Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:56, реферат
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность – одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства.
Введение
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность – одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли звено судебной системы.
Судебные уставы 1864 года провозгласили такие принципы судоустройства и судопроизводства, как выборность некоторых категорий судов, независимость судей от администрации, гласность и состязательность процесса, равенство сторон перед судом, право обвиняемого на защиту. Однако указанные принципы были в значительной мере декларативными. Воспользоваться ими могли, главным образом, представители имущих классов. Суд состоял преимущественно из представителей этих классов. Для кандидатов в мировые судьи был установлен имущественный, национальный, возрастной и образовательный ценз. В сельских местностях судьи избирались земскими собраниями, то есть собраниями помещиков, в городах – городскими думами – собраниями представителей зажиточного класса (фабрикантов, купцов, домовладельцев и др.). Присяжные заседатели подбирались особыми комиссиями, состоящими из представителей земства или городской думы, прокуратуры и полиции, председательствовали в комиссиях представители дворянства. Кроме того, был установлен особый порядок выдвижения кандидатов в мировые судьи и утверждения их в должности, а также утверждения лиц, привлекаемых к участию в качестве присяжных заседателей. Все остальные судьи, как и мировые судьи национальных губерний и окраин России, назначались верховной властью или правительством.
Не был осуществлен и принцип независимости судей от администрации. Установления различных правил о порядке представления к назначению на должность судьи, повышении их в должности, дисциплинарной ответственности и т.д. ставило судей в зависимое от администрации положение. Не был полностью проведен в жизнь и принцип несменяемости судей, ибо в условиях формального действия этого принципа правительство всегда имело возможность устранить любого судью, деятельность которого не соответствовала его политическим целям. Не было, конечно, и равенства граждан перед судом и законом. В той или иной мере были ограничены и другие принципы судоустройства и судопроизводства, провозглашенные Судебными уставами 1864 года.
Судебная реформа 1864 года оказалась очень недолговечной. Прошло не так много времени после введения новых судов, как началась ликвидация тех немногих прогрессивных начал, на которых они были построены. Например, законом 1887 года из ведения суда присяжных было изъято рассмотрение политических, должностных и других преступлений.
На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года.
В отдельных местах были учреждены только революционные трибуналы, которые рассматривали все уголовные и гражданские дела. Иногда такие суды создавались и в некоторых волостях.
Первые советские суды
решали дела, руководствуясь революционной
совестью и революционным
В Москве после издания декрета №1 о суде Наркомюст РСФСР на основании постановления Московского Совета образовал третейский суд для разбора крупных гражданских дел; был назначен супер-арбитр этого суда. Третейский суд должен был временно заменить предполагаемый к учреждению окружной суд, разбирая гражданские дела, превышающие подсудность местных судов. Для рассмотрения более важных дел, в первую очередь дел контрреволюционных преступлениях, декретом №1 о суде были учреждены революционные трибуналы.
В РСФСР дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную рекомендацию в декрете №2 о суде от 7 марта 1918 года. Этот декрет был издан в развитие и дополнение первого декрета о суде. Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружных народных судов предполагалось по этому декрету учредить областные народные суды, обслуживающие несколько окружных судов. Для достижения единообразия кассационной практики намечалась организация Верховного судебного контроля.
Местные народные суды, вынося приговоры и судебные решения, ссылались на законы свергнутых правительств крайне редко. Такие ссылки наблюдались лишь тогда, когда в составе суда были старые специалисты. В этих случаях приговоры и решения пестрели множеством ссылок на статьи, взятые из царских законов. Указания в декрете №2 о суде о том, что члены Верховного судебного контроля могут быть переизбраны и отозваны Советами, что отменять решения Верховного судебного контроля может только законодательный орган Советской власти, внесены в дополнение к первоначальному проекту декрета по предложению В.И. Ленина.
Декретом №3 о суде от 20 июля 1918 года было проведено разграничение подсудности дел между местными и окружными народными судами. На местные народные суды было возложено рассмотрение большинства дел о преступлениях. Дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделка денежных знаков, взяточничестве и спекуляции подлежали рассмотрению окружными народными судами. Местным народным судам было предоставлено право рассматривать гражданские дела ценою иска до 10000 рублей, по уголовным делам – назначать наказание до пяти лет лишения свободы.
Декрет №3 о суде устанавливал, что кассация не допускается по делам, по которым назначено денежное взыскание до 500 рублей или лишение свободы до семи дней.
В декрете №1 о суде было сказано, что о порядке судопроизводства будет издан особый декрет. Декрет №2 о суде коснулся лишь некоторых вопросов судопроизводства, главным образом, следствия, доказательств, подсудности, участия сторон в процессе, кассации. Декрет №3 о суде в части процессуальных правил рассматривал вопрос о подсудности. Таким образом, до половины 1918 года еще не имелось специального акта, в котором были бы даны в обобщенном виде процессуальные правила.
Этот пробел был восполнен
инструкцией Народного
Система революционных трибуналов организационно действовала обособлено от системы народных судов. И только с окончанием гражданской войны и переходом на мирную работу по восстановлению народного хозяйства произошло слияние обеих систем советских судов.
Единый народный суд
Созданная декретом №2 о суде громоздкость общей судебной системы окончательно была устранена Положением о едином народном суде от 30 ноября 1918 года. Народный суд стал рассматривать все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных трибуналам. Трибуналы имели право признать любое из них не имеющим политического значения и передать его на рассмотрение в народный суд. Он действовал в трех различных составах:
1) в составе одного народного судьи
2) в составе народного
судьи и двух народных
3) в составе народного
судьи и шести народных
При рассмотрении уголовных и гражданских дел народные заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным народным судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления и применения наказания, присуждения исковых требований или отказе в иске и другие вопросы, возникающие при разборе дел.
Законодатель, передавая ряд дел о наиболее серьезных преступлениях на рассмотрение народного суда с участием не двух, а шести народных заседателей, исходя из того, что многочисленный состав заседателей обеспечит более правильное решение по делу. Однако опыт показал, что типичные, часто повторяющиеся ошибки в работе суда в равной мере встречаются в делах, решенных с участием и двух, и шести народных заседателей, в силу чего в дальнейшем законодатель отказался от создания таких громоздких судебных присутствий. При рассмотрении дел суд обязан был применять декреты Советской власти, а в случае их отсутствия или неполноты – руководствоваться социалистическим правосознанием. Ссылки на законы свергнутых правительств воспрещались. Суд в своей деятельности осуществлял волю пролетариата.
Изменения в Положении о едином народном суде были внесены постановлением НКЮ РСФСР от 16 сентября 1920 года. В губернских городах при советах народных судей были учреждены особые сессии народного суда. Следует подчеркнуть, что эти сессии формировались и действовали на тех же основаниях, на которых действовали участковые народные суды. Этим же постановлением в губернских и уездных городах были учреждены дежурные камеры народного суда. Они состояли при советах народных судей или при уездных бюро юстиции. Учреждение дежурных камер имело целью добиться максимальной быстроты и эффективности рассмотрения несложных дел. В дежурных камерах дела должны были рассматриваться в день задержания обвиняемого.
21 октября 1920 года было издано новое Положение о народном суде, которое, сохранив все основные принципы Положения о едином народном суде 1918 года, устраняло некоторые его недостатки. Народные суды, избранные соответствующим Советом рабочих и крестьянских депутатов (городские и уездные), в отличие от ранее существовавшего порядка, представлялись на утверждение в губисполком через губернские отделы юстиции. При отсутствии кандидатов на местах губисполком по своему усмотрению сам избирал народных судей. Право отзыва народных судей принадлежало избравшим их Советам или исполкомам с утверждения губисполкома. Это мероприятие содействовало дальнейшему укреплению кадров народных судей путем закрепления лучших из них на судебной работе, а следовательно, и улучшению качества работы народного суда.
Положение о народном суде 1920 года внесло серьезные изменения в организацию предварительного следствия. Вместо существовавших ранее следственных комиссий были созданы:
1) институты народных следователей при губернских советах народных судей.
2) институт следователей по важнейшим делам при губернских отделах юстиции
3) институт следователей
по важнейшим делам при
Положение о едином народном суде вносит дальнейшее изменение в организацию обвинения, защиты, а также представительства сторон в гражданском процессе.
18 марта 1920 года ВЦИК издал
Положение о революционных
Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.
Кроме общих ревтрибуналов,
осенью 1918 года были учреждены революционные
военные трибуналы в РККА. В
соответствии с Положением, утвержденным
ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы
создавались при
В период гражданской
войны и иностранной
В начале 1919 года на местах
была создана следующая система
военных революционных
1) революционные военные трибуналы фронтов
2) революционные военные трибуналы армий.
Несколько позднее были организованы отделы революционных военных трибуналов армий при дивизиях в отдельных бригадах.
Мероприятия, направленные на укрепление суда до проведения общей судебной реформы
К 1921 году существовали три самостоятельные, почти не связанные организационно между собой, судебные системы губернских революционных трибуналов, революционных военных трибуналов, военно-железнодорожных трибуналов. Кроме того, особо существовал Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Система общих судов (народные суды, губернские советы народных судей) также не имела единого центра.