Соотношение права и обычая

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является нахождение общего и различного между правом и обычаем. Исходя из этого, задачами курсовой работы будут следующими:
рассмотреть право и обычаи их структуру, признаки и принципы, на которые опирается их деятельность;
проанализировать деятельность права и обычая, принципы их функционирования;
рассмотреть право и обычаи в процессе исторического развития;

Содержание

Введение………………………………………………………...………3

Глава 1. Право и обычай, как разновидности социальных норм……7

1.1.Право в системе социальных норм.…………………………..…...7
1.2.Обычай как социальная норма………….…………….………….12

Глава 2. Сходство и различия права и обычая.……….………...…..19

2.1. Общие черты в праве и обычае.…….……………………..…….19
2.2. Различия между правом и обычаем..…….……………………...26

Заключение……………………………………..…………….…….…30

Список источников и литературы ……………………….……..…...32

Работа содержит 1 файл

Соотношение права и обычая.docx

— 53.34 Кб (Скачать)

Все эти черты связывают  между собой  право и обычаи, что ведет к динамичному развитию общества, в социальной сфере  жизни как общества, та и индивида.

В некоторых случаях мы можем говорить о праве как  об отдельной отрасли социального  регулирования, но нельзя представлять себе право без обычая в составе. Можно много рассуждать об их взаимодействие, и делать выводы о том, что одно вытекает из другого, но необходимо выделить, то, что эти два компонента имеют безусловное сходства в чертах и методах образования.

Соблюдение некоторых  обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных  предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного  мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению  со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении  человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким  покойного, традиция отмечать различные  радостные события, неофициальные  праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

Поэтому каждый стремится  к тому, чтобы не ронять своего достоинства  в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как  все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении  бойкота со стороны окружающих, прослыть "белой вороной", эгоистом и  т.д.

В юридической науке все  действующие в обществе нормы  подразделяются на правовые (обычное  право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение  в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую  силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".89

Право и обычай тесно взаимодействуют в сферах:

правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои

общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права.

 Сотрудничество права и обычая имеет место при:

а) юридической квалификации действий субъекта, например, при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;

б) толковании норм права, в  частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость",

"недобросовестное отношение  к служебным обязанностям" и  др.

Но между правом и обычаями иногда наблюдаются противоречия. Например, право более

консервативно, мораль более  подвижна, динамична и активно  реагирует на происходящие в жизни  изменения. Поэтому у общества может  по разному относиться к праву  и обычаю .

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что в условиях развития обычая появляется право, которое регулирует все сферы  жизни и воздействует на общество в целом. Таким образом, не зависимо от формы и содержания, а также особенностей реализации обычаев и права, не зависимо от того, как они осуществляются – сами по себе или  в частности, каждый обычай и нормативно правовой акт выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.10

2.2 Различия между правом и обычаем

Различия между социальными  нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления права  и обычая. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество -  прерогатива государства, а обычаи - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления обычая не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а обычаи содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а обычаи - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а обычаи - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо -

несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении

обычая применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у обычая он выше, чем у норм права. Обычай осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

7) пространством действия: у обычая оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и обычаем, но не все регулируемое обычаем регулируется правом.11

Везде есть различая и противоречия даже в самой идеальной системе, и поэтому нам не приходится говорить об полном совпадении черт права и  обычая, как выше вы успели заменить, что в некоторых случаях идет резкая противоположность между правом и обычаем. Так что в данном случае мы можем говорить о  взаимодействии этих двух понятий, но не о полном их соответствии.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время  право отличается спецификой по сравнению  с другими социальными нормами. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

 По мнению одних  ученых, функции права есть реализация  его социального назначения, которое  складывается из потребностей  общественного развития. Социальное  назначение права – в урегулировании, упорядочении общественных отношений,  придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых  условий для реализации прав  и свобод

личности и нормальных условий для развития общества.

     В итоге хочется подчеркнуть степень важности всего вышесказанного, и сделать вывод о неоднозначности таких социальных регуляторов общества как обычай и право. И говоря об их различии, будет корректным упомянуть о том, что главным отличием является степень закрепленности в законодательных актах права и обычая.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Хотелось бы сделать следующие  выводы, которые можно вывести  из курсовой работы по этой теме:

  • Право всегда развивалось взаимодействий с государством и выполняет важнейшие функции по регулированию общественных отношений;
  • Обычай всегда являлся основой для развития человеческих отношений и стабильности развития самого общества, как социальной структуры;
  • В структуре развития обычая и права встречается множество сходств, которые способствуют формированию законотворческих процессов в государстве, в ходе которых выясняется что одно зависит от другого, так как обычаи регулирует отношения на подсознательном уровне, а право на формальном;
  • Нормы права и обычаи имеют и отличия, которые связаны в первую очередь с различной историей этих социальных контролёров человеческих отношений и с тем, что они имеют разную основу.

Безусловны но, в современном мире шире развивается право, ему присуждается огромное значение в сфере развития всего человечества. И большинство людей считают право сверхдостижением человечества, так как именно оно привело нас к развитию цивилизации, в общем, на территории нашей планеты. Но нельзя делать вывод о праве без обычая, так как именно обычай лежал в основе развития регулирования человеческих отношений, право уже впоследствии формировалось на базисе обычая, что способствовало к эффективному развитию нового витка в истории. Конечно, не нужно забывать и о других  социальных нормах способствующих развития, как и права, так и обычая.

Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы сказать, о том, что общество не могло развиваться без обычая и права, а могло остаться на прежнем  уровне развития. И они заняли свои роли в формировании цивилизации,  и помогли осознать всю сложность  их отсутствия. Имея много различий между собой, право и обычай заключают в себе и много общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. ИСТОЧНИКИ
    1. нормативные правовые акты РФ
      1. Гражданский кодекс РФ//Российская газета. 1995
    2. опубликованные источники
      1. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, М., 1987.
      2. Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии. М., 1997.
  2. ЛИТЕРАТУРА
    1. учебники и монографии
      1. Марченко М.Н. Теория государства и права, 2-е издание. М.: Проспект, 2004.
      2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2006.
      3. Морозова Л.А.Теория государства и права. М.: Юристъ, 2003. 

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, М., 1987.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967, С. 124

3 Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии. М., 1997. С. 287-289.

4 Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1997.

5 Общая теория  права. /под ред. Пиголкина.  М., 1996.

6 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С.202

7 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С.202

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 233

9 Гражданский кодекс РФ//Российская газета. 1995

10 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. С.466

11 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С. 203

 


Информация о работе Соотношение права и обычая