Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа
Правосудие- это сфера государственной деятельности, осуществляемая специально подготовленным и организованным аппаратом. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. От других органов, судебные отличаются по своему существу. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях.
Введение
Полномочия Конституционного суда России
Полномочия Конституционного суда Германии
Состав Конституционного суда России и статус судей.
Решение Конституционного суда России
Состав Конституционного суда Германии
Конституционный контроль Конституционных судов.
2) конституционные суды могут обходиться без устного разбирательства по делам, где следует ожидать, что устное разбирательство не внесет существенного вклада в вынесение судебного решения либо не приведет к рассмотрению иных важных вопросов
3) когда вопрос о проведении устного разбирательства решается по усмотрению суда, такое решение должно приниматься самими судьями КС, а не сотрудниками его аппарата.
4) письменное производство должно иметь состязательный характер, допускающий обмен противоположными доводами
5) использование письменного производства получило широкое распространение в судах Европы.
Доводы против:
А.Л.Кононов: письменное производство превратит суд в контору по отпискам жалоб.
Таким
образом, сочетание принципа устности
с письменной процедурой в конституционном
судопроизводстве является одним из
резервов значительного сокращения
продолжительности
1) письменное производство возможно в тех видах конституционного судопроизводства, которые не связаны с вызовом свидетелей и установлением определенных фактов, а полностью обусловлены аналитической оценкой нормативного материала.
2) возможность письменного производства и его процедура должны быть урегулированы в законодательном порядке, а не в Регламенте КС РФ.
3) письменная процедура не должна исключать других принципов конституционного судопроизводства: непрерывности судебного заседания, состязательности сторон.
4) равноправие
сторон должно предполагать, что письменная
процедура должна использоваться при
отсутствии возражений против нее инициатора
запроса (жалобы) и государственного органа,
издавшего оспариваемый акт. 10
Состав
Конституционного суда
Германии
Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей. Половина судей избирается- Бундестагом, другая половина Бундесратом, кандидат на должность судьи должен получить ⅔ голосов. Срок пребывания в должности судьи составляет 12 лет. Переизбрание исключено. Суд решает сенатом или палатой.
Суд состоит из 2 сенатов с соответственно 8 членами. Вице-президент - это председатель первого сената, президент председателей второго сената. Компетентность в жалобах конституционному суду и проверках норм распределена на оба сената. Во всех остальных процессах исключительно решает второй сенат.
В первый сенат входит:
-Вице-президент профессор доктор Кирххоф
-Профессор доктор BVR Гайер
-Профессор доктор BVR Айхбергер
-BVR Шлюкебир
-Профессор доктор BVR Масинг
-Профессор доктор BVR Павел
-Профессор доктор BVRin Бер
-Профессор
доктор BVRin Бриц
Второй сенат:
-Президент профессор доктор Фосскуле
-Профессор доктор BVR доктор Ди Фабио
-Профессор доктор BVR h.c. Mellinghoff
-Профессор доктор BVR'in Люббе-Вольфф
-BVR Доктор Герхардт
-BVR Профессор Ландау
-Профессор доктор BVR Хубер
-BVR'in Германа
В обоих сенатах имеются несколько палат с соответственно 3 членами. Палаты считают, прежде всего, принимается ли жалоба конституционному суду для решения. В случае неприема процесс закончен. Палата может удовлетворять жалобу конституционному суду, если она обоснована. В процессе принципиального значения всегда решает сенат.
Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики.
В общественности суд известен в первую очередь посредством процессов сената. Только сенаты проводят устные переговоры. Однако, палаты выполняют обширную часть работы. Во время с 1951 по 2006 год 6783 решения сената и 133 831 решение палаты объявлены, решительны наряду с этим 1789 заявлений на указ временного расположения. Палаты значительно освобождают сенаты. Ввиду высокого числа процессов это также требуется. Теперь почти 6.000 жалоб конституционному суду при федеральном конституционном суде поступают каждый год.
Пленум существует из всех 16 членов суда. Это решает, если сенат хочет отклоняться от юридической точки зрения другого сената. Наряду с этим это имеет организационные задания. Это регулирует компетентность сенатов в рамках закона. Каждый год это определение происходит заранее.
Федеральный конституционный
суд - это высший орган государственной
власти. Это не подчиняется служебному
надзору министерства. Управление суда
руководит президентами. Пленум принимает
принципиальные организационные решения.
Это решает также о смете для бюджета.
В федеральном бюджете в 2006 с общим объемом
в размере около 261,6 млрд. евро план федерального
конституционного суда охватывает издания
в размере примерно 20,6 млн. евро.11
Конституционный контроль
В современном мире существуют две основные модели конституционного контроля. Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. Такую модель принято называть «американской», так как впервые она получило свою реализацию именно в США. Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями. Именно эта модель конституционного контроля применяется в ФРГ.
Итак, сравним два Конституционного суда федеративных государств: Германии и России.
Конституционный контроль (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
М.В. Баглай обращает внимание на то, что «функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением. Понятие «конституционного контроля» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя контроль и надзор – термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежащие принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов».12
Конституционный суд специальный орган, которому во многих странах вверена функция конституционного контроля. Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства). В его составе часто есть не только профессиональные судьи, но и профессора права, политики, бывшие государственные служащие.
Европейская модель конституционного контроля, применяемая в ФРГи России, характеризуется организационной и юрисдикционной самостоятельностью, так как для осуществления конституционного контроля создается специализированный орган конституционного контроля, единственный уполномоченный осуществлять конституционный контроль как основную функцию. При этом орган конституционного правосудия управомочен рассматривать исключительно конституционно-правовые дела.
С
другой стороны, данная модель конституционной
юстиции позволяет решать конституционно-правовые
вопросы безотносительно к
В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля -Федеральный конституционный суд (далее - ФСК), а в России- Конституционный суд РФ.
ФСК и КС РФ разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель.
Полномочия ФСК включают возможность отмены – по мотивам противоречия Конституции – законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам – решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. ФСК вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция ФСК – рассмотрение жалоб общин и граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав.
В Основном законе подробно определен состав Федерального конституционного суда, его компетенция и некоторые важные случаи разрешения конституционных споров (ст. 93, 94, 99, 100). Кроме того, в абзаце 2 ст. 21 закреплено право суда на решение вопроса об антиконституционности политических партий. Таким образом, как по существу, так и по самой форме регулирования Основной закон выделил Федеральный конституционный суд как особый по важности орган государства, не менее значимый, чем такие конституционные учреждения, как бундестаг, бундесрат, Федеральный президент или федеральное правительство. В Конституции РФ определён не полный перечень полномочий в ст. 125, дополнительные полномочия указаны в ФКЗ « О Конституционном суде РФ».
Суть
конституционной юстиции
Диапазон
решений Суда по важным общественно-политическим
проблемам весьма широк. Они касаются
экономических и социальных вопросов,
гражданского и уголовного права, военной
политики, финансовых вопросов, гражданства
и даже проблем международных отношений.
Особенно велика роль Суда в том, что он
не только контролирует законодателя,
вынося решения о неконституционности
законов, но и связывает его волю в процессе
создания законов.
В качестве основных черт европейской модели можно выделить:
1)
создание специального
Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ