Создание и функционирование Совета Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

В научной литературе достаточно полно и объективно освещены вопросы, связанные со структурой, полномочиями государственной Думы, статусом ее депутатов и т.п. Вместе с тем организационная структура и порядок деятельности отдельных внутренних структурных звеньев Думы, в т.ч. ее Совета, исследован мало. Функционирование Совета определяется Регламентом Думы. Поэтому исследование, посвященное данному органу, пришлось осуществлять преимущественно на основе анализа этого документа.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью выявления места Государственной Думы в системе органов власти, а также исследования порядка создания и деятельности одного из ее внутриорганизационных органов – Совета Государственной Думы, обеспечивающего нормальную работу палаты в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История государственности в современной России…………………………5
1.1. Парламентаризм в дореволюционной России………………………...5
1.2. Парламент в советский и постсоветский период……………………...8
2. Место Государственной Думы в системе органов государственной власти……………………………………………………………………………..12
2.1. Структура Государственной Думы…………………………………...12
2.2. Полномочия Государственной Думы………………………………...15
2.3. Порядок деятельности Государственной Думы……………………..18
3. Создание и функционирование Совета Государственной Думы…………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Совет Гос. Думы.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История государственности в современной России…………………………5

1.1. Парламентаризм в дореволюционной России………………………...5

1.2. Парламент в советский и постсоветский период……………………...8  

2. Место Государственной Думы в системе органов государственной  власти……………………………………………………………………………..12

2.1. Структура Государственной Думы…………………………………...12

2.2. Полномочия Государственной Думы………………………………...15

2.3. Порядок деятельности Государственной Думы……………………..18

3. Создание и функционирование Совета Государственной Думы…………..21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников……………………………………………..27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

История российского  парламентаризма, исчисляемая с момента учреждения в царской России в 1906 г. I Государственной Думы, начитывает уже свыше 100 лет.

Безусловно, современная Государственная Дума далеко отлична от своего первого «прототипа». Она является нижней палатой российского парламента, обладает определенной степенью самостоятельности и независимости в пределах своих полномочий. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами она осуществляет специфические функции, в т.ч. принимает законы.

Деятельность Государственной Думы: организация проведения ее заседаний, информационное обслуживание депутатов и т.п. обеспечивается ее внутренними органами, к которым относится в том числе Совет Государственной Думы.

В научной литературе достаточно полно и объективно освещены вопросы, связанные со структурой, полномочиями государственной Думы, статусом ее депутатов и т.п. Вместе с тем организационная структура и порядок деятельности отдельных внутренних структурных звеньев Думы, в т.ч. ее Совета, исследован мало. Функционирование Совета определяется Регламентом Думы. Поэтому исследование, посвященное данному органу, пришлось осуществлять преимущественно на основе анализа этого документа.

Актуальность исследуемой  темы обусловлена необходимостью выявления места Государственной Думы в системе органов власти, а также исследования порядка создания и деятельности одного из ее внутриорганизационных органов – Совета Государственной Думы, обеспечивающего нормальную работу палаты в целом.

Цель исследования –  изучить вопросы, связанные с выявлением места Государственной Думы в системе органов власти Российской Федерации, а также с созданием и функционированием Совета Государственной Думы.

Для достижения указанной  цели нами поставлены следующие задачи:

1) изучить исторические корни парламентаризма в Российской Федерации;

2) исследовать структуру  Государственной Думы;

3) выявить и изучить  полномочия Государственной Думы;

4) рассмотреть порядок  деятельности Государственной Думы;

5) исследовать порядок создания и деятельности Совета Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

 

 

1.1. Парламентаризм  в дореволюционной России

В начале XX в. в годы правления царя Николая II в Российской империи наметился переход к конституционной монархии. Прежде всего, реформы коснулись органов управления, решался вопрос об ограничении власти монарха посредством учреждения законодательного органа.  

11 декабря 1905 г. был  опубликован царский указ о выборах в Думу, в соответствии с которым в 1906 г. прошли выборы в Государственную Думу.

20 февраля 1906 г. был  издан указ о реформе Государственного совета. Ранее он был совещательным, бюрократическим по своему составу органом при царе. Теперь он превращался в верхнюю законодательную палату, получив право отклонять думские законопроекты.

23 апреля 1906 г. были опубликованы новые «Основные законы Российской империи», отразившие серьезные изменения в ее государственном строе. Определение царской власти как власти неограниченной было устранено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть «в единении с государственным советом и Думой».

На выборах в I Государственную Думу победу одержали кадеты, получив 34 % от общего количества членов Думы (153 депутата); октябристы провели 13 человек; черносотенцы в Думу вообще не попали. Очень значительным было число беспартийных депутатов – более 200 человек, среди которых сразу же выделилась «трудовая группа» – 107 человек, состоявшая в основном из крестьян, которые сами определяли свою политическую позицию: «левее кадетов». Именно либералы-кадеты и трудовики, разделявшие многие позиции эсеровской партии, составили главную силу в Думе1.

Заседание I Государственной Думы открылось 26 апреля 1906 г. В первую очередь думцы составили обращение к правительству, в котором сформулировали свои основные требования: установление равных всеобщих выборов, упразднение Государственного совета, личная ответственность министров перед Думой, серьезные гарантии гражданских свобод, отмена смертной казни, проведение аграрной реформы, направленной на улучшение положения крестьян, и пр. Однако все требования Думы были отвергнуты Правительством, и вместо совместной работы эти органы государственной власти повели открытую войну друг против друга.

Поводом к роспуску I Государственной думы явилось обсуждение в ней аграрного законопроекта. Кадеты предложили проект в духе своей программы: создание земельного фонда для обеспечения малоимущих крестьян за счет казенных, монастырских земель и частично конфискованных помещичьих имений. Трудовики предлагали включить в подобный земельный фонд все земли, оставив их бывшим хозяевам лишь трудовую норму, равную той, которую должен был получить каждый трудящийся земледелец. Правительство, которое пугали оба проекта, приняло решение о роспуске Думы. I Государственной Думы просуществовала с 26 апреля по 9 июля 1906 г.

В 1907 г. по старому избирательному закону прошли выборы во II Государственную Думу. В результате правительство получило еще более оппозиционную  думу, чем предыдущая. Левые партии отвоевали себе места прежде всего за счет кадетов – последние провели в Думу 98 человек (около 20% всего состава против прежних 34%). Трудовики сохранили свои позиции – 104 человека и получили к тому же поддержку от партий народнического направления – эсеров и близких к ним народных социалистов – 53 человека. 63 человека провели в Думу социал-демократы. По-прежнему немного мест получили октябристы – 32. Еще меньше было черносотенцев – 22. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Правительство, возглавляемое П.А. Столыпиным, обвинило социал-демократическую фракцию в «военном заговоре» и потребовало, чтобы Дума лишила ее представителей депутатской неприкосновенности. 3 июня 1907 г. был издан Манифест о роспуске Думы2.

Вскоре состоялись выборы в III Государственную Думу (1907 г.) по Манифесту от 17 октября 1905 г., в котором царь «даровал» населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Выборы в Государственную Думу прошли по 4 избирательным куриям: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными – каждое сословие имело свои нормы представительства – один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет3.

В Думе большинство получили октябристы (помещичье-буржуазная партия) – консервативно-политический элемент, крайне левые получили незначительное число мест – 35 депутатов, в т.ч. социал-демократы – 184. Такой состав Думы позволил Правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важных преобразований. Государственная Дума третьего созыва просуществовала до 1912 г.

Выборы в IV Государственную Думу (1912 г.) также прошли на основе Манифеста 1905 г. Эта Дума имела еще большее правое крыло, нежели предыдущая. Социал-демократы провели в нее всего 14 депутатов, в т.ч. большевики – 65. IV Государственная Дума была распущена в 1914 г.

Таким образом, появление и функционирование в России первого парламентского учреждения – Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в деле превращения самодержавной монархии в конституционную.

 

 

1.2. Парламент  в советский и постсоветский  период

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила высшим представительным органом советской России Всероссийский съезд Советов. Он созывался два раза в год. В период между съездами действовал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК). ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он избирался Всероссийским съездом Советов в количестве не свыше 200 человек.

ВЦИК обладал широкими полномочиями и мог решать практически   все вопросы общегосударственного значения, кроме вопросов исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов. ВЦИК осуществлял в частности следующие полномочия законодательного органа: 1) утверждение, изменение и дополнение Конституции; 2) утверждение бюджета; 3) общегосударственное законодательство; 4) амнистирование; 5) назначение и смещение как отдельных членов исполнительного органа - Совета Народных Комиссаров (СНК), так и всего СНК в целом, а также утверждение Председателя СНК и ряд других полномочий.

ВЦИК всецело был ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

По Конституции РСФСР 1978 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации являлся Съезд народных депутатов РСФСР, состоящий из 1068 депутатов, избранных населением государства. Съезд принимал законы и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов. Он созывался 1 раз в год. Постоянно действующим законодательным органом был Верховный Совет РСФСР. Он формировался Съездом из числа народных депутатов. Верховный Совет принимал законы РСФСР и постановления, которые не должны были противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов.

В период тоталитаризма  народное представительство в советской  России было фиктивным, поскольку парламент  через принимаемые им законы только оформлял решения руководства правящей партии. Верховный Совет РСФСР  искусственно включал представителей всех слоев «трудового народа» и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобождал правительство, принимал законы и утверждал бюджет, но на деле не обладал даже подобием независимого и свободного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, камуфлируя жесткую диктатуру. Только с началом перестройки и реформ начинается возрождение парламентских учреждений – и то поначалу с громоздкого двухэтажного представительного органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР)6.

Подобная система народного  представительства предусматривалась  и союзными Конституциями (1924 г., 1936 г., 1977 г.).

Конституция СССР 1924 г. провозгласила  верховными представительными органами управления: Съезд Советов СССР и  ЦИК СССР, которые собирались на свои заседания с периодичностью соответственно 1 и 3 раза в год. Все остальное время законодательную власть в стране осуществлял Президиум ЦИК СССР. Представительный орган СССР являлся двухпалатным. ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Первый избирался Съездом Советов, а второй формировался из представителей союзных республик.

В Конституции СССР 1936 г. отмечалось, что высшим органом  власти и в то же время законодательным  органом является Верховный Совет  СССР (ст. 32). Он избирался сроком на 4 года и состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первая избиралась всеми гражданами СССР, а вторая только гражданами союзных республик. Эти палаты заседали только совместно, принимали законы простым большинством голосов депутатов обеих палат. Сессии Верховного Совета СССР созывались 2 раза в год.

По Конституции СССР 1977 г. высшим представительным органом  признавался Съезд народных депутатов  СССР, избираемый населением страны. Постоянно  действующим законодательным органом являлся также Верховный Совет СССР. Он избирался Съездом тайным голосованием из числа народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Верховный Совет СССР также состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которые избирались уже не населением всей страны, а на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Заседания палат проводились как совместно, так и раздельно. Законы принимались большинством голосов депутатов обеих палат. Представительный орган мог не только заниматься законотворчеством, но и толковать законы, ратифицировать и денонсировать международные договоры СССР и пр.

Итак, начиная с 1917 г. в советской России высший представительный и законодательный орган государства (ВЦИК, Верховный Совет) обладал широкими полномочиями, в т.ч. распорядительными и контрольными. Он, как правило, формировался из числа депутатов высшего органа государственной власти (Съезда Советов, Съезда народных депутатов) и был подотчетен ему. Текущее руководство деятельностью законодательного органа осуществлял Президиум, который подавлял самостоятельность и независимость законодательного органа. Высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был однопалатным, в то время как представительный орган СССР, составным звеном которого в том числе была и РСФСР, был двухпалатным, начиная с 1924 г.

Информация о работе Создание и функционирование Совета Государственной Думы