Создание и функционирование Совета Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

В научной литературе достаточно полно и объективно освещены вопросы, связанные со структурой, полномочиями государственной Думы, статусом ее депутатов и т.п. Вместе с тем организационная структура и порядок деятельности отдельных внутренних структурных звеньев Думы, в т.ч. ее Совета, исследован мало. Функционирование Совета определяется Регламентом Думы. Поэтому исследование, посвященное данному органу, пришлось осуществлять преимущественно на основе анализа этого документа.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью выявления места Государственной Думы в системе органов власти, а также исследования порядка создания и деятельности одного из ее внутриорганизационных органов – Совета Государственной Думы, обеспечивающего нормальную работу палаты в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История государственности в современной России…………………………5
1.1. Парламентаризм в дореволюционной России………………………...5
1.2. Парламент в советский и постсоветский период……………………...8
2. Место Государственной Думы в системе органов государственной власти……………………………………………………………………………..12
2.1. Структура Государственной Думы…………………………………...12
2.2. Полномочия Государственной Думы………………………………...15
2.3. Порядок деятельности Государственной Думы……………………..18
3. Создание и функционирование Совета Государственной Думы…………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Совет Гос. Думы.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Заседание Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов. Она обязательна перед началом  голосования. Заседания провидятся в соответствии с документами: 1) принятым Советом Государственной Думы и заранее разосланным депутатам планом законопроектной работы на период сессии; 2) календарем рассмотрения вопросов на месяц, также принятым Советом Думы; 3) порядком работы (повесткой дня) очередного заседания, утверждаемым Думой в начале заседания большинством голосов от общего числа депутатов. Первоочередному рассмотрению на заседании подлежат вопросы, включенные в повестку дня, но не рассмотренные на предыдущем заседании; послания Президента РФ; законопроекты, внесенные Президентом или Правительством в качестве срочных (проекты федеральных законов о бюджете и пр., вопрос о доверии Правительству и др.).

Заседания палаты проводятся в утренние часы с 10 до 14 часов, в вечерние – с 16 до 18 часов. Их ведет председательствующий - Председатель Думы или один из его заместителей. Он предоставляет слово по вопросам повестки дня в соответствии с очередностью зарегистрированных заявок, вне повестки – только по процедурным вопросам и по порядку ведения заседания, ставит на голосование каждое предложение депутата в порядке поступления, проводит голосование и оглашает его результаты.

Депутат может выступать  на заседании с трибуны, от микрофона, установленного в зале или со своего рабочего места. Продолжительность доклада до 15 минут, содоклада – 10, заключительное слово – 10. Если депутат нарушает депутатскую этику (высказывает оскорбления, вызывающе себя ведет и т.п.), председательствующий делает предупреждение. При повторном нарушении депутата лишают слова в течение всего заседания или по решению большинства депутатов – на месяц.

Депутат Государственной  Думы должен придерживаться в одежде, макияже (для женщин) делового стиля. Голосование в Думе: электронное, количественное, рейтинговое, качественное.

Работа депутата с  избирателями заключается в изучении поступивших к нему жалоб и  заявлений. Он отвечает на письма, принимает  меры к защите прав и законных интересов  избирателей, ведет личные приемы в  Приемной Государственной Думы или с выездом в субъект РФ и т.п.

На пленарных заседаниях Дума заслушивает Председателя Правительства  РФ, министров и других руководителей  ведомств, принимает законы и постановления. 

 

3. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ

 

 

Совет Государственной  Думы является ее внутренним коллегиальным  организационно-руководящим органом. Он создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности нижней палаты Федерального Собрания РФ. Порядок образования и функционирования Совета Государственной Думы определен ее Регламентом от 15 апреля 1998 года (в ред. от 20.01.2010)21.

В состав Совета Государственной  Думы входят Председатель Государственной  Думы, его заместители, а также представители депутатских фракций. Отметим, что число заместителей определяет сама Дума. Первоначально их было 5, с 2000 г. – 9, а с 2003 г. – 1022. Депутатские фракции пользуются в государственной Думе определенными организационными преимуществами. Они в частности вправе иметь своего представителя в Совете Думы. Решающий голос в Совете Думы у председателя Государственной Думы и его заместителей, а лидеры фракций имеют совещательный голос. Как отмечают исследователи, обычно лидеры партий не являются лидерами фракций в Думе, этот пост занимает  другой видный деятель партии23.

Работу Совета Государственной  Думы организует ее Председатель. Он председательствует на заседаниях Совета.

Совет Государственной  Думы осуществляет следующие полномочия:

1) формирует программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, календарь рассмотрения вопросов на текущий месяц по шести тематическим блокам (государственное строительство и конституционные права граждан, экономическая политика, социальная политика и др.) и проект порядка работы очередного заседания. Совет Думы разрабатывает следующие документы: 1) программу работы сессий Государственной Думы; 2) календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; 3) порядок работы на очередном заседании. Они заблаговременно рассылаются депутатам для ознакомления. Эти документы утруждаются Думой на одном из ее первых заседаний. В соответствии с ними проводятся заседания Думы;

2) созывает внеочередные заседания палаты по требованию Президента РФ, по предложению Председателя Государственной Думы или 1/5 части депутатов;

3) назначает тот или иной комитет Думы ответственным за рассмотрение определенного законопроекта, направляет материалы по законопроектам Президенту РФ, в Правительство РФ.

Отметим, что, постоянные комитеты Государственной Думы также как и ее Совет являются внутренним органом палаты.  В настоящее время в Думе функционирует 27 комитетов: по обороне, по безопасности, по энергетике, транспорту и связи, по вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству и государственному строительству, по международным делам, по труду и социальной политике, по образованию и науке, по собственности, по экологии, по аграрным вопросам и др. Комитеты создаются для предварительного рассмотрения законопроектов в сфере своей деятельности, дачи заключений по ним и проектам постановлений Думы, в соответствии с решениями палаты готовят запросы в Конституций Суд РФ, организуют парламентские слушания, семинары, «круглые столы», имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту ее работы.

Время от времени прежние  комитеты ликвидируются и создаются новые, изменяются их названия. Комитеты образуются решением палаты на срок, не превышающий срока полномочий Думы, на основе, как правило, пропорционального представительства депутатских объединений. Число членов комитета должно, как правило, быть не менее 12 и не более 35. Однако постоянно действуют крупные комитеты, до 50 человек (особенно по бюджету и налогам), и очень небольшие (например, в комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи в 2004 г. первоначально записалось только 3 человека)24. Каждый депутат, кроме председателя Государственной Думы и его заместителей, обязан состоять в каком-нибудь комитете.

Сказанное позволяет  заключить, что Совет Государственной  Думы возлагает ответственность за рассмотрение определенного законопроекта на тот или иной комитет с учетом специфики сферы его деятельности. Например, ответственность за рассмотрение законопроекта по налогам и сборам не может быть возложена на комитет по экологии; 

4) принимает решение о проведении парламентских слушаний. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами и комиссиями двух палат и представляют собой способ широкого обсуждения актуальных общественных и государственных проблем. Они могут быть открытыми или закрытыми. Парламентские слушания завершаются не решениями, а рекомендациями;

5) принимает от депутатов  письменные вопросы и предложения по блоку вопросов, предлагаемых к рассмотрению на «правительственном часе». На «правительственном часе» рассматривается один из блоков вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти: «Экономические развитие и торговля», «Финансовая и налоговая политика», «Промышленность и энергетика» и др. Указанные предложение подаются депутатами не позднее чем за 10 дней до его проведения;

6) дает согласие Председателю Государственной Думы на назначение руководителя Аппарата Думы и управляющего делами;

7) осуществляет иные  полномочия с целью организации  эффективного и бесперебойного функционирования Государственной Думы.

Совет Думы собирается на свои заседания по вторникам и  четвергам. Его заседания проводятся в рамках сессии Государственной  Думы и составляют одну из форм деятельности палаты наряду с пленарными заседаниями, заседаниями комитетов и комиссий, работой депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Как уже отмечалось, в течение календарного года Государственная Дума собирается, как правило, на две сессии: весеннюю (12 января – 19 июня) и осеннюю (1 сентября-25 декабря). В совокупности это составляет более 9 месяцев рабочего времени. За это время бывает приблизительно 60-70 заседаний Совета, на которых рассматриваются многочисленные вопросы. Например, на одном из заседаний в 2005 г. Совет Государственной Думы рассмотрел 226 вопросов25.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ исследуемой  темы позволяет сделать следующие  выводы.

1. История парламентаризма  в Российской Федерации насчитывает свыше 100 лет и исчисляется с момента учреждения I Государственной Думы в царской России в 1906 г.

2. Парламент советской России, начиная с 1917 г. и до 1990 г., был однопалатным. В 1990 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми представительный органа – Верховный Совет РФ стал двухпалатным (Совет Республики и Совет Национальностей).

3. Современный парламент РФ, именуемый Федеральное собрание, также является двухпалатным. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума – нижняя палата парламента, состоящая из 450 депутатов. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Думы – 5 лет.

4. Основными полномочиями Государственной Думы являются: принятие федеральных законов, утверждение бюджета на очередной финансовый год, дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от нее высших должностных лиц (Председатель ЦБ РФ, Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека), объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др. 

5. Государственная Дума  осуществляет свою деятельность на основе Регламента Государственной Думы. Общее руководство Думой осуществляет Председатель, ему помогают заместители, в т.ч. два первых. Свою работу Государственная Дума осуществляет в следующих формах: пленарные заседания, заседания  Совета Думы, комитетов и комиссий, работа депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

6. Совет Государственной  Думы является одним из внутриорганизационных  ее органов. Порядок образования и функционирования Совета Думы определен ее Регламентом. Совет Думы, возглавляемый Председателем Государственной Думы, обеспечивает функционирование Государственной Думы, решая вопросы, связанные с организацией и проведением ее заседаний, и т.п. В его состава входят Председатель Думы, его заместители, представители депутатских фракций. Председатель и его заместители председательствуют на заседаниях Совета, обладают правом решающего голоса.

Основные полномочия Совета Государственной Думы:

1) формирует программу  законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, календарь рассмотрения вопросов на текущий месяц и проект порядка работы очередного заседания;

 2) созывает внеочередные заседания палаты по требованию Президента РФ, по предложению Председателя Государственной Думы или 1/5 части депутатов;

3) назначает тот или  иной комитет Думы ответственным  за рассмотрение определенного  законопроекта, направляет материалы  по законопроектам Президенту РФ, в Правительство РФ;

4) принимает решение  о проведении парламентских слушаний;

5) принимает от депутатов письменные предложения по блоку вопросов, предлагаемых к рассмотрению на «правительственном часе»;

6) дает согласие Председателю  Государственной Думы на назначение  руководителя Аппарата Думы и  управляющего делами;

7) осуществляет иные полномочия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2008) // СЗ РФ. – 2008. - № 38. – Ст. 2659.
  3. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Парламентская газета. – 2009. – 9 июня.
  4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. – 2009. – 15 мая.
  5. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // Российская газета. – 2008. – 31 декабря.
  6. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1998 года (в ред. от 20.01.2010) // СЗ РФ. – 2010. - № 3. – Ст. 425.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2004. - N 4.
  8. Постановление ГД ФС РФ от 20.04.2005 N 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // СЗ РФ. – 2005. - N 17. - Ст. 1518.
  9. Постановление ГД ФС РФ от 19.04.2006 N 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» // СЗ РФ. – 2006. - N 17 (1 ч.). - Ст. 1815.
  10. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 2. – М.: Юристъ, 2007. – 719 с.
  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
  12. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. - 2008. - № 11. – С. 34-41.
  13. Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336 с.
  14. История государства и права России: учеб. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544 с.
  15. История России / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО «Фирма «Издат-во АСТ», 2006. – 576 с.
  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 608 с.
  17. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Издательство БЕК, 2008. – 504 с.
  18. Сырых В.М. История государства и права. Т. 1: учебное пособие. – изд. 2-е испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 520 с.
  19. Сырых В.М. История государства и права. Т. 2: учебное пособие. – изд. 2-е испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.
  20. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2007. – 472 с.
  21. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 469 с.

Информация о работе Создание и функционирование Совета Государственной Думы