Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:22, курс лекций
Понятие структура нормы права.
Классификация элементов норм права.
Практические проблемы совершенствования норм права
В связи со сказанным хотелось бы обратить внимание на то, что в нашей стране на протяжении многих десятилетий прочно сложилась такая практика, когда органы исполнительной власти в той или иной форме дают зависящим от них структурам разъяснения по применению нормативных правовых актов (в том числе и законов), изданных другими органами. Эта практика продолжается и поныне. Особенно часто делают это министерства и ведомства РФ. Они направляют подчиненным им предприятиям, учреждениям и организациям информационные письма, указания, инструкции, а иногда и специальные акты-разъяснения, в которых содержатся рекомендации по применению тех или иных нормативных правовых актов. Некоторые авторы считают это вполне оправданным 20 . Такая позиция нашла свое выражение и в неоднократно упоминаемом выше проекте Федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации". В п. 2 ст. 87 проекта закона сказано: "Ведомственные разъяснения федеральными органами исполнительной власти нижестоящим соответствующим органам могут даваться по любому нормативному правовому акту, независимо от того, кем он принят (издан)". Правда, при этом оговаривается, что "рекомендации, данные в соответствии с настоящей статьей, носят исключительно рекомендательный характер" (п. 3).
Представляется, что органы исполнительной власти не должны осуществлять официальное нормативное толкование актов других государственных органов (даже и в том случае, когда оно имеет только рекомендательное значение). Под видом разъяснения, как свидетельствует практика, эти органы нередко изменяют содержание разъясняемых актов. На протяжении многих десятилетий можно было наблюдать как в нашей стране действовали не столько законы, сколько ведомственные акты, которые сводили на нет многие законодательные установления. И это в определенной мере продолжается и сейчас, что для правового государства недопустимо. Происходит же это по той простой причине, что зависимые от органов исполнительной власти структуры руководствуются чаще всего не непосредственно законами и производными от них нормативными правовыми актами, а разъяснениями этих актов, данными соответствующими вышестоящими органами. Существующую в стране практику официального нормативного толкования органами исполнительной власти в любых формах законодательных и иных не своих нормативных правовых актов следует признать неправомерной. От нее необходимо решительно отказаться.
В заключение отметим, что в данной статье затронуты лишь некоторые проблемы официального нормативного толкования права известные юридической науке и юридической практике. Существует и ряд других проблем такого толкования, которые требуют своего научного осмысления. Это и уже упомянутая выше проблема выхода субъекта толкования права за пределы толкуемой нормы права, и проблема применения актов толкования и ряд других проблем, исследование которых имеет особенно большое практическое значение. Перед юридической наукой стоит задача скорейшего их разрешения.
Примечание
1.
См., в частности: Вопленко И. И. Официальное
толкование норм права. М., 1976; Черданцев
А. Ф. Толкование советского права. М., 1979;
Спасов Б. П. Закон и его толкование. М.,
1986; Эбзеев Б. С. Толкование Конституции
Конституционным Судом Российской Федерации:
теоретические и практические проблемы
// Государство и право. 1998. № 5; Пиголкин
А. С. Толкование норм права и правотворчество:
проблемы соотношения // Закон: создание
и толкование / Под. ред. А. С. Пиголкина.
М., 1998; Хабриева Т. Я. Толкование Конституции
Российской Федерации: теория и практика.
М., 1998.
2. См.: Пиголкин А. С. Толкование норм
права и правотворчество: проблемы соотношения.
С. 71-72.
3. См.: Сырых В. М. Теория государства
и права. М., 1998. С. 233.
4. См.: Черданцев А. Ф. Теория государства
и права. М., 1999. С. 283.
5. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского
гражданского права. М., 1995. С. 49.
6. Там же. С. 50.
7. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права.
СПб., 1998. С. 139.
8. См.: Васьковский Е. В. Руководство
к толкованию и применению законов. М.,
1997. С. 32.
9. Таганцев Н. С. Русское уголовное
право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 1. М.,
1994. С. 94.
10. Пиголкин А. С. Толкование норм права
и право-творчество: проблемы соотношения.
С. 72.
11. Сырых В. М. Теория государства и
права. С. 233.
12. См.: Нерсесянц В. С. Общая теория
права и государства. М., 1999. С. 501-502.
13. Там же. С. 501.
14. Там же.
15. См. там же.
16. См.: Приложение 1. Федеральный закон
о нормативных правовых актах Российской
Федерации (проект) // Закон: создание и
толкование. С. 239-240.
17. Пиголкин А. С. Толкование норм права
и право-творчество: проблемы соотношения.
С. 72.
18. Нерсесянц В. С. Общая теория права
и государства. С. 502.
19. См., в частности: Демидов В. О роли
и значении Постановлений Пленума Верховного
Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации. 1998. № 3.
20. См., например: Общая теория государства
и права. Академический курс в 2-х томах
/ Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права.
М., 1998. С. 340-341.
Библиографический
перечень