Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Правосудие- это сфера государственной деятельности, осуществляемая специально подготовленным и организованным аппаратом. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. От других органов, судебные отличаются по своему существу. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях.

Содержание

Введение
Полномочия Конституционного суда России
Полномочия Конституционного суда Германии
Состав Конституционного суда России и статус судей.
Решение Конституционного суда России
Состав Конституционного суда Германии
Конституционный контроль Конституционных судов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

2а. при наличии  разногласий относительно того, отвечает ли закон предпосылкам абзаца 2 статьи 72 - по ходатайству Бундесрата, правительства земли либо народного представительства земли;

3. при наличии  разногласий относительно прав  и обязанностей Федерации и  земель, в частности, при применении  землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4. по другим  публично-правовым спорам между  Федерацией и землями, между  различными землями или в пределах  одной земли, если не предусмотрен  иной порядок судебного рассмотрения;

4а. по конституционным  жалобам, которые могут быть поданы любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, указанных в абзаце 4 статьи 20 статьях 33, 38, 101, 103 и 104;

4b. по конституционным  жалобам общин или объединений  общин по поводу нарушения каким-либо законом их права на самоуправление, предусмотренного статьей 28; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;

5. в других  случаях, предусмотренных настоящим Основным законом.6

6. О прочих  делах, предусмотренных Основным  законом, в частности о злоупотреблении  основными правами (ст.18), о неконституционности  политических партий (ч. 2 ст. 21), о жалобах на решения Бундестага относительно действительности выборов либо получении или утрате депутатского мандата (ч. 2 ст. 41), об обвинении Федерального Президента  Бундестагом или Бундесратом в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона (ст.61), о переводе, отставке, или увольнении федерального судьи или судьи земли в случае обвинения его Бундестагом или ландтагом в нарушении принципов Основного закона или посягательстве на конституционный строй земли (ч. 2 и 5 ст. 98), о конституционных спорах внутри земли, если юрисдикция ФКС предусмотрена законодательством этой земли (ст. 99), по запросу суда о соответствии Основному закону федерального права или права земли, а также о соответствии закона земли федеральному закону (ч. 1 ст. 100), по запросу суда о сомнениях по поводу того, является ли норма международного публичного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для лица (ч. 2 ст. 100), о расхождении в толковании Основного закона конституционным судом земли с решением ФКС или конституционного суда другой земли (ч. 3 ст. 100), о дальнейшем существовании права в качестве федерального. (ст. 126).7

Компетенция ФКС, согласно ч.2 ст. 93, может быть расширена  федеральным законом. Закон земли  может предусмотреть передачу в  ФКС внутриземельных споров. (ст. 99) 

Решения Суда обязательны для конституционных  органов федерации и земель, а  также для всех судов и ведомств. В случаях, специально оговоренных  законом, решения Суда имеют силу закона (например, когда он выносит  решение по ходатайству конституционного суда земли при расхождении мнений в толковании основного закона с решением Федерального конституционного суда). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Состав  Конституционного суда России и статус судей. 

      Согласно Ст. 4 ФКЗ « О конституционном суде»

      Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

    Полномочия  Конституционного Суда Российской Федерации  не ограничены определенным сроком.8 

     Согласно  ст. 8 ФЗ «О Коституционном суде РФ» Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

     Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

     Судья Конституционного Суда РФ считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

     Согласно  ст.15 ФЗ «О Конституционном Суде РФ»  Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе  после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

     За  совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

     -предупреждения;

     -прекращения полномочий судьи.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

     Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Численный состав Конституционного суда равен 19. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Судья Конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его избирательный срок или в котором ему исполняется 70 лет.

     Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, предусмотрено федеральным законом.9

Судьи КС РФ:

Зорькин Валерий Дмитриевич-Председатель КС РФ

Хохрякова Ольга Сергеевна-Заместитель Председателя КС РФ

Маврин  Сергей Петрович-Заместитель Председателя КС РФ

Арановский  Константин Викторович

Бойцов  Александр Ильич

Бондарь Николай Семенович

Гаджиев Гадис Абдуллаевич

Данилов Юрий Михайлович

Жаркова Людмила Михайловна

Жилин Геннадий Александрович

Казанцев  Сергей Михайлович

Клеандров Михаил Иванович

Князев  Сергей Дмитриевич

Кокотов Александр Николаевич

Красавчикова Лариса Октябриевна

Мельников Николай Васильевич

Рудкин  Юрий Дмитриевич

Селезнев  Николай Васильевич

Ярославцев  Владимир Григорьевич 
 
 

Решения Конституционного Суда РФ. 

Процедура принятия решений  Конституционным  Судом РФ.

Письменное  разбирательство в конституционном судопроизводстве.

М.А.Митюков, С.Н.Станских

Государство и право, № 10, 2005         

  Предлагается в целях процессуальной экономии использовать письменное производство в КС РФ в более широком количестве случаев.         

  Предполагаемые случаи:

1) В.А.Туманов:  письменное производство рационально  использовать для решения типичных  и менее существенных дел.

2) Использование  письменного производства при  рассмотрении дел  о толковании Конституции, если иное предложение не выскажет ходатайствующая сторона или судьи. Этой точки зрения придерживается и В.Д.Зорькин, предполагая таким образом ускорить процесс рассмотрения дел в КС РФ (поток жалоб в КС РФ постоянно возрастает). В связи с этим В.Д.Зорькин указывает на то, что часть решений КС РФ, так называемых определений с позитивным содержанием, выносится в письменной форме без публичного рассмотрения дела в зале судебных заседаний. Эти определения совпадают с теми правовыми позициями, которые уже были высказаны КС РФ ранее, проверяемые нормы являются «аналогичными» тем, которые уже были предметом рассмотрения в КС РФ, и нет смысла тратить время на рассмотрение таких дел еще в одном публичном заседании. При этом вполне можно соблюсти состязательность и гласность. Состязательность в том, что стороны в обязательном порядке предоставляют суду письменно свои позиции, а гласность путем опубликования определений. Таким образом, письменное производство у нас существует. Необходимо модернизировать законодательство в этом направлении. Законодательные изменения призваны: 1) легализовать письменное производство  

2) легализовать  существующие в практике КС  РФ определения с положительным  (позитивным) содержанием и придать  им соответствующие юридические  свойства, сближающие их с постановлениями.

Такой законопроект «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» был разработан КС РФ и представлен в Венецианскую комиссию Совета Европы с просьбой дать заключение на данный законопроект в части его соответствия конституционным принципам и европейским стандартам. 

Доводы  за (высказанные Венецианской комиссии Совета Европы):

    1)    конституционные суды должны сохранять возможность выносить важные решения в разумный срок, в то время как устное разбирательство может занимать много времени и не во всех случаях обеспечивает необходимую быстроту производства;

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ