Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Правосудие- это сфера государственной деятельности, осуществляемая специально подготовленным и организованным аппаратом. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. От других органов, судебные отличаются по своему существу. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях.

Содержание

Введение
Полномочия Конституционного суда России
Полномочия Конституционного суда Германии
Состав Конституционного суда России и статус судей.
Решение Конституционного суда России
Состав Конституционного суда Германии
Конституционный контроль Конституционных судов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

      В федеративных государствах подобные органы могут создаваться как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации. Таким образом, применительно к «европейской» модели можно говорить об осуществлении конституционного правосудия - особой деятельности специальных судебных органов в сфере конституционного контроля;

      2) судебный конституционный контроль  для органов конституционного правосудия - не одна из побочных функций наряду с другими, как у судов общей юрисдикции в «американской» модели, а единственная;

      3) конституционные суды, учитывая их функциональное предназначение, образуются способом, отличным от формирования судов общей юрисдикции. Нередко он предполагает участие государственных органов, относящихся к различным ветвям власти. В состав конституционных судов избираются (назначаются), как правило, профессора права, государственные чиновники высокого ранга, другие высококвалифицированные юристы;

      4) особенности правового положения  конституционных судов обусловливают процессуальный порядок их деятельности, отличный от всех иных судебных процедур, который именуется конституционным судопроизводством;

      5) конституции предусматривают, что  решения органа конституционной юрисдикции носят общеобязательный характер, т.е. обязательны не только для сторон по делу, как это свойственно «американской» модели, а для всех субъектов права. Признание какого-либо правового акта не соответствующим Конституции непосредственно влечет за собой утрату им юридической силы.

      Поскольку «европейская» модель предполагает создание особых органов судебного конституционного контроля и специальную процессуальную форму их деятельности, то ее отличает большее, чем в «американской» модели, многообразие видов осуществляемого контроля:

      1) законодательством может допускаться  возможность не только последующего (хотя этот вид является основным), но и предварительного контроля, который осуществляется до вступления правового акта в юридическую силу;

      2) конституционный контроль носит  в основном постановляющий характер, но допускаются и его консультативные формы, предполагающие необходимость последующего рассмотрения соответствующих решений уполномоченными государственными органами и устранение ими установленных конституционных нарушений;

      3) допускаются как факультативные, так и обязательные виды конституционного контроля.

      Последние предполагают, что осуществление того или иного конституционного контрольного полномочия является обязательной частью той или иной государственно-правовой процедуры (например, отрешения от должности высшего должностного лица). При этом для реализации такого полномочия, как правило, требуется обращение заинтересованного органа государственной власти, в редких случаях осуществляется по инициативе самого Конституционного Суда;

      4) в условиях «европейской» модели  допускается возможность осуществления как конкретного, так и абстрактного конституционного нормоконтроля. Последний не связан с каким-либо конкретным судебным делом, предполагает возможность проверки норм, которые даже ни разу не применялись, по обращениям уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Конкретный контроль предполагает возможность проверки конституционности нормы в связи с ее судебным применением по жалобам заинтересованных физических или юридических лиц.

      При этом Конституционный Суд, давая  оценку конституционности нормы, не наделен правом непосредственно отменять или пересматривать решения судов общей юрисдикции, хотя его постановления, безусловно, влияют на осуществление производства в этих судах и подлежат исполнению ими на основе реализации обычных судебных процедур;

      5) «европейская» модель, как и «американская», предполагает осуществление как материального, так и формального конституционного контроля.

      Таким образом, европейская» модель судебного  конституционного контроля в отличие  от американской всегда подразумевает  известную дистанцированность конституционно-контрольной деятельности от обычного правосудия.

      Положительной чертой этого является то, что особые организационные условия осуществления  конституционных юрисдикционных полномочий обеспечивают более квалифицированное  судебное разрешение этой категории дел.

      Недостатком «европейской» модели является необходимость  для заинтересованных лиц, управомоченных законом (прежде всего для граждан), затрачивать дополнительные усилия (организационные, материальные и другие) для обращения в конституционные суды. Несмотря на это, именно данная модель организации судебного конституционного контроля получила наибольшее распространение в новейший исторический период.

     Европейскую модель отличает и многообразие видов  осуществляемого контроля. О.В. Брежнев в своей статье резюмирует: «Таким образом, «европейская» модель судебного конституционного контроля в отличие от «американской» всегда подразумевает известную дистанцированность конституционно-контрольной деятельности от обычного правосудия. Положительной чертой этого является то, что особые организационные условия осуществления конституционных юрисдикционных полномочий обеспечивают более квалифицированное судебное разрешение этой категории дел. Недостатком «европейской» модели является необходимость для заинтересованных лиц, управомоченных законом (прежде всего для граждан), затрачивать дополнительные усилия (организационные, материальные и другие) для обращения в конституционные суды. Несмотря на это, именно данная модель организации судебного конституционного контроля получила наибольшее распространение в новейший исторический период».13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сравнительная таблица КС РФ и КС ФРГ

   
КС РФ
 
КС ФРГ
1.Понятие 
 
 
 
 
 
 

2.Состав 

3.Полномочия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Обращение в КС 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конституционный Суд Российской Федерации— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
 
  1. 19 судей
 
3. Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
  1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  4. По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.
  5. По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации» 
 

4. Статья 37. Общие требования к обращению

Обращение направляется в Конституционный  Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). 
В обращении должны быть указаны: 
1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение; 
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе; 
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; 
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию; 
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации; 
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации; 
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации; 
10) перечень прилагаемых к обращению документов.
 

1.Федера́льный Конституционный суд ГерманииBundesverfassungsgericht) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией. 
 

2. 16 судей 

3. Согласно Статья 93 Основного закона ФРГ в его компетенцию входит разрешение следующих категорий дел:

1. о толковании  настоящего Основного закона  в связи со спорами об объеме  прав и обязанностей какого-либо  верховного органа власти Федерации или других сторон, наделенных настоящим Основным законом или регламентом верховного органа власти Федерации правами, которые они могут осуществлять самостоятельно;

2. при наличии  разногласий или сомнений относительно  того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержанию настоящему Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли другому федеральному праву - по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;

2а. при наличии  разногласий относительно того, отвечает ли закон предпосылкам  абзаца 2 статьи 72 - по ходатайству  Бундесрата, правительства земли  либо народного представительства  земли; 

3. при наличии  разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности, при применении землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4. по другим  публично-правовым спорам между  Федерацией и землями, между  различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной порядок судебного рассмотрения;

4а. по конституционным  жалобам, которые могут быть  поданы любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила  одно из его основных прав  или одно из прав, указанных  в абзаце 4 статьи 20 статьях 33, 38, 101, 103 и 104;

4b. по конституционным  жалобам общин или объединений  общин по поводу нарушения  каким-либо законом их права  на самоуправление, предусмотренного  статьей 28; в отношении законов  земли это возможно лишь в  случае, если жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;

5. в других  случаях, предусмотренных настоящим  Основным законом.14

6. О прочих  делах, предусмотренных Основным  законом.  
 
 
 
 

Сайт  ФРГ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

«Всеобъемлющий  учет международного опыта предохраняет от губительной изоляции, позволяет принимать решения... в контексте всего общеевропейского конституционного контроля»- Председатель Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ заинтересовался опытом Федерального конституционного суда Германии, который с 2004г. демонстрирует, как весьма корректно выразился В.Д. Зорькин, «ограничительное толкование соотношения между международным правом и национальной конституцией и конституционными законами. Фактически Федеральный конституционный суд ФРГ не допускает автоматического исполнения решений Европейского суда на территории ФРГ, делая обязательной их перепроверку высшими органами германской юстиции. Поддерживая этот подход, Председатель Конституционного суда РФ отметил, решения Европейского Суда носят субсидиарный характер, и поэтому «нельзя рассматривать взаимоотношения Европейского Суда с высшими судебными органами европейских государств как дорогу односторонним движением.»

В заключении хотелось бы сказать, что Конституционный  суд ФРГ, благодаря высоким стандартам, заложенным в Основном законе в отношении правового государства и демократии, неоднократно давал понять, что европейская правовая система должна отвечать критериям Основного закона, прежде чем Германия уступит ЕС свои права в области политического строительства.

     Конституционный Суд РФ, вырабатывая с применением  международно-правовых аргументов правовые позиции, носящие общий характер и обязательные для судов, других государственных органов и должностных  лиц, на практике реализует конституционное положение о принадлежности международно-правовых принципов и норм к российской правовой системе. Придавая своему решению дополнительный вес за счет международного права, Конституционный Суд демонстрирует, что считает международное право важным критерием, которому должны соответствовать законодательство и практика судов.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"// "Российская газета" от 23 июля 1994 г. № 138-139
  3. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. :Норма, 2007. с.670-677
  4. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). Под ред. А.А. Батяева. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006
  5. Конституции зарубежных стран: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония ,Бразилия :учеб. пособие – 6-е издание.-М, : Волтерс Клувер 2009. с. 194-196
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: учебник/ рук.авт.колл. и отв. Ред. Б.А. Страшун.- 3-е издание. –М. : Норма, 2008. с. 501
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, – 320 с.
  8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002, с. 654.
  9. Брежнев О.В. Правовая природа конституционного суда как судебного органа конституционного контроля. Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 6
  10. Журнал «Государство и право», № 10, 2005
  11. http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de
  12. http://www.bundesverfassungsgericht.de/organisation/organisation.html

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ