Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:14, реферат
Политическое развитие Марийской республики в последнее десятилетие ХХ века происходило тождественно общероссийскому, но с некоторым отставанием. Республика прошла в процессе социально-политического реформирования ряд этапов: переходный период демократического подъема (1989-1991 гг.), становление новых институтов государственной власти (1991-1995 гг.), период завершения социально-экономического реформирования (1996-2000 гг.), период социально-экономической стабилизации и начала экономического подъема (2001-2005 гг.)
Введение.................................................................................................................3
1. Образование и развитие автономии Марийского края в годы
советской власти...............................................................................................5
2. Основы конституционного строя и система разделения властей..............16
Заключение..........................................................................................................22
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение......................
1. Образование и развитие автономии Марийского края в годы
советской власти........................
2. Основы конституционного строя и система разделения властей..............16
Заключение....................
Список использованных источников и литературы....................
Введение
Политическое развитие Марийской республики в последнее десятилетие ХХ века происходило тождественно общероссийскому, но с некоторым отставанием. Республика прошла в процессе социально-политического реформирования ряд этапов: переходный период демократического подъема (1989-1991 гг.), становление новых институтов государственной власти (1991-1995 гг.), период завершения социально-экономического реформирования (1996-2000 гг.), период социально-экономической стабилизации и начала экономического подъема (2001-2005 гг.)
На общественно-политическое развитие республики в решающей степени оказывал влияние тот фактор, что на протяжении всех указанных периодов сохранялся дотационный характер экономики республики, характерный для большинства регионов страны. Разрушение военно-промышленного комплекса, составлявшего более чем на 80% основу всей промышленности республики, практическое прекращение финансовой поддержки аграрного сектора хозяйства ввергли республику в глубокий кризис, привели к упадку всех отраслей экономики. 90-е годы ХХ века стали временем тяжелых испытаний для республики, уровень материального благосостояния населения резко снизился. Огромных размеров достигли внешние долговые обязательства. Без кардинального изменения хода социально-экономических реформ республике грозило полное банкротство. Как следствие полной финансовой зависимости республики от федерального центра политическая зависимость от федеральной власти влияла на общественно-политические процессы, и в определенной степени способствовала стабилизации политического развития, что не позволило республике скатиться на позиции этнократии и авторитарного правления.
По основным позициям политического реформирования республика не выходила за рамки, обусловленные федеральным центром, и даже отставала от других национальных регионов страны. Основные рычаги политической власти сосредотачивались в начале 90-х годов в руках партийного руководства, влияние которого сдерживало усиление демократического и национального движений. Поэтому процесс перехода от социалистического режима к демократической власти определялся, прежде всего, внутрипартийной борьбой. В 1991 году эта борьба завершилась победой реформационного крыла в правящей элите республики, которое закрепило свой успех победой на президентских выборах. Политическое реформирование в республике осуществлялось сверху, так как ни демократическое, ни национальное движение в силу своей слабости объективно не могли инициировать политические процессы снизу, хотя и служили фактором поддержки демократических преобразований.
Цель данной работы: рассмотреть становление и развитие государственности в Марийском крае.
1. Образование и развитие автономии Марийского края в годы советской власти
До Октябрьской революции марийский народ не имел своей государственности и находился в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. После Октябрьской революции 4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область.
Большевики в первые годы своего правления сделали немало для осуществления ожиданий ранее угнетенного марийского народа. Для него расширились возможности развития печати на родном языке, внедрялось национальное школьное дело. 4 ноября 1920 года по декрету ВЦИК и Совнаркома в составе РСФСР была образована Марийская автономная область. Так, впервые в своей истории марийцы получили свою государственность, хотя и в форме автономии. Это имело важное историческое значение, в нее вошли территории, где проживало немногим более половины всего марийского этноса.
Говоря о становлении государственности Марийского края, нельзя не остановиться на национальной программе, выдвинутой РСДРП(б), т.к. более 70 лет развития Марийского края связано с реализацией этой программы коммунистической партией.
Проблема национально-государственного переустройства России занимала важное место в программных положениях социал-демократов, а впоследствии партии большевиков. Российские социал-демократы многое позаимствовав из трудов теоретиков австро-марксистской школы, внесли в разработку национального вопроса существенные коррективы. И хотя до 1917 года и тем более после прихода к власти позиции большевиков по ряду вопросов национально-государственного переустройства менялись, и порой значительно, общие подходы партии большевиков к решению национального вопроса оставались неизменными:
Во-первых, в программе РСДРП(б), принятой 11 съездом партии, был выдвинут тезис об «областном самоуправлении тех мест, которые отличаются особыми бытовыми условиями». Таким образом, в программу партии вводилась идея территориальной автономии национальных (этнических) групп, отсутствовавшая в «австрийских проектах».
Во-вторых, предполагая создать нормальные условия для функционирования национальной культуры (прежде всего в языковой сфере и в сфере образования) российские социал-демократы резко негативно отнеслись к идее культурной автономии, которая по их мнению, «безусловно вредна с точки зрения демократии вообще и интересов классовой борьбы в частности». Этот пункт программы страдал известным противоречием, так как вводил в сферу национальной культуры социально-классовые параметры.
В-третьих, важнейшим пунктом программы РСДРП стал пункт «о праве угнетенных наций на самоопределение, т.е. на отделение и образование самостоятельного государства ...». При этом, однако, вводился критерий целесообразности самоопределения «с точки зрения интересов всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм», который по сути выхолащивал право на самоопределение.
Введение в программу партии столь радикальной нормы, расплывчатая трактовка «самоопределения» поставила большевиков в очень сложное положение после их прихода к власти в 1917 г. и использовалась ими исключительно в политических целях. Подтверждением тому может служить дискуссия, развернувшаяся по этому поводу на 8 съезде РКП(б) в марте 1919 года. Показательным в связи с этим могут служить слова Рязанова, сказанные в ходе дискуссии: «В этом вопросе (имеется в виду вопрос о снятии лозунга о праве наций на самоопределение) я позволю себе с нашим старым оппортунистом т.Лениным согласиться. Нельзя безнаказанно кричать об отмене лозунга о праве наций на самоопределение при Советской власти именно теперь, когда спасение этой Советской власти заключается как раз в том, чтобы направить как можно больше угнетенных наций на империалистических волков. Наша партия совершенно не готова к тому, чтобы разобраться в вопросе о праве наций на самоопределение».
Очевидно, что национальная программа социал-демократической партии, при всей ее противоречивости, в большей мере отвечала как интересам народов, так и перспективам общественного развития. Фактически она включала в себя три основных принципа, признанных современным международным правом в отношении национальных меньшинств: 1) право культурной автономии; 2) право на территориальную автономию; 3) право на создание собственного государства (самоопределение). Ни в тот период, ни позднее (вплоть до роспуска КПСС в 1991 году) эти тезисы не подвергались официальному пересмотру.
Интерес представляет то, как это было реализовано на практике.
В практической плоскости вопрос национально-государственного переустройства России был впервые поставлен в феврале 1917 года после свержения царского правительства.
В апреле 1917 года состоялась Седьмая Всероссийская конференция РСДРП (б), повторившая в резолюции «По национальному вопросу» положения Поронинского совещания 1913 года. Состоявшаяся в июне 1917 года Всероссийская конференция фронтовых и тыловых организаций РСДРП (б) специально подчеркнула право народов на самоопределение, делая упор на конкретные примеры («... Украина имеет полное право осуществлять свою автономию, не дожидаясь Учредительного собрания»). Вместе с тем конференция подчеркнула, что идеал РСДРП (б) – добровольное, а не насильственное (объединение народов) в одно государственное целое».
Расширенное заседание ЦК РСДРП (б) в августе (сентябре) 1917 года в резолюции «О власти» наметило « осуществление на деле права наций, живущих в России, на самоопределение требований Финляндии и Украины».
Следует отметить, что наличие у большевиков конструктивной программы в области реформирования местного самоуправления и всей национально-государственной структуры империи давало им определенные политические преимущества и во многом предопределило их победу в октябре 1917 года и позднее так называемое «триумфальное шествие Советской власти».
Сразу же после Октябрьского переворота была принята Декларация прав народов России, заключавшая следующие «начала» новой национальной политики: «1) Равенство и суверенность народов России. 2) Право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. 3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4) Свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России».
Декларация, формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным или федеративным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует добровольный и честный союз народов России, которые как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то, что В.И.Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое Советское государство на принципе федерации. Во второй статье Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа говорилось: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». В документе уточнялась процедура присоединения к России: решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в предверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к слиянию и преодолению национальных различий.
Следует признать, что Декларации партии большевиков дали дополнительный импульс для развития национального движения во всех национальных регионах России, стали дополнительным фактором, определившим так называемое «триумфальное шествие Советской власти».
Процесс национально-государственного строительства в Марийском крае проходил до 1936 года в несколько этапов:
1. октябрь 1917 г. – февраль 1918 г. Он связан с установлением влияния партии большевиков в органах власти и национальном движении;
2. февраль 1918 – октябрь 1920 г. Период подготовки и принятие автономии Марийского народа;
3. 1920 – 1936 г.г. процесс унификации национально-государственного устройства автономной области и преобразование ее в автономную республику.
Процесс национально-государственного развития Марийского края в период с октября 1917 по февраль 1918 года шел по двум направлениям. Первое заключалось в становлении Советов, как официальных органов власти, постепенном их переходе под контроль большевиков и вытеснение комитетов общественной безопасности, второе – в попытке создания национальных, независимых от Советов, органов местной власти. Рассмотрим эти два направления более подробно.
В историографии до последнего времени не уделялось должного внимания национальным органам власти, и в силу известных причин они трактовались однозначно как антинародные, буржуазно-националистические. Открытие ряда архивных фондов дало возможность более объективно подойти к рассматриваемой проблеме.
Процесс становления национального движения, начатый в период Февральской буржуазно-демократической революции, был продолжен после Октября 1917 года. Нерешенность большинства национальных вопросов со стороны Временного правительства, национальная доктрина, провозглашенная партией большевиков, придали ему новый импульс. При этом следует признать, что национальная интеллигенция, как основа национального движения, не всегда готова была правильно оценить новые тенденции. Грань, которая отделяет борьбу народа за национальное самоопределения и национализм, в этих условиях могла быть легко нарушена.
6 января 1918 года в Казани была создана организация «Центральный союз мари». На учредительном собрании присутствовали некоторые активисты «обществ мари» и представители марийской интелигенции, проживавшие в Казани. В принятом на собрании Уставе отмечалось, что Советская власть не является представительным органом марийского народа, она далека от его нужд, поэтому необходимо создавать свои национальные органы власти. Предполагалось развернуть их на базе «обществ мари». Содержались в Уставе и призывы к национальной однородности марийской территории.
Информация о работе Становление и развитие государственности в Марийском крае