Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение правосознания как явления социальной культуры.
Задачами в данной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовом регулировании, а также специфика российского правосознания.
Введение
1. Понятие правосознания
2. Место правосознания в механизме правового регулирования
3. Самобытность правосознания в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Любое общество
- это взаимодействие индивидов, их
больших и малых групп, страт.
В процессе такого взаимодействия сталкиваются
различные интересы, установки, различная
направленность целей и воль. Ни
одно общество не могло бы существовать,
если бы оно не регулировало поведение
индивидов, групп, страт в соответствии
с определенными, объективно складывающимися
потребностями. Регулирование социального
поведения индивидов, необходимое
во всех сферах их жизни и деятельности,
невозможно без системы норм и
институтов, установленных в обществе.
Такая институализация общественной жизни
является способом осуществления социального
контроля за деятельностью членов общества.
Создание институализированной системы
ценностей происходит в результате развития
человеческой культуры и является ее составной
частью Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание
как элемент правовой культуры. Правовая
культура и вопросы правового воспитания.
- М., 1974..
Нормы и ценности
образуют так называемую соционормативную
культуру, которая является средством
организации общественной жизни и выступает
одним из важных элементов человеческой
культуры. Создание системы норм и ценностей
- необходимое условие существования общества.
Путь от поступка, суждения о конкретном
факте к формированию нормы очень длителен
и сложен. Общественное сознание из множества
повторяющихся поступков и действий отбирает
те, которые отражают социально значимые
тенденции, потребности социальной группы,
страты либо общества. В результате такого
отбора создается модель поведения, которая
с необходимостью должна осуществляться
в том или ином обществе, группе, страте,
формируется система норм и ценностей
как указатель должного поведения члена
той или иной социальной общности.
Под влиянием ценностно-нормативной
структуры общества, вырабатываемой
общественным сознанием, происходит становление
личности, ее социализация. Поэтому
общественное сознание, создающее систему
ценностей и норм, призвано путем
институализации регулировать отношения
индивида и общества. «За явлениями ценности
- правильно подчеркивает В.И. Каминская
- часто скрывается проблема личности
и общества, проблема включения жизнедеятельности
индивида в движение социального целого».
Общественное
сознание вырабатывает социальные нормы
различного характера: политические, правовые,
этические, нормы приличия, обычаи,
обыкновения и т.д. Эти нормы
воплощают определенные понятия
о ценностях данного общества,
класса, группы. Они выступают в
качестве ценностно-нормативной системы,
опосредствованной различными формами
сознания, тесно взаимодействующими
и составляющими единство. Выработка
ценностно-нормативной
Учение об институализации
общественных отношений, о создании ценностно-нормативной
ориентации класса или общества, содержащей
представления о должном - важные проблемы
современной социологии, решение которых
необходимо для более широкого и всестороннего
подхода к анализу системы регулирования
общественных отношений, социально-психологических
аспектов поведения индивида, его взаимоотношений
с обществом, классом, государством. Это
учение позволяет глубже понять характер
социальных норм как системы ценностей
данного общества. Обсуждая ценности на
человеческом уровне, оценивая деятельность
человека, необходимо прибегать к термину
«нормы». Люди часто не имеют даже смутного
представления о том, что их деятельность
пропускается через нормативный фильтр.
Общественное
сознание во всех его формах вырабатывает
суждения о ценностях, которые являются
предпосылкой формирования нормы. Суждение
о ценности, полезности того или
иного способа поведения, которое
соответствует осуществлению
Такой процесс
происходит уже сегодня, и он оказывает
большое влияние на усиление взаимодействия
и взаимопроникновения всех форм
общественного сознания.
При рассмотрении
взаимодействия правосознания, законности
и права следует неизменно
учитывать тесный сплав всех форм
общественного сознания. Нет ни одной
формы сознания, безразличной, нейтральной
к праву, законности. Но степень воздействия
каждой из них на право и законность различна.
Вполне понятно, что более активно взаимодействуют
с правом так называемые идеологии «первого
порядка» - политические взгляды, правосознание,
этические воззрения. Философия, искусство,
религия связаны с правом опосредствованно.
Например, для правильного отражения назревших
потребностей общественного развития
право и законность должны строиться на
основе знания философских законов и категорий.
Человек, обладающий научными философскими
воззрениями, всегда будет выполнять требования
законности, понимая их социальную необходимость
и справедливость. Даже такая удаленная
от права область, как эстетика, оказывает
свое влияние на право.
В отличие от
правосознания право (здесь и
в дальнейшем мы будем говорить о
праве в узком смысле слова) существует
не только как совокупность установленных
государством, зафиксированных в
законе юридических отражающих волю
господствующего класса и закрепленных
в разных формах права (гражданское,
трудовое, административное, конституционное,
уголовное и т.д.), но и как определенная
система правовых отношений. В рамках
этого различия между правом и правосознанием
существует взаимосвязь и взаимозависимость
www.spbpravo.ru.
Она заключается в том, что право и его законы, нормы, принципы, и прежде всего система соответствующих правовых отношений, выступают как основа формирования правосознания, поскольку именно на базе действующей системы права в основном вырабатываются представления людей о правах и обязанностях, о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, о целесообразном и нецелесообразном существовании тех или иных правовых норм. Однако такое взаимодействие время не снимает существующего качественного различия между правом и правосознанием.
Во-первых, содержание
правосознания и права
Вторая особенность
правосознания заключается в
том. что оно может быть реализовано, лишь
посредством применения соответствующих
правовых норм. Это значит, что только
через посредство права правосознание
может воздействовать на экономические
и другие отношения, оказывать не только
идеологическое влияние, но и опираться
на принудительную силу государства. Например,
воздействовать на искусство методами
государственной цензуры, на религию -
путем регламентации деятельности религиозных
организаций и т.п.
Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в единстве различных форм с правом, законностью. Эта проблема имеет большое практическое значение. Следует учитывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэтому без анализа состояния общественного сознания в целом, без анализа системы ценностно-нормативной ориентации общества нельзя понять особенностей права, тенденций его развития.
Единство и
взаимосвязь различных форм общественного
сознания ни в коей мере не означают
отсутствия специфики каждой из этих
форм. Каждая из форм общественного
сознания имеет свои особенности, и
выявление этих особенностей необходимо
для того, чтобы определить механизм соотношения
права с той или иной формой.
В научной литературе
существует множество мнений о понятии
правосознания, но большинство правоведов
сходятся на том, что оно представляет
собой сферу или область
Особенность правосознания,
как специфической формы
1. В правосознании
отражаются лишь те явления,
которые составляют правовую
сторону жизни общества. Оно охватывает
процесс создания правовых
2. Особенность
правосознания выражается
Правосознание
- особый элемент правовой действительности.
Главная черта, присущая правосознания
и ставящая его в особое положение
среди всех явлений правовой действительности,
заключается в том, что оно, так
сказать, «чистая», хотя и специфическая
(по предмету, по некоторым иным особенностям),
форма общественного сознания.
Правосознание
находится в одном ряду, в прямом
взаимодействии с иными формами
общественного сознания - нравственным,
политическим, философским и др.
и обладает всеми качествами и
характеристиками, свойственными общественному
сознанию вообще.
Сознание возникает
в процессе любой деятельности и
проявляется в ней. Поэтому функции
или назначение правового сознания
могут быть поняты из результатов
деятельности его субъектов.
Согласно теоретической
концепции, разделяемой многими
авторами, основные функции правосознания
- познавательная, оценочная и регулятивная.
Все другие функции практически
охватываются ими, в частности информативная,
прогностическая и пр.
Таким образом,
важно учитывать, что на поведение
людей воздействуют политические, правовые,
нравственные взгляды, взятые не в отдельности,
а в виде сплава, т.е. образований,
которые возникают в результате
взаимодействия различных идей и
взглядов, представлений и чувств.
Эти образования выступают как
состояние общественного
2.
Место правосознания
в механизме правового
регулирования
Правосознание
- явление, относящееся к субъективной
сфере общественной жизни, весьма близкое
к самому праву. Однако между этими
явлениями правовой действительности
существуют качественные различия, которые,
однако, не препятствуют их тесному
взаимодействию и даже взаимопроникновению.
Правосознание
чисто субъективное явление: оно
состоит из представлений людей
о праве; из субъективного отношения
к самому феномену права, его ценностям;
из правовой психологии и даже из индивидуальной
или массовой эмоциональной реакции
на право, подчас интуитивной, подсознательной.
Если право представляет собой внешне
объективированное
Механизмы действия
права и правосознания тоже различаются:
если механизм правового регулирования
воплощен в сложном институционном
юридическом инструментарии, опирается
на государственное принуждение, то механизм
действия правосознания относится к чисто
духовной сфере. Правосознание работает
через общую правовую оценку социальных
факторов, через суждение об их соответствии
идее правового и законного, через чувство
права и законности и вытекающую отсюда
волевую направленность поведения людей
Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности.
М.: Наука,1969..
Различны и
функции права и правосознания.
Функции права связаны с его
нормативностью, с его нормативно-