Структура законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства ………………………………………………………… 4
1.1 Понятие и система законодательства ………………………………. 4
1.2 Систематизация законодательства ..................................................... 8
2. Структура законодательства ...................................................................... 22
2.1 Отраслевая структура законодательства ………………………...… 22
2.2. Иерархическая структура законодательства ……………………… 24
2.3. Федерально-территориальная структура системы законодательств …………………………………………………………. 29
Заключение ……………………………………………………….………...... 33
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

истема законодательства..doc

— 147.50 Кб (Скачать)

С течением времени  в любой развитой правовой системе  образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.

Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника  права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация - это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно - правовых актов, действующих  в одной и той же области  общественных отношений, в единой свободный  нормативно - правовой акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации  и инкорпорации. По форме систематизации нормативно - правовых актов консолидация в большей мере примыкает к  систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы  прежних актов располагаются  в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура  будущего акта.

Осуществляется  определенная редакционная правка, чисто  внешняя обработка предписаний  с тем расчетом, чтобы все они  излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются  противоречия, повторения, неоправданные  длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Работу по созданию качественно новой правовой системы  России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует  проводить таким образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. Весьма актуальна такая задача и ныне. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых "лоскутных" актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные неотделимые их части.

Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.

Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих  в себя несколько (иногда десятки) действующих  актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений  упорядочения законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура законодательства

 

Так как  система  законодательства носит субъективный характер. Поэтому при рассмотрении структуры законодательства необходимо учитывать субъективные факторы: федеративное устройство государства, сложившуюся структуру государственного аппарата, степень разработанности уже имеющегося законодательства, волю законодателя и т.д.

В зависимости  от специфики можно выделить: отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федерративно-территориальную системы законодательства.

 

2.1.  Отраслевая структура законодательства

 

Вопрос о  критериях деления права на отрасли  и институты постоянно находится  в центре внимания учёных-юристов  таких как Алексеев А.А., Тихомиров  Ю.А. и др., и является предметом обсуждения ряда научных дискуссий.

В ходе первой дискуссии (1938-1941 гг.) была отмечена важность выделения  объективного критерия деления законодательства на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования13

В.Н. Синюков  считает, что в основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: система права и система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право - конституционное законодательство, гражданское право - гражданское законодательство и т.д.), и комплексные отрасли законодательства, выделенные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т.д.). Комплексная отрасль законодательства - своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства. Последние представлены, в основном, в виде отраслевых кодексов (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.). Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов14

Отрасли законодательства, совпадающие по содержанию с отраслями права, управляются основополагающими законами. Комплексные отрасли законодательства имеют двойное управление: и со стороны стоящего во главе комплексного закона, и со стороны соответствующих отраслевых основополагающих законов. Естественно, что “двойное” управление влияет на нестабильность комплексных отраслей 15

В некоторой  мере раскрывает отраслевую структуре  законодательства Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 г.. Но, он является лишь средством эффективной организации поиска правовой информации, поэтому его недопустимо использовать в качестве основания определения отраслевой структуры законодательства

Обобщив всё  вышесказанное, можно сказать, что  отраслевую структуру современного российского законодательства можно представить как совокупность основных отраслей, комплексных отраслей и законодательных массивов.

 

2.3 Иерархическая (вертикальная) структура законодательства

 

Главным признаком, определяющим место нормативно-правового акта в иерархической структуре законодательства, является его юридическая сила, которая выражает степень подчиненности данного акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила акта зависит от объема компетенции органа, издавшего акт.

Существуют  различные критерии классификации  нормативных правовых актов. В зависимости  от юридической силы они подразделяются на законы и подзаконные акты.

Вертикальная  структура российского законодательства, по мнению А.С. Пиголкина, представляется в следующем виде:

1. Конституция  РФ,

2. Федеральные  конституционные законы,

3. Федеральные  законы,

4. Нормативные  указы Президента РФ,

5. Нормативные  постановления Правительства РФ,

6. Нормативные  приказы, постановления, инструкции  и акты иных наименований министерств, и иных центральных органов исполнительной власти,

7. Нормативные  акты представительных и исполнительных  органов местного самоуправления,

8. Нормативные  акты, издаваемые администрацией  предприятий и учреждений в  пределах предоставленных им  полномочий (локальные акты)

В вертикальную структуру законодательства также  включены ратифицированные международные  договоры и нормативные постановления  Конституционного суда РФ.

В иерархическую  структуру законодательства так  же включены акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления. Но подробно их соотношение с федеральными нормативно-правовыми актами, будет рассматриваться в следующей главе настоящей работы.

Объединяющим  звеном различных правовых актов  выступает Конституция Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Статьей 4 установлено верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.

Особое место  Конституции подчеркивается предусмотренным  в ней особенным порядком внесения изменений и принятия новой Конституции РФ. Этот факт послужил выделению некоторыми авторами в самой Конституции нескольких уровней иерархии.

Немаловажное  значение для понимания места  и роли Конституции в системе  законодательства имеет указание ст.15 Конституции на прямой характер ее действия. Однако прямое действие норм Конституции осложнено особенностью конституционных норм: большое место в ней занимают нормы-принципы, нормы-цели, учредительные нормы, которые не содержат определенных правил поведения. Так, в ст. 7 Конституции РФ закреплено: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье граждан...» Данное правовое положение имеет невысокую нормативную концентрацию. Поэтому Конституция РФ выступает в качестве базы регулирования общественных отношений посредством принятия соответствующих законов.

а) Когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при  условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) Когда суд  придет к выводу, что федеральный  закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) Когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) Когда закон  либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда  статья Конституции Российской Федерации  является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Несмотря на указанные проблемы, Конституция  является главным правообразующим  фактором. В процессе правотворчества и правоприменения происходит конкретизация конституционных норм, но при этом недопустимо отступление от буквы и духа Конституции.

Следующим звеном в иерархической структуре законодательства является закон. Закон - это принятый в особом, порядке правовой акт, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

Закон обладает верховенством в иерархической  системе законодательства, носит  первичный характер. Другие правовые акты должны основываться на законе и не могут ему противоречить. Должна проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе должен быть правовой акт. При этом встает проблема определения важности общественных отношений. Принятие законов по «узким» вопросам общественных отношений, но рассчитанных на неоднократное применение, возможно. Это не должно приводить к мелочной регламентации общественной жизни.

Важным является установление взаимоотношений между федеральными конституционными законами и Конституцией. Прямое указание на соотношение их юридической силы в Конституции отсутствует.

Часть 3 статьи 76 Конституции устанавливает приоритет  федеральных конституционных законов над федеральными законами. Следовательно, последние должны соответствовать первым и стоят в иерархической структуре на ступень ниже. Федеральные законы принимаются по текущим вопросам общественной жизни. Для их принятия Конституция устанавливает менее сложную процедуру, чем для принятия конституционных законов.

К подзаконным  актам российского законодательства относятся нормативные указы  Президента Российской Федерации. В  отличие от правоприменительных  указов они содержат нормы права, имеют общеобязательное значение, рассчитаны на многократное применение. Возможность издания Президентом нормативных указов предусмотрена ч. 1 ст. 115 Конституции.

Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и  распоряжения Президента «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Видимо, и в данном случае термин «федеральный закон» употребляется в собирательном смысле.

Особые отношения  актов Президента с законами объясняются  тем, что согласно Конституции Президент  не входит в систему разделения властей, соответственно акты, им издаваемые, во многом утратили исполнительно-распорядительный характер.

Некоторые авторы положительно оценивают издание  указов, носящих законодательный  характер, так как они способствуют устранению пробелов в законодательстве. В.А. Четвернин даже разделяет указы Президента по юридической силе, считая, что указы Президента, изданные по вопросам, не урегулированным федеральным законом, выше по иерархии, чем указы, изданные на основании и во исполнение законов Конституция Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает  постановления, носящие нормативный  характер. Они издаются на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Тем самым определяется их подзаконный характер.

Статьей 115 Конституции, ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации установлена обязательность исполнения постановлений Правительства на всей территории Российской Федерации, чем подчеркивается их высокий статус в иерархической системе законодательства.

Министерства, федеральные службы и федеральные  агентства принимают правовые акты с различными названиями: приказы, инструкции, инструктивные письма и т.д. Такое  многообразие приводит в правоприменительной  деятельности к проблеме выяснения юридической силы акта.

Информация о работе Структура законодательства