Структура правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как явления социальной культуры.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского правосознания.

Содержание

Введение

1. Понятие правосознания

2. Место правосознания в механизме правового регулирования

3. Самобытность правосознания в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТГП-структура правосознания.docx

— 50.17 Кб (Скачать)

Естественно, что  воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются  элементы правосознания. Воспитание правосознания  является составной частью всей культурной жизни общества, социальных функций  государства, проявляющего заботу о  просвещении и воспитании подрастающего  поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает  индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических  принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения  к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. 

Развитие правового  сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев  произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в  сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство  www.tsure.ru. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Вся история  культурного человечества свидетельствует  о том, что право и государство  периодически вступают в состояние  глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну. 

Люди объединяются на основах права как бы лишь для  того, чтобы осуществить внеправовое  разъединение; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать на третьего; братство служит вражде; под видом порядка  тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а  перемирие готовит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис наступает  тогда, когда история начинает подводить  итоги целому народу, наполненному такими своекорыстными посягательствами, беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда, как бы внезапно, обнаруживается, что право и государство получили неверное содержание и недостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую цель; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются в глубоком обновлении и возрождении. 

И, почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, человечество начинает выбираться из нее с той же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, с которой оно позволило ей настигнуть себя и подавить, а слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям. 

Для того чтобы  право и государство действительно  вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу, и, затем, сделать  осознанное предметом воли и жизненного действия. В основании изречения  должно лежать верное понимание здорового  организма и его недугов. Установит  такое верное понимание правового  и политического общения есть задача философии права: разрешить  эту задачу, значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании. 

В результате исследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что правосознание существует до, после и параллельно с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования. 

Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность  принятия и воплощения в жизнь  мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека. 

Особое место  в ряду этих мер должно занять правовое воспитание. Правовое воспитание одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного  формирования потребностей и интересов  личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться  на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков  правомерного и социально-активного  поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается  как процесс формирования правового  сознания и правовой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. С.С. Алексеев, Государство и право, М., 2004 г.

2. С.С. Алексеев, Общая теория права, М., 1981 г.

3. В.П. Желтова, Философия и буржуазное правосознание, М., 1977 г.

4. И.А. Ильин,  О сущности правосознания, М., 2003 г.

5. В.И. Каминская,  Ратинов А.Р. Правосознание как  элемент правовой культуры. Правовая  культура и вопросы правового  воспитания, М., 1974.

6. Общая теория  права и государства // под ред.  В.В. Лазарева, М., 2004 г.

7. А.К. Уледов, Структура общественного сознания, «Мысль», 2006.

8. И. Фарбер, Правосознание  как форма общественного сознания, М., 1963 г. 

9. Е.А. Лукашова, Социалистическое правосознание  и законность, Юридическая литература, М., 1973 г. 

10. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. Политические и правовые формы общественного сознания / / Философские науки, 1980 г. №5.

12. Теория государства  и права. / Курс лекций под ред.  Н.И. Матузова, А.В. Малько. Юрист, М. 2007 г.

13. Рябко И.Ф.  Правосознание и правовое воспитание  масс. Рн/Д 1969 г. Изд. Ростовского Университета.

14. «Формы общественного  сознания», изд-во МГУ, 200.

15. «Взаимодействие  форм общественного сознания»,  изд-во МГУ, 1964

16. Каминская  В.И., Ратинов А.Р. Правосознание  как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы  правового воспитания. - М., 1974.

17. «Политическое  самообразование» 1968 г. №2.

18. Остроумов  Г.С. Правовое сознание действительности. М.: Наука, 1969.

19. Б.Д. Парыгин, Социальная психология как наука, изд-во ЛГУ, 1965,

20. www.spbpravo.ru 

21. Кузнецов Э.В.  Кризис современного правосознания  // Изв. Вузов. Правоведение. 3/1994.

22. www.ts

Информация о работе Структура правосознания