Становление советской судебной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:56, реферат

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность – одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства.

Работа содержит 1 файл

реферат по ИОГиП.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

а) надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти –  Конституции СССР, постановлениям и  распоряжениям правительства

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями.

 

 

Судебная система страны в годы Великой Отечественной  войны

 

С началом Великой Отечественной  войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В случае отсутствия в течении 72 часов ответа о приостановлении приговора он приводился в исполнение. В июле – сентябре 1941 года Президиум Верховного Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля 1941 года лица, виновные в совершении этого преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также рассматриваться специальными военными трибуналами.

В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было установлено, что во всех случаях, когда  постановлениями Правительства  СССР предусмотрена ответственность  за то или иное преступление «по законам военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях на рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел, установленного «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.

Возрастает общее число военных  трибуналов Красной армии и Военно-морского флота. Действовали трибуналы в  военных соединениях: отдельных  бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах и гарнизонах. Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военный трибуналы фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций, злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими преступлениями. Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях, объявленных на военном положении, линейные суды железных дорог и водных бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в транспортные военные трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте вся транспортная юстиция СССР была преобразована  в военную, а в составе Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной войны, составляли:

  1. военные трибуналы Красной армии и Военно-морского флота
  2. военные трибуналы НКВД
  3. военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта
  4. военные трибуналы, созданные на базе местных народных судов в силу чрезвычайной обстановки военного времени
  5. военно-полевые суды, образованные при дивизиях действующих армий по Указу Президиума Верховного совета СССР « О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» от 19 апреля 1943 года.

Были созданы военно-полевые  суды, которые действовали в составе  председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела контрразведки «СМЕРШ», заместителя командира дивизии по политчасти и прокурора дивизии. Все приговоры военно-полевых судов утверждались командиром дивизии и немедленно приводились в исполнение.

Вся система военных трибуналов по-прежнему возглавлялась Верховным  судом СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР действовала в качестве: а) суда первой инстанции по наиболее важным делам особой подсудности

б) кассационной инстанции для военных  трибуналов округов, флотов и отдельных армий в местностях, не объявленных на военном положении

в) надзорной инстанции по делам  всех военных трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных и водных путей  сообщения, в отношении которых  аналогичные функции выполняли Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного суда СССР.

Принцип выборности судей военных  трибуналов в период войны не осуществлялся. Кадровые вопросы решались в административном порядке.

 

 

 

 

 

 

Советская судебная система  в послевоенные годы

 

В 1953 году были упразднены военные  трибуналы и прокуратуры в  войсках МВД СССР, органы внесудебной  репрессии; отменен упрощенный порядок  рассмотрения дел о государственных  преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля 1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству  работой судебных учреждений стали  осуществлять министерства юстиции  союзных республик, а часть функций  перешла к образованной тогда  же Юридической комиссии при  Совете Министров СССР. В 1957 – 1960 годах во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР – в 1963 году). Функции министерств стали выполнять верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены  и законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы, руководящие низовыми (районными, городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

Высшим судебным органом СССР оставался  Верховный суд СССР, на который  возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавших ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество  судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

 

 

Заключение

 

Мы сознательно остановились при  исследовании судебной системы Российского  государства на рубеже 60-х годов 20-го века. Для правильного, объективного освещения вопросов, отошедших в  историю, нельзя писать «по горячим  следам». Разумно считается, что следует подождать как минимум пятьдесят лет. Ибо, как говорил известный поэт, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье…», а те изменения, которые произошли на глазах ныне живущего поколения юристов, действительно очень масштабны.

Историко-правовой анализ показывает, что судебная система нашего государства  закладывалась как самобытная, национальная, не похожая на судебные системы западных государств. Являясь частью системы  государственных органов, судебная система всегда выполняла специальный заказ государства, при любой форме правления и любом политическом режиме. Примеров тому масса.

Уходят в прошлое многие государственные  институты, о некоторых благополучно забыли, а некоторые с новым  наполнением возрождаются вновь (мировые судьи, присяжные заседатели, судебные приставы и т.п.). Не это ли является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен?

Думается, что и в наших условиях построения правового государства, развития демократических тенденций  нашего общества мы еще не раз обратимся к российской истории.

Таким образом, исследованная нами тема считается закрытой.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агеева Г.Н.

Законодательство о судоустройстве в СССР. 1985г. Москва.

  1. Асташенков В.Г., Белозеров Ю.Н.

Организация суда и прокуратуры в СССР. 1988г. Москва.

  1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.

Правоохранительные органы. 1995г. Москва.

  1. Зайчук В.И.

Советская судебная система и ее демократическая сущность. 1977г. Киев.

  1. История Советского суда. Справка.

«Отечественные записки». 2003 №2.

  1. Кожевников М.В.

История Советского суда. 1957г. Москва.

  1. Ликас А.А.

Культура правосудия. 1990г. Москва.

  1. Мартынчик Е.Г.

Авторитет советского суда. 1991г. Кишинев.

  1. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР. «Известия». 1980г. №4
  2. Петрухин И.Л.

 Правосудие: время реформ. 1991г.  Москва.

  1. Моршакова Т.Г.

 Сборник обзоров. 1990г. Москва.

  1. Смыкалин А.А.

 Судебная реформа 1922 года. «Российская  юстиция» 2002 №4

  1. Смыкалин А.А.

Довоенный период развития советской  судебной системы. «Российская         юстиция» 2002 №6

  1. Смыкалин А.А.

Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны. «Российская  юстиция» 2002 №9

  1. Смыкалин А.А.

Советская судебная система в послевоенные годы. «Российская         юстиция» 2002 №12

 


Информация о работе Становление советской судебной системы