Становление советской судебной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:56, реферат

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность – одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства.

Работа содержит 1 файл

реферат по ИОГиП.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в  истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов  подтверждена многолетней практикой  деятельности судов, а некоторые  идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

 

 

Создание Верховного суда СССР

 

Договор об образовании Советского Союза предусматривал учреждение при  ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926 Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

20 августа 1926 года было принято  постановление ЦИК и СНК СССР, которое предусмотрело, что Верховный  суд СССР является кассационной инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.

Военные трибуналы состояли при  революционных военных советах  округов (фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим  контролем Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную, военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934 году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной коллегии.

Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были образованы верховные суды.

 

 

Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года

 

Задача размежевания компетенции  союзных республик была решена Основами судоустройства Союза ССР и союзных  республик, принятыми ЦИК СССР 29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности административно-территориального устройства некоторых местностей РСФСР потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд.

ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 года признали необходимым  реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в максимально  полной мере было обеспечено единство руководства всеми отраслями  деятельности Народного комиссариата юстиции…»

Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей – Прокурора  Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой  было сосредоточено в Верховном  суде. Судебное управление осуществляли так называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых (областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.

30-е годы были годами поиска  наиболее приемлемых форм управления, многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления  отмирали, на смену им приходили  новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию округов. А это, естественно, повлекло  и упразднение окружных органов юстиции. 4 августа 1930 года коллегия Наркомюста РСФСР приняла постановление о перестройке органов юстиции в этой связи.

Интересно, что Наркомюст РСФСР  предложил передать в подсудность  народных судов все дела, ранее  составлявшие компетенцию окружных судов, в том числе и те, по которым  можно было применить высшую меру наказания, однако Правительство Республики с этим не согласилось.

10 июля 1934 года был образован  Народный комиссариат внутренних  дел СССР с включением в  его состав Объединенного государственного  политического управления (ОГПУ). Судебная  коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела теперь направлялись по подсудности: Верховный суд СССР, Военная коллегия Верховного суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные органы.

В 1933 году была создана Прокуратура  СССР как самостоятельный и независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою деятельность в области судебного надзора.

 

 

Товарищеские суды

 

Еще одним органом, возникшим в  рассматриваемый период, стали товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 года СНК РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Они могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.

Постановлением ВЦИК и МНК РСФСР  от 27 августа 1928 года были созданы товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали  дела о взаимных обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с пережитками старого быта.

Создавались товарищеские суды и в  сельской местности. 29 сентября 1930 года ЦИК СССР принял постановление об организации сельских общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве, побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933-1934 годах появились их разновидности – колхозные и кочевые суды.

Сельский общественный суд образовывался  при сельсовете в составе председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум сельсовета из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Постановления сельских судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно.

16 октября 1933 года ВЦИК и СНК  утвердили Положение о кочевых  общественных судах в национальных  округах и районах северных  окраин РСФСР.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР  от 20 февраля 1931 года для усиления борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в производственно-товарищеские.

 

 

Туземные суды

 

Особое место в истории советской  судебной системы занимали так называемые туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в жизнь  принципа отделения суда от администрации. В советской России этот принцип полностью соблюден не был.

20 января 1927 года было принято  постановление Президиума ЦИК  СССР, которое разрешило в северных  окраинах РСФСР возложить исполнение  судебных функций на туземные  органы управления (административные) в лице родовых (тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким образом, в силу недоразвитости судебной системы наряду с советским законодательством использовались и нормы обычного права.

Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях, а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов  - установление  дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела, проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным органам управления были подсудны преступления, направленные против частных лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка краденого, присвоение, мошенничество и т.п.

 

 

 

Создание системы юридического образования

 

Серьезной проблемой того времени  являлась острейшая нехватка квалифицированных  юридических кадров. Разрушение судебной системы царской России сказалось  и на уровне подготовки будущих юристов. Большинство профессоров «старой»  российской школы отказались сотрудничать с советской властью. Одновременно и новую власть не устраивало то, что профессора были носителями идеалистического мировоззрения и, естественно, не разделяли марксистко-ленинскую доктрину о государстве и праве. Поэтому первый этап становления юридического образования в советской России сопровождался двумя тенденциями: привлечением профессуры «старой школы», за отсутствием собственных педагогических кадров, и создание различных краткосрочных курсов для подготовки юристов в «экстренном порядке». Отбор студентов-юристов проводился по классовому принципу, в первую очередь в юридические вузы принимались рабочие и крестьяне – «от станка и от сохи».

Следующим этапом в развитии юридического образования было создание факультетов советского строительства. Правительством была поставлена задача подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для управленческих структур государственного аппарата. Именно этим вопросам было посвящено постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 года.

Система подготовки юридических кадров постепенно набирала силу. Из года в  год увеличивалось  и количество студентов юридических вузов.

 

 

Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года

 

Были определены следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из:

  1. военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции
  2. военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции.. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Линейные суды железнодорожного и  водного транспорта рассматривали  дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

Верховный суд СССР определялся  как высший судебный орган страны и действовал в составе:

а) Судебной коллегии по уголовным  делам

б) Судебной коллегии по гражданским  делам

в) Военной коллегии

г) Железнодорожной коллегии

д) Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 года.

В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность  Прокурора СССР. Положение о прокураторе  Союза ССР, утвержденное 17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру:

Информация о работе Становление советской судебной системы