Соотношение легитимности и легальности государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1.Государственная власть………………………………………………………….6
1.1 Понятие и признаки государственной власти. ……………………………….6
1.2 роль аппарата (механизма) государства. ……………………………………..8
2. Легитимность государственной власти.……………………………………….10
2.1 Понятие легитимности государственной власти……………………….……10
2.2 Виды и источники легитимности государственной власти…………………11
2.3 Легитимация государственной власти………………………………………..14
3. легальность государственной власти………………………………………....19
3.1 Понятие легальности (законности) государственной власти……………….19
3.2 Легализация государственной власти………………………………………..20
4. Соотношение легитимности и легальности государственной власти……….24
Заключение…………………………………………………………...…………….26
Список литературы…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ТГП курс. Государственная власть легитимность и легальность.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми  актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д..

     Легализация государственной власти - понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную власть. Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами. Создававшиеся в результате военных переворотов во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки военные и революционные советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные конституции. В действительности в Ираке такая временная конституция сохраняет свою силу с 1970 г. до настоящего времени, в ОАЭ временная конституция, принятая эмирами, - с 1971 г. В отдельных странах конституции заменялись институционными актами (Бразилия), прокламациями (Эфиопия). Монархи единолично "даровали" конституции "своему верному народу" (Непал, Саудовская Аравия и др.). В России в 1993 г. действие Конституции 1978 г. (с поправками) было приостановлено указом президента. Во-вторых, иногда конституции и законы, принятые в соответствии с установленными процедурами, по своему содержанию легализовали открыто диктаторскую, антинародную власть, тоталитарную систему. Таковы были конституционные акты фашистской Германии, расистское законодательство ЮАР (до принятия в 1994 г. временной конституции), "партии-государства" Гвинеи или конституции африканского Заира (их было несколько), провозглашавшие, что в стране существует единственный политический институт - правящая партия-движение, а законодательные, исполнительные органы, суды являются органами этой партии. Конституции России и СССР, принятые в период советского строя и провозглашавшие принадлежность власти трудовому народу, на деле легализовали тоталитарный и даже временами террористический режим.

     Поэтому, определяя легальность или нелегальность  государственной власти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона, определяющего пределы государственной власти, основные права граждан), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права. Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Конституция Р. Ф. 1993 г. устанавливает, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п. 4 ст. 3). Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нет избранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенное президентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах, действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.

     Нарушение принципа легальности государственной  власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только в случаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью предания затем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.

     Легализация государственной власти - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция Р. Ф. 1993 г.Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую.

     И так, Легальность власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями. Государственная власть и законность -- это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия. Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация государственной власти -- это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция РФ 1993 г.Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность -- политическую, уголовную, гражданскую.

4. Соотношение легитимности  и легальности государственной власти

     В широком смысле легитимность - это  принятие власти населением страны, признание  ее права управлять социальными  процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

     Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной  власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

     Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

     Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

     Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно - преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума. 

     На  основании вышесказанного, можно  сделать вывод, что легитимность власти - это

     1. признание власти населением;

     2. принятие власти как правомерной  и справедливой;

     3. наличие у власти авторитета  в глазах населения;

     а легальность власти означает, что

     1. власть имеет законное происхождение;

     2. власть осуществляется посредством  закона (а не путем произвола,  насилия и т.п.);

     3. власть сама подчиняется закону.

     Отсюда  видно, что легитимность и легальность  власти - это близкие, но не тождественные  понятия.

     Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или  нечестной и т.п.).Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

     Различие  двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная  власть может на определенном этапе  стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов.

     И так, легитимность и легальность  власти - это близкие, но не тождественные  понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти. Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

     Заключение

     На  основе всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический.

     Легитимность  выступает важным фактором государственной  власти. Легитимная власть характеризуется  обычно как правомерная, справедливая и связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Успех или крах государственной власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Выделяют:

     1. легальную легитимность - узаконенность  власти конкретными правовыми  нормами, конституцией, подкрепленная  деятельностью соответствующих  институтов, включая принудительные санкции;

     2. традиционную легитимность - признание  власти легитимной, поскольку она  действует в соответствии с  традициями и традиционными ценностями  масс;

     3. персональную (харизматическая) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Законность же власти отражается термином «легальность». Легальность государственной власти соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом.

     Легальность, нормативность, выражающаяся в способности  оперировать и руководствоваться  законами, является важнейшим аспектом государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

Нормативный материал

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф.- Режим доступа www.consultant.ru

Книги

  1. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3
  2. Общая теория права и государства [Электронный ресурс]: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. -С. 210-212.
  3. Селютин, В.И. Теория и практика политической науки [Электронный ресурс] / В.И. Селютин. - Воронеж, изд-во им. Е.А. Болховитинова, - 2009. - С. 36- 37.
  4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2006.-С.95-102. [Электронный ресурс]
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное. -- М.: Юристъ, 1998. - С. 135-137.
  6. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти [Электронный ресурс] // Государство и право. - М.: Наука,1995, № 8. - С.65-73
  7. Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Электронный ресурс]: учебное пособие. Чиркин В. Е. - М.: Юристъ, 1996. - С. 112.
  8. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999

Интернет-ресурсы

  1. http://allpolitologia.ru/gosudarstvennaya-vlast-zakonnost-i-disciplina/#_ftnref1
  2. http://all-politologija.ru/ru/legalnost-legitimnost-effektivnost-politicheskoj-vlasti
  3. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001084/st000.shtml
  4. http://kulturoznanie.ru/politology/legitimnost-i-legalnost-vlasti/
  5. http://perlaw.ru/questions/administrativnoe-pravo/chto-takoe-legitimnost-legalnost-gosudarstvennoi-vlasti
  6. http://ugolok-studenta.ru/legalizacija-i-legitimacija-gosudarstvennoj-vlasti
  7. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z962_page_150.html

Информация о работе Соотношение легитимности и легальности государственной власти