Автор: Юлия Ключка, 15 Ноября 2010 в 23:50, контрольная работа
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Становление и развитие романо-германской правовой системы…………...5
2. Становление и развитие англосаксонской правовой системы……………….9
3. Становление и развитие мусульманской правовой системы……………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….21
Нельзя обойти вниманием и мнение Л.Р. Сюкияйнена, который считает, что источником мусульманского права является доктрина, понимаемая в широком смысле. Коран и Сунна, согласно данной точке зрения, не использовались непосредственно на практике. Применялись их доктринальные выводы из буквы писаний, подчас расходившиеся с непосредственным текстом. Доктрина, понимаемая таким образом, включала аналогию, иджму и иные второстепенные и вспомогательные источники (обычаи и т.п.)25.
Таким образом, Коран является в мусульманском праве главным источником права, лежащим так или иначе в основе всех иных положений права.
Первоначально Коран не составлялся в одну книгу, а заучивался наизусть его хранителями — хафизами. Но впоследствии из-за разночтений и иных причин он был собран и отредактирован. Коран является основной вероучительной книгой в исламе, и основное место в нем занимают вопросы религии, этики, культа и т.п. Не тем не менее Коран содержит и некоторые правовые положения, в частности, в нем устанавливается ответственность за ряд преступлений и определяется наказание за них.
Второе, после Корана, место в иерархии источников шариата занимает Сунна, или предание. Она включает в себя слова, решения, действия Мухаммеда, а также его сподвижников. Сунна состоит из отдельных повествований — хадисов и служит пояснением к тому, что сказано в Коране.
В качестве одного из источников шариат признает аналогию, или кийас. Важное значение кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе — ив будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.
Иджмой как источником мусульманского права является единодушное мнение крупнейших правоведов и богословов по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. Данное единодушное мнение выражалось преимущественно на специальных собраниях, созываемых по конкретным поводам.
Фетвой в шариате являются решения лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по соответствующим религиозным и юридическим вопросам.
К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании.
Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина.
Основателями четырех толков шариата были четыре имама, пользующиеся высшим после Мухаммеда и его сподвижников авторитетом. Их имена следующие — Номан Ибн Сабит Абу Ханифа, Малик Ибн Анас, Мухаммед Ибн Идрис аш-Шафии и Абу Абдул-лах Ахмед Ибн Ханбал. По их именам и школы называются: ханифитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская26.
Малозначительную
роль в правовом регулировании играет
обычай, если, конечно, он не имеет религиозных
оснований. Исламские юристы не относят
его к праву и не рассматривают как его
источник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть особенности становления и развития различны правовых систем современности.
Особый интерес представляет сопоставительный анализ развития романо-германской и англосаксонской правовых семей, каждая из которых имела свои специфические особенности. Однако в итоге своего развития система романо-германского права и система общего права пришли к единому результату - судебному прецеденту, только путь был различный. Для системы общего права это создание судьями из английских частных споров общих основополагающих идей, именуемых как ratio decidendi (от частного к общему), а для романо-германского права - применение судьями общих законоположений к частным случаям (от частного к общему), результатом чего явилось изменение правовых основ данной системы права, судебного процесса и актуализация такого источника права, как судебный прецедент.
Судебный прецедент всегда существовал в романо-германской системе права; конечно, изначально он был менее заметен в силу давления римского права, деятельности университетов и такого явления, как кодификация права. Закон имел более значимую роль и являлся единственным официальным источником права, но в последующем не оправдал возложенных надежд. Судебный прецедент в Англии - это эталон института судебной практики, это классическое его понимание, это правило, выработанное историей, правовой наукой и практикой.
На сегодняшний день можно утверждать, что данная проблема не остается незамеченной, она является стимулом развития всего права и основных его институтов. Видимо, стоит задуматься и пересмотреть традиционные догмы, устаревшие и не функционирующие в праве, и определить место существующему, обозначить его важность, установить дальнейшую эффективность, чтобы теоретические догмы не противоречили практическим реалиям, теория не становилась иллюзией, а практика - сферой злоупотреблений.
Что касается мусульманской правовой системы, то в настоящее время эта правовая семья является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат ("прямой путь") - это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка Мухаммеда. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.
Шариат
как религиозная система
Список
используемой литературы