Структура законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства ………………………………………………………… 4
1.1 Понятие и система законодательства ………………………………. 4
1.2 Систематизация законодательства ..................................................... 8
2. Структура законодательства ...................................................................... 22
2.1 Отраслевая структура законодательства ………………………...… 22
2.2. Иерархическая структура законодательства ……………………… 24
2.3. Федерально-территориальная структура системы законодательств …………………………………………………………. 29
Заключение ……………………………………………………….………...... 33
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

истема законодательства..doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства ………………………………………………………… 4

1.1 Понятие и система законодательства ………………………………. 4

1.2 Систематизация  законодательства ..................................................... 8

2. Структура законодательства ...................................................................... 22

2.1 Отраслевая структура законодательства ………………………...… 22

2.2. Иерархическая структура законодательства ……………………… 24

2.3. Федерально-территориальная структура системы     законодательств …………………………………………………………. 29

Заключение ……………………………………………………….………...... 33

Список использованных источников ………………………………………. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Четкость, логичность и последовательность нормативных  актов говорит о характере  государственного режима, существующего  в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она  приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

В работе использованы идеи и разработки, содержащиеся в  трудах таких исследователей, как  С. С. Алексеев, Л. М. Карапетян, А. С. Пиголкин, Б. С. Эбзеев, Р. З. Лившиц, В. Г. Стрекозова, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т. д.

Цель работы:

- изучение системы и структуры законодательства;

Для достижения цели исследования потребовался выход  на решение следующей задачи-   Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

 

    1. Понятие и система законодательства.

 

Определение понятия  законодательства – проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. В различных словарях понятие «законодательство» трактуются по-разному:

Законодательство — общность и дух всех постановлений, законов  страны1;

Законодательство — совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве2;

Законодательство — совокупность законов3.

Законодательство — совокупность нормативных актов, принимаемых  органами власти4.

Законодательство  – совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве5.

Законодательство  — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно  населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции  Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

С. С. Алексеев ранее  понимал под законодательством  совокупность всех нормативных актов, в том числе ведомственных. Позже к законодательству он относит лишь совокупность законов, допуская возможность включения в законодательство иных нормативных актов при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий.

А. С. Пиголкин и  М. С. Студеникина полагают, что в  узком, собственном смысле под законодательством  понимается система нормативных  актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера6.

Лившиц Р. З. руководствовался двумя трактовками  законодательства (широкой и узкой). При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, а также подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов (законы и постановления парламента).

Широкое понимание  законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе – всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются  внутренние содержательные и структурные  характеристики права7. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития8.

Система законодательства Российской Федерации ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов.

В правоприменительной  практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет  правовой характер, входит в сферу  правового регулирования, но не предусмотрено  конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового  регулирования, устанавливается законодателем  двумя способами.

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный  вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом, каждая норма имеет  свои «участок» в общей сфере  правового регулирования. Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без исключения нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового регулирования данной отрасли.

Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения, регулируемые гражданским законодательством».

В части 1 названной статьи предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников»9.

В статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации «Отношения, регулируемые семейным законодательством» записано: «Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей»10. Аналогичным образом фиксируется круг правовых отношений и в других отраслях права.

Вместе с  тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

 

1.2 Систематизация законодательства.

 

Систематизация  законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативного материала путем его  обработки и расположения по классификационным  критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами11.

Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно - правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. 

Результаты  систематизации - своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система  права как следствие исторического  развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Систематизация  в конечном счете также обусловлена  объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические  нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где  действует прецедентное или обычное  право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку  современное законодательство лишь формально признаёт нормативно - правовую состоятельность прецедентов и  правовых обычаев.

Систематизация  законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей  правовой системы. В современных  цивилизованных государствах имеется  значительное число нормативных  актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

Систематизация  законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она  обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды  жизни государства потребность  в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Информация о работе Структура законодательства