Становление и развитие правовых систем

Автор: Юлия Ключка, 15 Ноября 2010 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Становление и развитие романо-германской правовой системы…………...5
2. Становление и развитие англосаксонской правовой системы……………….9
3. Становление и развитие мусульманской правовой системы……………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

система(реферат).doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Нельзя  обойти вниманием и мнение Л.Р. Сюкияйнена, который считает, что источником мусульманского права является доктрина, понимаемая в широком смысле. Коран и Сунна, согласно данной точке зрения, не использовались непосредственно на практике. Применялись их доктринальные выводы из буквы писаний, подчас расходившиеся с непосредственным текстом. Доктрина, понимаемая таким образом, включала аналогию, иджму и иные второстепенные и вспомогательные источники (обычаи и т.п.)25.

    Таким образом, Коран является в мусульманском  праве главным источником права, лежащим так или иначе в  основе всех иных положений права.

    Первоначально Коран не составлялся в одну книгу, а заучивался наизусть его хранителями — хафизами. Но впоследствии из-за разночтений и иных причин он был собран и отредактирован. Коран является основной вероучительной книгой в исламе, и основное место в нем занимают вопросы религии, этики, культа и т.п. Не тем не менее Коран содержит и некоторые правовые положения, в частности, в нем устанавливается ответственность за ряд преступлений и определяется наказание за них.

    Второе, после Корана, место в иерархии источников шариата занимает Сунна, или предание. Она включает в себя слова, решения, действия Мухаммеда, а также его сподвижников. Сунна состоит из отдельных повествований — хадисов и служит пояснением к тому, что сказано в Коране.

    В качестве одного из источников шариат признает аналогию, или кийас. Важное значение кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе — ив будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

    Иджмой  как источником мусульманского права  является единодушное мнение крупнейших правоведов и богословов по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. Данное единодушное мнение выражалось преимущественно на специальных собраниях, созываемых по конкретным поводам.

    Фетвой  в шариате являются решения лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по соответствующим религиозным и юридическим вопросам.

    К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании.

   Глубинным источником исламской правовой системы  является религиозно-правовая доктрина.

    Основателями  четырех толков шариата были четыре имама, пользующиеся высшим после Мухаммеда и его сподвижников авторитетом. Их имена следующие — Номан Ибн Сабит Абу Ханифа, Малик Ибн Анас, Мухаммед Ибн Идрис аш-Шафии и Абу Абдул-лах Ахмед Ибн Ханбал. По их именам и школы называются: ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская26.

   Малозначительную  роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Правовую  систему можно определить как  целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

    В данной работе предпринята попытка рассмотреть особенности становления и развития различны правовых систем современности.

    Особый  интерес представляет сопоставительный анализ развития романо-германской и  англосаксонской правовых семей, каждая из которых имела свои специфические  особенности. Однако в итоге своего развития система романо-германского права и система общего права пришли к единому результату - судебному прецеденту, только путь был различный. Для системы общего права это создание судьями из английских частных споров общих основополагающих идей, именуемых как ratio decidendi (от частного к общему), а для романо-германского права - применение судьями общих законоположений к частным случаям (от частного к общему), результатом чего явилось изменение правовых основ данной системы права, судебного процесса и актуализация такого источника права, как судебный прецедент.

    Судебный  прецедент всегда существовал в  романо-германской системе права; конечно, изначально он был менее заметен  в силу давления римского права, деятельности университетов и такого явления, как кодификация права. Закон имел более значимую роль и являлся единственным официальным источником права, но в последующем не оправдал возложенных надежд. Судебный прецедент в Англии - это эталон института судебной практики, это классическое его понимание, это правило, выработанное историей, правовой наукой и практикой.

    На  сегодняшний день можно утверждать, что данная проблема не остается незамеченной, она является стимулом развития всего  права и основных его институтов. Видимо, стоит задуматься и пересмотреть традиционные догмы, устаревшие и не функционирующие в праве, и определить место существующему, обозначить его важность, установить дальнейшую эффективность, чтобы теоретические догмы не противоречили практическим реалиям, теория не становилась иллюзией, а практика - сферой злоупотреблений.

    Что касается мусульманской правовой системы, то в настоящее время эта правовая семья  является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в  мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

    Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат ("прямой путь") - это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка Мухаммеда. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

    Шариат  как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама - Корана и Сунны. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать выводы, что шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

    
  1. Аннерс  Э. История европейского права. М., 2006 г.
  2. Апарова Т. В. Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия. М., 2006 г.
  3. Артемов В. Мусульманское право//Российская юстиция 2007. № 10
  4. Богдановская И.Ю. Судейское право и его современная роль // Право и демократия: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1995. Вып. 7.
  5. Боботов С. В., Сигачев С. В. Введение в правовую систему США. М., 1997 г.
  6. Боботов С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994 г.
  7. Вольсберг М. Романо-германское право. М., 2004 г.
  8. Гук П.А. Судебный прецедент как источник права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М.: РГБ, 2003 г.
  9. Давид Р. Основные правовые институты современности (Сравнительное право). М., 1967 г.
  10. Загрядский Г.В. Правовые системы современности. М., 2005 г.
  11. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Отв. ред. О. А. Жвдков и Н. А. Крашенинникова. М., 2006 г.
  12. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2001 г.
  13. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000 г.
  14. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1983 г.
  15. Савиньи Ф.К. Обязательственное право. СПб., 2004 г.
  16. Саидов А.Л. Ввведение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988 г.
  17. Сидков О.А. Верховный Суд США: право и политика. М., 2005 г.
  18. Сюкийнен Л.Р. Доктрина, как источник мусульманского права//Юрист 2007. № 4
  19. Тихомиров Ю. А. Публичное право. 2002 г.
  20. Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980 г.
  21. Фостер Н.  Германский закон и правовая система. Пер. с англ. М., 1993 г.
  22. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права. В кн.: «Мусульманское право (структура и основные институты)». М., 1994 г.
  23. Цмай В.В. Основные этапы становления мусульманского права// История государства и права 2005 № 4

Информация о работе Становление и развитие правовых систем