Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:06, курсовая работа
Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Государственная власть………………………………………………………….6
1.1 Понятие и признаки государственной власти. ……………………………….6
1.2 роль аппарата (механизма) государства. ……………………………………..8
2. Легитимность государственной власти.……………………………………….10
2.1 Понятие легитимности государственной власти……………………….……10
2.2 Виды и источники легитимности государственной власти…………………11
2.3 Легитимация государственной власти………………………………………..14
3. легальность государственной власти………………………………………....19
3.1 Понятие легальности (законности) государственной власти……………….19
3.2 Легализация государственной власти………………………………………..20
4. Соотношение легитимности и легальности государственной власти……….24
Заключение…………………………………………………………...…………….26
Список литературы…………………………………………………………………28
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д..
Легализация государственной власти - понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную власть. Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами. Создававшиеся в результате военных переворотов во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки военные и революционные советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные конституции. В действительности в Ираке такая временная конституция сохраняет свою силу с 1970 г. до настоящего времени, в ОАЭ временная конституция, принятая эмирами, - с 1971 г. В отдельных странах конституции заменялись институционными актами (Бразилия), прокламациями (Эфиопия). Монархи единолично "даровали" конституции "своему верному народу" (Непал, Саудовская Аравия и др.). В России в 1993 г. действие Конституции 1978 г. (с поправками) было приостановлено указом президента. Во-вторых, иногда конституции и законы, принятые в соответствии с установленными процедурами, по своему содержанию легализовали открыто диктаторскую, антинародную власть, тоталитарную систему. Таковы были конституционные акты фашистской Германии, расистское законодательство ЮАР (до принятия в 1994 г. временной конституции), "партии-государства" Гвинеи или конституции африканского Заира (их было несколько), провозглашавшие, что в стране существует единственный политический институт - правящая партия-движение, а законодательные, исполнительные органы, суды являются органами этой партии. Конституции России и СССР, принятые в период советского строя и провозглашавшие принадлежность власти трудовому народу, на деле легализовали тоталитарный и даже временами террористический режим.
Поэтому,
определяя легальность или
Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только в случаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью предания затем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.
Легализация государственной власти - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция Р. Ф. 1993 г.Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую.
И так, Легальность власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями. Государственная власть и законность -- это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия. Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация государственной власти -- это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция РФ 1993 г.Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность -- политическую, уголовную, гражданскую.
4. Соотношение легитимности и легальности государственной власти
В широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.
Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Юридическим
выражением легитимности власти служит
ее легальность, т, е. нормативность, способность
воплощаться в нормах права, ограничиваться
законом, функционировать в рамках законности.
В обществе возможна и нелегальная, например
мафиозно - преступная власть, тяготеющая
к жестким формам принуждения, насилия.
Если легальная власть опирается на официально
признанные, документально закрепленные
и известные обществу нормы, то преступная,
нелегальная - на неписаные, известные
лишь определенному кругу людей правила
поведения. Легальная власть стремится
стабилизировать общество, утвердить
в нем порядок, нелегальная же подобна
раковым клеткам, поражающим и уничтожающим
здоровую ткань социума.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что легитимность власти - это
1. признание власти населением;
2.
принятие власти как
3. наличие у власти авторитета в глазах населения;
а легальность власти означает, что
1.
власть имеет законное
2.
власть осуществляется
3.
власть сама подчиняется
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов.
И так, легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти. Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический.
Легитимность выступает важным фактором государственной власти. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная, справедливая и связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Успех или крах государственной власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Выделяют:
1. легальную легитимность - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;
2.
традиционную легитимность - признание
власти легитимной, поскольку она
действует в соответствии с
традициями и традиционными
3. персональную (харизматическая) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Законность же власти отражается термином «легальность». Легальность государственной власти соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом.
Легальность,
нормативность, выражающаяся в способности
оперировать и
Список литературы:
Нормативный материал
Книги
Интернет-ресурсы
Информация о работе Соотношение легитимности и легальности государственной власти