Соотношение легитимности и легальности государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1.Государственная власть………………………………………………………….6
1.1 Понятие и признаки государственной власти. ……………………………….6
1.2 роль аппарата (механизма) государства. ……………………………………..8
2. Легитимность государственной власти.……………………………………….10
2.1 Понятие легитимности государственной власти……………………….……10
2.2 Виды и источники легитимности государственной власти…………………11
2.3 Легитимация государственной власти………………………………………..14
3. легальность государственной власти………………………………………....19
3.1 Понятие легальности (законности) государственной власти……………….19
3.2 Легализация государственной власти………………………………………..20
4. Соотношение легитимности и легальности государственной власти……….24
Заключение…………………………………………………………...…………….26
Список литературы…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ТГП курс. Государственная власть легитимность и легальность.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятий государственного аппарата и государственного механизма. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат - лишь как система государственных органов. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 343.

     Механизм  государства - это "набор" и структура  функционально определенных органов  государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

     Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований. Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. -- С. 118.

     Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     Наряду  с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации  предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.

     Особый  статус этих органов государственной  власти определяется не только тем, что  они не относятся ни к одной  из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует  подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

     Применительно к Российской Федерации следует  отметить еще одну особенность в  характере их полномочий в законодательной  сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

     Важное  значение для эффективного действия механизма государства имеет  не только строгое распределение  полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.

     Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции  России, регулирующих предметы исключительного  ведения России и предметы совместного  ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела  к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.

     На  различных ступенях развития человеческого  общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.

     2. Легитимность государственной власти

     2.1 Понятие легитимности государственной власти

     Легитимность - характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

     Легитимность - сущностное свойство государственной  власти. Термин «легитимность» исторически  возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.

     Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.

     Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

     Легитимность- согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Термин исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной.

     2.2 Виды и источники легитимности государственной власти

     Макс  Вебер выделял три основных типа легитимности:

     1. легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

     2. легитимность, основанная на харизме  (священном даре), которой обладает  лидер, вождь;

     3. легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и  процедурах государственной власти.

     Традиционная  легитимность. Общество признает власть, благодаря привычке и традициям  повиноваться власти и установленным  ранее порядкам. Традиционная легитимность в большей степени характерна для монархий. Основана на вере в  священность издревле существующих порядков и властей. Традиционная власть была характерна для восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.

     Харизматическая легитимность. Харизма - это качества человека, дарованные ему природой и выделяющие его среди остальных. Исторически харизматическая власть существовала в римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона и Гитлера, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Очень часто сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон или рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании необъяснимым редким даром, вызывающим сходство с религиозным преклонением.

     Харизматический авторитет не связан нормами или  правилами. Он зависит не столько  от власти, сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Но если раньше понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому количеству лидеров, то в современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

     Легальная или рационально-правовая легитимность. Легальная власть основывается на признании  добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам; им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона.

     В условиях легальной власти всегда существует опасность превращения бюрократии из слуг общества в своеобразную замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не произошло, следует осуществлять контроль со стороны общества над всеми уровнями чиновничества. Все это предполагает высокую политическую культуру населения.

     Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.

     Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и  не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Ушли в прошлое монархические режимы времен Вебера. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился и период широкого распространения харизматических лидеров. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера,

     Одновременно  со сказанным современная рациональная (легальная) легитимность оказывается  далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно, в последнем, выделяются четыре разновидности:

     1. плюралистические демократии, которые  признаются большинством граждан  как легитимные;

     2. авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы  соблюдаются лишь частично;

     3. тоталитарные режимы, не поддерживаемые  большинством граждан государства;

     4. режимы, относительно которых не  существует ни признания, ни  неприятия тех, кому принадлежит  власть. Это беднейшие страны  Азии и Африки, где бессмысленно  даже ставить вопрос о легитимности  власти, поскольку эта проблема  отсутствует в сознании людей.

     Наряду  с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К  ним относятся:

     1. идеологические принципы и убеждения  граждан в государственной власти (политическом строе) как самой  справедливой и передовой;

     2. привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

     3. преданность власти благодаря  положительной оценке личных  качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

     4. в отличие от харизматической  легитимности, здесь, в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

     5. политическое (или государственное)  принуждение; оно существует при  любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в  то же время есть граница  в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

     Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

     Макс  Вебер выделял три основных типа легитимности: традиционную, харизматическую, легальную или рационально-правовую легитимность. Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы.

     2.3 Легитимация государственной власти

     Более сложным представляется понятие  легитимации государственной власти. Legitimus означает законный, узаконенный, как и легализация, но данное понятие  не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы. Современное значение этого понятия связано с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920 гг.).

Информация о работе Соотношение легитимности и легальности государственной власти