Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является нахождение общего и различного между правом и обычаем. Исходя из этого, задачами курсовой работы будут следующими:
рассмотреть право и обычаи их структуру, признаки и принципы, на которые опирается их деятельность;
проанализировать деятельность права и обычая, принципы их функционирования;
рассмотреть право и обычаи в процессе исторического развития;
Введение………………………………………………………...………3
Глава 1. Право и обычай, как разновидности социальных норм……7
1.1.Право в системе социальных норм.…………………………..…...7
1.2.Обычай как социальная норма………….…………….………….12
Глава 2. Сходство и различия права и обычая.……….………...…..19
2.1. Общие черты в праве и обычае.…….……………………..…….19
2.2. Различия между правом и обычаем..…….……………………...26
Заключение……………………………………..…………….…….…30
Список источников и литературы ……………………….……..…...32
Все эти черты связывают
между собой право и обычаи,
что ведет к динамичному
В некоторых случаях мы можем говорить о праве как об отдельной отрасли социального регулирования, но нельзя представлять себе право без обычая в составе. Можно много рассуждать об их взаимодействие, и делать выводы о том, что одно вытекает из другого, но необходимо выделить, то, что эти два компонента имеют безусловное сходства в чертах и методах образования.
Соблюдение некоторых
обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний)
является для индивида не менее императивным
требованием, чем исполнение законодательных
предписаний, ибо здесь, как правило,
ощущается жесткое давление общественного
мнения, пересудов и молвы окружающих;
боязнь подвергнуться осуждению
со стороны знакомых, друзей, коллег;
нежелание оказаться в
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть "белой вороной", эгоистом и т.д.
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".89
Право и обычай тесно взаимодействуют в сферах:
правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои
общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права.
Сотрудничество права и обычая имеет место при:
а) юридической квалификации действий субъекта, например, при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;
б) толковании норм права, в частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость",
"недобросовестное отношение к служебным обязанностям" и др.
Но между правом и обычаями иногда наблюдаются противоречия. Например, право более
консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может по разному относиться к праву и обычаю .
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что в условиях развития обычая появляется право, которое регулирует все сферы жизни и воздействует на общество в целом. Таким образом, не зависимо от формы и содержания, а также особенностей реализации обычаев и права, не зависимо от того, как они осуществляются – сами по себе или в частности, каждый обычай и нормативно правовой акт выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.10
2.2 Различия между правом и обычаем
Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления права и обычая. Они различаются:
1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а обычаи - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления обычая не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;
2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а обычаи содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;
3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а обычаи - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;
4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а обычаи - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо -
несправедливо и др.;
5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении
обычая применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;
6) уровнем требований к поведению: у обычая он выше, чем у норм права. Обычай осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;
7) пространством действия: у обычая оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и обычаем, но не все регулируемое обычаем регулируется правом.11
Везде есть различая и противоречия даже в самой идеальной системе, и поэтому нам не приходится говорить об полном совпадении черт права и обычая, как выше вы успели заменить, что в некоторых случаях идет резкая противоположность между правом и обычаем. Так что в данном случае мы можем говорить о взаимодействии этих двух понятий, но не о полном их соответствии.
Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.
По мнению одних
ученых, функции права есть реализация
его социального назначения, которое
складывается из потребностей
общественного развития. Социальное
назначение права – в
личности и нормальных условий для развития общества.
В итоге хочется подчеркнуть степень важности всего вышесказанного, и сделать вывод о неоднозначности таких социальных регуляторов общества как обычай и право. И говоря об их различии, будет корректным упомянуть о том, что главным отличием является степень закрепленности в законодательных актах права и обычая.
Заключение
Хотелось бы сделать следующие выводы, которые можно вывести из курсовой работы по этой теме:
Безусловны но, в современном мире шире развивается право, ему присуждается огромное значение в сфере развития всего человечества. И большинство людей считают право сверхдостижением человечества, так как именно оно привело нас к развитию цивилизации, в общем, на территории нашей планеты. Но нельзя делать вывод о праве без обычая, так как именно обычай лежал в основе развития регулирования человеческих отношений, право уже впоследствии формировалось на базисе обычая, что способствовало к эффективному развитию нового витка в истории. Конечно, не нужно забывать и о других социальных нормах способствующих развития, как и права, так и обычая.
Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы сказать, о том, что общество не могло развиваться без обычая и права, а могло остаться на прежнем уровне развития. И они заняли свои роли в формировании цивилизации, и помогли осознать всю сложность их отсутствия. Имея много различий между собой, право и обычай заключают в себе и много общего.
Список источников и литературы
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, М., 1987.
2 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967, С. 124
3 Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии. М., 1997. С. 287-289.
4 Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1997.
5 Общая теория права. /под ред. Пиголкина. М., 1996.
6 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С.202
7 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С.202
8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 233
9 Гражданский кодекс РФ//Российская газета. 1995
10 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. С.466
11 Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005. С. 203