Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как явления социальной культуры.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского правосознания.
Введение
1. Понятие правосознания
2. Место правосознания в механизме правового регулирования
3. Самобытность правосознания в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу
«Общее право»
по теме:
«Структура правосознания»
Содержание
Введение
1. Понятие правосознания
2. Место правосознания
в механизме правового
3. Самобытность
правосознания в Российской
Заключение
Список литературы
Введение
Как бы не было велико значение материального фактора в истории, какою бы силою потребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой души - дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепое бессознательное повиновение этим влияниям и зовам умаляет его достоинство, ибо достоинство его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи.
Историческая эпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена, как эпоха великого духовного разоблачения и пересмотра.
Бедствие мировых
войн и революций, постигшее мир
и потрясшее всю жизнь народов
до самого корня, есть, по существу своему,
явление стихийное и поэтому
оно только и может иметь стихийные
причины и основания. Но всюду, где
вспыхивает стихия и где она, раз разгоревшись,
овладевает делами и судьбами людей, всюду,
где люди оказываются бессильными перед
ее слепым и сокрушающим порывом - всюду
вскрывается несовершенство, или незрелость,
или вырождение духовной культуры человека:
ибо дело этой культуры состоит именно
в том, чтобы подчинять всякую стихию своему
закону, своему развитию и своей цели.
Стихийное бедствие обнаруживает всегда
поражение, ограниченность и неудачу духа,
ибо творческое преобразование стихии
остается его высшим заданием. И, как бы
ни было велико это бедствие, как бы ни
были грандиозны и подавляющи вызванные
ими страдания, дух человека должен принять
свою неудачу и в самой остроте страдания
усмотреть призыв к возрождению и перерождению.
Но это то и значит осмыслить стрясшуюся
беду, как великое духовное разоблачение.
Стихия, ныне вовлекшая
человека в неизмеримое злосчастье
великих войн и потрясений, есть
стихия неустроенной и ожесточившейся
человеческой души. Проблема сознания,
его назначения и функционирования
является одной из важнейших в
любой области общественной науки.
Какой бы вопрос ни изучался общественными
науками, в конечном счете, он обращен
к сущности человека, личности как
субъекта общественно-исторического
процесса. Какие бы вопросы ни исследовала
юридическая наука, в конечном итоге
цель этого изучения в раскрытии
сущности поведения, деятельности индивидов,
социальных групп, классов, общества в
целом. Причем из всей совокупности общественных
отношении юридическая наука
обращает внимание, прежде всего на
сферу государственно-правовых отношений,
изучая структуру сознания и поведения
людей именно в этой области. Проблема
правосознания как
И
если задача организовать мирное и
справедливое сожительство людей на
земле есть задача права и правосознания,
то современный кризис обнажает, прежде
всего, глубокий недуг современного
правосознания.
Этим объясняется
актуальность выбранной мной темы работы.
Целью данной курсовой
работы является изучение правосознания
как явления социальной культуры.
Задачами в
данной работе являются изучение понятия
правосознания, его места в правовом
регулировании, а также специфика
российского правосознания.
Поставленные
цели и задачи обусловили структуру
данной работы. Она состоит из введения,
трех глав, которые дают ответы на поставленные
задачи, заключения и списка используемой
литературы. Заключение имеет немаловажное
значение, поскольку содержит обобщение
изложенного материала, а также
выводы, сделанные в процессе написания
данной работы.
1.
Понятие правосознания
Правосознание
- это одна из форм общественного
сознания, отражающая право и связанные
с ним явления. В правосознании
отражается не только действующее право,
но и его история, а также правовые
явления других обществ. Это идеи,
представления о праве - о действительном
и желаемом.
С точки зрения
носителей правосознания, его субъектного
состава выделяют индивидуальное, групповое
правосознание и правосознание
общества в целом.
В правосознании
содержатся оценочные суждения о
праве, которые выражаются категориями
«правомерное», «неправомерное», «законное»,
«незаконное».
С точки зрения
особенностей восприятия права в
правосознании, выделяются два его
основных уровня - это правовая психология
и правовая идеология.
Правовая психология
(обыденное правосознание) - это такой
уровень восприятия права, который
основан на чувствах, эмоциях, переживаниях.
На такое восприятие права влияют
привычки, традиции, предрассудки, убеждения,
свойственные отдельным социальным
группам. Представления о правовых
явлениях подвержены подражанию, внушению.
Это стихийно складывающиеся в разных
социальных группах отношения, нередко
меняющиеся, к правовым явлениям.
Правовая идеология
- это систематизированные, теоретические
представления о праве, которые
выражаются в юридических понятиях
и категориях. Это высший уровень
правосознания.
В правосознании
выделяют и такой его уровень,
как профессиональное правосознание.
Субъектами его выступают представители
правовых наук, профессиональные юристы-практики.
Правосознание выступает как
один из важных идеологических факторов,
который влияет на процесс формирования
права в обществе, поскольку известно,
что право не может быть выше уровня
развития культуры общества, его правосознания.
Всякое действующее право несет
в себе основные представления о
праве, которые сложились в данном
обществе. В концентрированном виде
правосознание общества отражается
в правосознании законодателей.
С другой стороны,
правосознание - это та духовная атмосфера,
в которой происходит реализация
права и чем выше в правосознании
степень признания, той или иной,
установленной правовой нормы, тем
эффективнее эта норма
Совпадение или
несовпадение этих ценностей и определяет,
в конечном счете, действенность
правового регулирования.
Сознание человека,
отражая объективные
Для выявления
роли правосознания в формировании
социальной активности человека оно
должно изучаться на различных уровнях
и срезах во всём многообразии его
проявления и особенностей: как сознание
индивидуальное, групповое, общественное;
как синтез идеологических и социально-психологических
компонентов; как система включающая
различные формы (виды) отражения общественных
отношений - политические, правовые, этические,
философские, религиозные.
Общественные
отношения людей - это их социальная
деятельность, осуществляемая в процессе
производства, преобразования природы,
организации повседневных условий
жизни, а также те устойчивые взаимосвязи,
которые создаются между
Организация, координация
разнообразных форм деятельности людей
невозможны без сознания; в то же
время сознание возникает и формируется
в процессе регулирования социальной
деятельности. Воздействуя на окружающий
мир, целенаправленно преобразуя его,
сознание изменяется в ходе практической
деятельности, обогащается новыми идеями
и категориями, новыми способами
отражения и познания объективной
действительности. Сознание позволяет
человеку ставить перед собой
определенные цели, выделять себя из внешнего
мира, определять свое отношение к
предметам и явлениям внешнего мира.
Это отношение не является чем-то
абстрактным - оно объективируется
в системе потребностей, интересов,
мотивов, целей человека, в его
волевой активности, т.е. в сознании.
Отражение в сознании объективных
процессов общественного
Общественное
бытие, социальные отношения чрезвычайно
многогранны. Определяя содержание
и сущность общественного сознания,
общественное бытие вместе с тем
предопределяет различные способы
отражения разнообразных сторон
объективной действительности, различные
аспекты познания и оценки этих сторон,
что находит проявление в различных формах
общественного сознания.
Все формы общественного
сознания выступают в качестве элементов
единой системы отражения
Единство различных
форм общественного сознания определяется
рядом факторов. Прежде всего, это
единая основа их возникновения - условия
жизни общества, которые объективно
порождают определенные потребности.
Эти потребности, осознаваемые как
интересы общества, становятся целью
человеческой деятельности. Назревшие
потребности должны быть опосредствованы
сознанием, чтобы принять форму
целеполагания. Осознание потребностей
и интересов общества приводит в движение
социальный механизм, порождает деятельность
людей, направляя ее на достижение поставленных
целей. Поэтому общественное сознание
с необходимостью включается в движение
определенной социальной системы в направлении,
определяемом назревшими потребностями
общественного развития.
Каждая форма
общественного сознания оказывает
активное влияние на поведение людей,
специфика же правосознания состоит
в том, что нормативный, волевой
момент в нем выражен наиболее
ярко. Регулирующая роль правосознания
обусловлена еще и тем, что закон отражает
не все стороны социальных отношений,
а лишь основные и существенные. Человек
же волен избирать из нескольких возможных
вариантов поведения тот. который больше
всего соответствует его интересам и потребностям,
сообразно собственному отношению к праву,
но этот выбор не должен выходить за рамки
закона. В противном случае это ведет к
несовместимости общественных интересов
и интересов личных.
Роль правосознания
в процессе исполнения правовых норм
состоит в том, что он обеспечивает
целесообразное их применение, помогает
правильно в каждом отдельном
случае, в зависимости от конкретных
обстоятельств дела, решать вопрос
о нарушении права и социальной
ответственности личности, об опасности
того или иного лица для общества.
Правосознание-знание
можно выделить как особую форму
сознания и благодаря специфике
составляющих его элементов: эмоциональных,
логических и нормативно-оценочных.