения предметов ведения Германии. Признавая конституционное разграничение предметов ведения, субъекты РФ вне пределов компетенции Федерации, обладают всей полнотой государственной власти. В процессе реализации собственных полномочий субъекты Федерации формируют собственное законодательство, право на создание которого, предусматривается Конституцией РФ (ст.ст. 5, 73, 76).

Исследование  федеративной структуры законодательства предполагает выяснение характера связей между федеральными и региональными правовыми актами.

Одной из главных  причин противоречий в федеративной структуре законодательства являются заключаемые двухсторонние договоры между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Данные договоры отражают общую тенденцию децентрализации правового регулирования. Они устанавливают разный объем полномочий для субъектов Федерации. Положения договоров предопределяют содержание законодательства субъектов Федерации. Поэтому при выяснении соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству возникает проблема приоритета положений договоров или норм федерального законодательства.

Отсутствие  четких представлений о соотношении  федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации объясняется, во многом, разнообразием взглядов на характер и природу российского федерализма, степень самостоятельности субъектов Федерации. Следовательно, изучение федеративной структуры законодательства неотделимо от общего анализа современного российского федерализма.

В Конституции  РФ закреплена модель симметричной федерации, однако асимметричный характер России придаёт заключение договоров с  нарушением ст.ст. 71-73 Конституции.

Вышеприведенная характеристика российского федерализма означает, что нормы Конституции РФ имеют приоритетное значение для определения соотношения двух уровней законодательства. В ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлен принцип верховенства федерального законодательства. Следовательно, Россия вправе требовать признания своего законодательства на всей территории, что должно служить формированию единой непротиворечивой системы законодательства, созданию единого правового пространства. Поэтому правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с разграничением предметов ведения, определенном Конституцией РФ.

На территории субъекта Российской Федерации действуют  федеральные законы и законы субъектов  РФ. Из смысла Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) вытекает, что федеральные законы обладают верховенством в случаях их принятия по предметам ведения собственно федерации и по вопросам, регулируемым Федерацией в рамках совместного ведения. Законы субъектов Федерации, принятые по предметам ведения субъектов Федерации имеют равную юридическую силу с федеральными законами.

Противостояние  законов федерального и регионального  уровня возможно, когда один законодатель внедряется в предмет ведения  другого законодателя. В этом случае возникают юридические коллизии. Правом окончательного их разрешения обладает суд.

Многие субъекты Федерации до сих пор не нашли  предмета для собственного правового  регулирования. Поэтому они часто  “внедряются” в сферу полномочий Федерации, либо просто “дублируют”  федеральные акты.

Таким образом, на сегодняшний день нельзя говорить о четком соответствии правовых актов в рамках федеративной структуры законодательства. Решение проблем в теории не приведет сразу к положительным сдвигам на практике. Во многом, причины несоответствия актов регионального уровня федеральным правовым актам носят экономический характер. Именно, стремясь к финансовым выгодам, субъекты Федерации идут на заключение двухсторонних договоров. Поэтому необходимо укрепление федеративных отношений в финансовой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совершенствование законодательства - это установленная  Конституцией форма развития правовой системы, сфера практической деятельности субъектов конституционных отношений.

Российское  законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эти реформы, связанные, прежде всего с принятием нового законодательства практически по всем отраслям права, включая государственное.

При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого  гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

В последние  годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.  
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237[28].

Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным.

Обеспечение согласованности  правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных  правовых актов достигается с  помощью систематизации законодательства.

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 231 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2006 г. - № 52. – Ст. 5497.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1997 г. - № 46. – Ст. 5243.
  4. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1998. – 457 с.
  5. Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах и определениях / В. К. Бабаев. – Г.: ГВШ МВД СССР, 1990. – 151 с.
  6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Научное изд., 2000. – 1456 с.
  7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  8. Гущина, Н. А. Система права и система законодательства: Соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 198 – 204.
  9. Даль, В. Толковый словарь под ред. В. Даль. - М.: Терра., 1998. - 1470 с.
  10. Иоффе, О. С. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. - М.: Госюриздат, 1961. – 381 с. С. 251
  11. Коваленко, А. И. Общая теория государства и права / А. И. Коваленко.  М.: ТЕИС, 1996. – 115 с.
  12. Комаров, А. С. Общая теория государства и права / А.С. Комаров. – М.: Питер-Юг, 2008. – 510 с. С. 199.
  13. Комаров, А. С. Основы государства и права / А.С. Комаров. – М.: Манускрипт, 2002. – 320 с.
  14. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский. -М.: ИНФРА_М — НОРМА, 1997. – 318 с.
  15. Лившиц, Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М.: Бек, 1994. – 224 с.
  16. Манов, Г. Н. Теория права и государства Г. Н. Манов. – М.: Бек, 1996. 336 с.
  17. Муханов, Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Муханов. - М.: ИНФРА_М — НОРМА, 2001. – 328 с.
  18. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. – 384 с.
  19. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000. – 342 с.
  20. Окуньков, Л. А. Конституции государств Европейского союза Л. А. Окуньков. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. – 816 с. С.201-207.
  21. Пиголкин, А. С. Общая теория права / А. С. Пиголкин. – М.: МГТУ им. Баумана, 1996. – 384 с.
  22. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесяна. - М.: Норма, 2008. – 832 с. С. 327.
  23. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2001. – 1110 с.
  24. Системность законодательства как фактор повышения его качества Государство и право. – 2002 - № 8. – С. 5 – 15
  25. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М.: Гепта-Трейд, 1995. – 1280 с.
  26. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с.
  27. Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / Д. Р. Шафеев. – Уфа, 2002. –23 с.
  28. http://base.garant.ru

1 Толковый словарь / под ред. В. Даль. М., 1998. С.232.

2 Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 2000. С. 398.

3 Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М., 1985. С. 179.

4 Окуньков, Л. А. Конституции государств Европейского союза / Л. А. Окуньков. М., 1997. С. 201.

5 Советский энциклопедический словарь./ под ред. А. М. Прохорова. М., 1986. С. 447.

6 Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. М., 2001. С. 340.

7 Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский. М., 1997. С. 183 - 184.

8 Муханов, Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Муханов. М., 2001. С. 75 - 77.

9 http://base.garant.ru/10164072/1/#2

10 http://base.garant.ru/10105807/1/#1010

11 Комаров, С.А. Основы государства и права / С.А. Комаров. М., 2002. С. 158 – 159

12 Коваленко, А. И. Общая теория государства и права / А. И. Коваленко. М., 1996. С. 15.

13Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. М.: Юрсить., стр. 234..

14 Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов: 2004. С. 355..

15 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит., 2004 стр. 228..

 


Информация о работе Структура законодательства