Становление и развитие государственности в Марийском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Политическое развитие Марийской республики в последнее десятилетие ХХ века происходило тождественно общероссийскому, но с некоторым отставанием. Республика прошла в процессе социально-политического реформирования ряд этапов: переходный период демократического подъема (1989-1991 гг.), становление новых институтов государственной власти (1991-1995 гг.), период завершения социально-экономического реформирования (1996-2000 гг.), период социально-экономической стабилизации и начала экономического подъема (2001-2005 гг.)

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Образование и развитие автономии Марийского края в годы
советской власти...............................................................................................5
2. Основы конституционного строя и система разделения властей..............16
Заключение..........................................................................................................22
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие государственности в Марийском крае.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     14 января 1918 года был образован исполнительный комитет «Центрального союза мари». Усилилась пропаганда идей «союза»", кое где националистическим деятелям удалось взять по свое влияние часть населения. В таких, правда, немногих случаях крестьяне-марийцы выдвигали националистические требования. Например, 15 февраля 1918 года в деревне Озерки Больше-Шмаковской волости Царевококшайского уезда марийцы приняли решение выселить из деревни в течение недели 18 семей только потому, что они являлись русскими. При этом было сделано предупреждение, что в случае невыполнения решения о выселении у русских будет конфисковано имущество, сломаны в домах окна и трубы. Благодаря вмешательству уездных властей, националистическое решение не было приведено в жизнь.

     Казанская организация большевиков в ответ на создание «Центрального союза мари» решила перехватить инициативу и легитимизировать создание Советов путем проведения подконтрольного Съезда народа мари.

     Областной (национальный) съезд мари состоялся 12-24 февраля 1918 года в Казани. На съезде присутствовало 98 человек. Большинство участников съезда составляли солдаты, также были представители из Казанской, Вятской и Уфимской губерний – учителя, крестьяне. Среди участников было и несколько представителей «Центрального союза мари».

     Одним из ключевых вопросов съезда стал вопрос о власти на территории края. Немногочисленные представители марийского национально-демократического движения попытались выразить сомнение в целесообразности поддержки власти большевиков. В протокольной записи доклада об организации власти сказано: «Докладчик Мухин в пространной речи доказывает, что только Советская власть есть истинная выразительница интересов трудового народа и единственно способная к проведению в жизнь всех реформ, направленных на осуществление принципов социализма, и все попытки это отрицать вредят интересам трудящихся классов всех национальностей. Вся власть на местах должна принадлежать Советам: сельским, волостным, уездным и губернским».

     Особенно в докладе подчеркивалась необходимость развития классового самосознания трудящихся масс и всемерной борьбы с национализмом. Съезд принял решение отменить существовавшее название народа «черемисы» ввиду его не национального происхождения и заменить его историческим именем «народ мари».

     Съезд высказался за то, чтобы в Казанском губернском Совете был создан Комиссариат мари для защиты прав марийского народа. Когда через день стало известно, что получено согласие Совета, съезд избрал работников комиссариата в составе 11 человек.

     На съезде обсуждался вопрос об отношении к проекту создания Урало-Волжских штатов. Инициаторами этого объединения выступили представители татаро-башкирской интеллигенции. Предполагалось, что это будет автономное национальное мусульманское государство – давняя мечта мусульман России (в ответ на это Советская власть пошла на организацию Татаро-Башкирской Советской республики). В докладе по данному вопросу отмечалось, что этот проект является буржуазно-националистическим, не способствует интересам трудового народа и не вызван жизненной необходимостью. В резолюции съезда говорилось, что осуществление права на национальное самоопределение (имелось в виду право татар и башкир) не должно нарушать интересов других народностей. По нашему мнению, столь единодушное отрицание предложенной идеи связано не только с подавляющим влиянием большевиков на решения съезда, но и с пониманием участниками съезда опасности не только «омусульманивания» марийцев, в большинстве своем язычников, но и возобновления попыток их ассимиляции, продолжавшихся на протяжении столетий.

     На заключительном заседании был заслушан доклад и принята резолюция по вопросу о текущем моменте: «Признавая Октябрьскую революцию, Национальный съезд мари выражает твердую уверенность, что трудовой народ России, руководимый Советом Народных Комиссаров, осуществит задачи поставленные социалистической революцией».

     Национальный съезд мари поставил и решил то, что не удалось решить на съезде эсерам летом 1917 года: добиться создания реальных административных институтов, защищавших интересы марийцев в органах государственной власти – Комиссариата мари при Казанском губсовете, отдела мари Наркомнаца, марийского подотдела отдела национальных меньшинств Наркомпроса. На таком высоком уровне марийский народ еще никогда не был представлен в Российском государстве. Кроме того, был решен главный вопрос, ставившийся перед съездом: крайне слабая в тот период Советская власть нашла поддержку в лице его делегатов. Соответственно появились «законные» основания при организации власти на местах ссылаться на решения съезда.

   Перед Комиссариатом мари при Казанском губернском Совете была поставлена задача популяризации идей Советской власти, идей коммунизма среди марийских трудящихся. Большую роль в этом сыграла реорганизация единственной в то время газеты на марийском языке «У жара» из органа губернского земства в орган губернского Совета и смена руководства этой газеты. Комиссариат разрабатывал и вносил в губисполком предложения о культурно-просветительской работе среди марийского населения о ликвидации культурной отсталости и развитии народного образования. Сотрудники комиссариата были включены в отделы труда и промышленности, земледелия, продовольствия, народного просвещения Казанского губисполкома в качестве представителей марийского народа.

     После проведения Национального съезда мари в крае активизировалась работа большевиков по ликвидации старых органов власти и формированию новых.

     Хотя в Царевококшайске и Козьмодемьянске Советская власть установилась в январе 1918 года, фактически она не распространялась на территории уездов еще несколько месяцев. И только весной 1918 года, после национального съезда мари, процесс становления новой власти пошел вглубь. Так, 11-12 марта 1918 года в Козьмодемьянске состоялся уездный съезд Советов крестьянских депутатов. На нем присутствовало 170 человек, в их числе представители Козьмодемьянской группы РСДРП(б). Съезд единогласно признал единственной властью в стране Советскую власть, принял решение о ликвидации органов Временного правительства, за передачу всей полноты власти в уезде – уездному Совету, в волостях –волостным Советам, принял решение о необходимости создания сельских Советов. Съезд поддержал закон о социализации земли, высказался за скорейшее проведение его в жизнь, за переизбрание лесной стражи, принятие эффективных мер в области продовольствия.

     В соответствии с решением уездного съезда был отстранен от власти уездный комиссар Временного правительства, расширен за счет крестьян и рабочих еще действовавший к тому времени Комитет общественной безопасности, ликвидировано уездное земство, 30 марта 1918 года упразднены городская дума и городская управа.

     К лету 1918 года Советская власть в крае была установлена повсеместно. Исполкомы Советов создавали новые органы управления. Для управления хозяйством в уездных и некоторых волостных исполкомах были созданы отделы народного хозяйства (в Царевококшайске и Козьмодемьянске в марте 1918 г., причем в Козьмодемьянске сначала хозяйственная комиссия, а затем отдел). В их ведение первоначально входило управление промышленностью, торговлей, местным коммунальным хозяйством и даже здравоохранением и просвещением.

     В мае 1918 года были учреждены земельные отделы уездных (Царевококшайского и Козьмодемьянского) и волостных исполкомов Советов, бравшие в свои руки управление осуществлением аграрной политики Советской власти. В ряде лесничеств края были проведены выборы лесничих и других должностных лиц по управлению лесным делом. Создавались органы управления финансовым делом, связью, социальным обеспечением, трудом (соответственно комиссариаты казначейства, связи, призрения, труда).

     В ответ на обращение Всероссийского продовольственного комитета ко всем Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов исполкомы Царевококшайского и Козьмодемьянского Советов создали продовольственные комиссии, которые постепенно стали брать в свои руки продовольственное дело.

     Используя опыт земства, Советы достаточно оперативно формировали административную структуру, позволившую взять под контроль все сферы жизнедеятельности уездов и волостей. Появлялись структуры ранее не свойственные для органов местного самоуправления. Так, при уездных и волостных Советах были созданы военные отделы. Они взяли на себя управление формированием отрядов Красной Армии в пределах своего района. В мае 1918 года военные отделы исполкомов были реорганизованы в военные комиссариаты (24 мая – Царевококшайский, 27 мая – Козьмодемьянский).

     В феврале-марте 1918 года при исполкомах Царевококшайского и Козьмодемьянского Советов были созданы отряды численностью в 50 человек. На наш взгляд, решения о формировании военных отрядов при Советах в условиях нестабильности и отсутствия серьезного влияния центра на местах позволило создать вооруженную опору Советов и обеспечить давление на оппозицию. В дополнение к этим отрядам при Советах была создана милиция, находящаяся в полном их подчинении.

     В этот же период были созданы новые местные суды с участием избранных народных заседателей. В целях борьбы с контрреволюцией, а также для борьбы с мародерством, саботажем, злоупотреблениями торговцев и т.п. учреждались революционные трибуналы и особые следственные комиссии.

     Новая административно-территориальная и управленческая структура России была закреплена Конституцией Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

     В 1930-е годы процесс развития государственности и национальной культуры марийского народа с началом массовых репрессий затормозился, практически вся национальная интеллигенция была уничтожена. Постепенно марийцы становятся меньшинством населения республики, а под политическим давлением марийский язык был вытеснен русским.

     5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР.

     22 октября 1990 года – Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР).

     С 8 июля 1992 года республика стала называться «Республика Марий Эл».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы конституционного строя и система разделения властей

 

     Большинство национальных республик страны в период «парада суверенитетов» приняли новые Конституции. Марий Эл продолжала жить по старой советской Конституции. Реформирование органов государственной власти сопровождалось внесением изменений в действовавшую Конституцию. Бесконечно так продолжаться не могло, нарушалось целостное единство основного закона республики, усиливалась необходимость принятия новой Конституции республики, которая закрепила бы введение поста Президента, статус Государственного Собрания и изменения в системе органов местного самоуправления.

     Деятельность В.М. Зотина на президентском посту и новые законодательные шаги Государственного Собрания страны актуализировали необходимость уточнения ряда законодательных положений и внесения некоторых изменений. Президент республики стремился упрочить вертикаль исполнительной власти, закрепить за собой еще большие властные полномочия, изменить систему формирования Государственного Собрания, дабы обеспечить полную его «послушность» своей воле.

     Формально подготовка новой Конституции республики началась в октябре 1993 года, когда была сформирована Конституционная комиссия во главе с В.М. Зотиным, но деятельность ее активизировалась лишь в конце 1994 года, и к февралю 1995 года проект новой Конституции был подготовлен. Проявились серьезные противоречия между исполнительной и законодательной властью, между политическими партиями по вопросу будущего государственного устройства республики. В.М. Зотин, осознавший слабость своих политических позиций в республике, стремился закрепить такую систему избрания депутатов высшего законодательного органа, которая позволила бы ему без особых проблем укомплектовать депутатский комплекс своими сторонниками, также он стремился узаконить статус горномарийского языка и поднять его на уровень государственного языка республики наряду с языком луговых мари и русским. Председатель Госсобрания А.А. Смирнов поддержал идею отмены выборов по партийным спискам, но отстаивал введение поста премьер-министра. Президентский проект Конституции предусматривал созыв специального Конституционного собрания в составе депутатов Государственного Собрания, районных и городских собраний. На майской сессии 1995 года депутаты Госсобрания, в окончательном варианте рассматривавшие проект Конституции, отклонили президентские поправки о введении административно-территориальных округов, о частной собственности на землю и сохранили введение поста премьер-министра и единый марийский язык. Конституционное собрание было созвано 23 июня 1995 года в составе 290 чел. Большинство участников совещания поддержали предложения В.М.Зотина. Не был учрежден пост премьер-министра, отменено пропорциональное партийное представительство для выборов депутатов Госсобрания, наряду с территориальными округами были введены административно-территориальные округа, по которым получили право избираться главы местных администраций, государственными языками были признаны русский, горный и луговой марийские языки.

     В принятой Конституции было определено, что Республика Марий Эл является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации. Высшим должностным лицом и главой государства является президент, который формирует и возглавляет правительство. Государственное Собрание формируется из 67 депутатов, 50 из которых должны были избираться по одномандатным территориальным округам, а 17 – по административно-территориальным.

     Глава I конституции Республики Марий Эл закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности Республики Марий Эл: определяет сущность Республики – Республика в составе Российской Федерации (ст.1), правовое положение личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2), принадлежность власти в Республике: власть в Республике Марий Эл принадлежит народу (ст.3), юридический статус Конституции (ст.4), статус территории и самой Республики Марий Эл (ст.5), закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6), устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Республике Марий Эл, которыми являются: Государственное Собрание Республики Марий Эл, Президент Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл и иные органы.

     Важный аспект нормотворчества и законотворчества отражен в ст.7.: Конституция Республики Марий Эл, законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В ст.8 устанавливается статус гражданина Республики Марий Эл, который является гражданином Российской Федерации.

     В ст. 9 конституции Республики Марий Эл, в отличие от ст.7 конституции РФ, нет прямого декларирования того, что Республика Марий Эл являет собой субъект социального государства, но указывается на то, что социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Марий Эл охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Что по сути является гарантиями социального государства.

Информация о работе Становление и развитие государственности в Марийском крае