Соотношение легитимности и легальности государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1.Государственная власть………………………………………………………….6
1.1 Понятие и признаки государственной власти. ……………………………….6
1.2 роль аппарата (механизма) государства. ……………………………………..8
2. Легитимность государственной власти.……………………………………….10
2.1 Понятие легитимности государственной власти……………………….……10
2.2 Виды и источники легитимности государственной власти…………………11
2.3 Легитимация государственной власти………………………………………..14
3. легальность государственной власти………………………………………....19
3.1 Понятие легальности (законности) государственной власти……………….19
3.2 Легализация государственной власти………………………………………..20
4. Соотношение легитимности и легальности государственной власти……….24
Заключение…………………………………………………………...…………….26
Список литературы…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ТГП курс. Государственная власть легитимность и легальность.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение ……………………………………………………………………………3

1.Государственная  власть………………………………………………………….6

1.1 Понятие и признаки государственной власти. ……………………………….6

1.2 роль аппарата (механизма) государства. ……………………………………..8

2. Легитимность государственной власти.……………………………………….10

2.1 Понятие легитимности государственной власти……………………….……10

2.2 Виды и источники легитимности государственной власти…………………11

2.3 Легитимация государственной власти………………………………………..14

3. легальность государственной власти………………………………………....19

3.1 Понятие легальности (законности) государственной власти……………….19

3.2 Легализация государственной власти………………………………………..20

4. Соотношение  легитимности и легальности государственной  власти……….24

Заключение…………………………………………………………...…………….26

Список  литературы…………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться  в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица. В целях реализации своих функций власть использует особую систему средств и методов воздействия. В этой связи следует отметить ряд аспектов, которые позволяют сделать вывод о незавершенности построения системы органов государственной власти в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Так, выделение всех государственных органов на три группы по принципу разделения властей создает проблемы, порой трудно разрешимые. Очевидное невхождение Президента Российской Федерации в эту триаду привело к тому, что большинство авторов пишут о президентской власти как о самостоятельной форме власти, хотя это выходит за рамки Конституции Российской Федерации. Не очень ясно, как быть с органами федеральной исполнительной власти. По ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Цель данной работы - анализ государственной власти, ее легитимности и легальности. Задачи: 1. выделить отличительные признаки государственной власти и раскрыть их содержание 1.1. Определить место и роль аппарата (механизма) государства . 2. Раскрыть значение легитимности государственной власти, определить ее формы. 2.1. Раскрыть обоснование легитимности и легальности государственной власти.

 3. Соотнести легитимность и легальность власти.  
 

     Понятие государственной власти Понятия "власть" и "государственная власть" широко используются в литературе, а также в формулировках нормативных правовых актов. Изучение различных источников позволяет прийти к выводу, что это скорее политологические, чем правовые категории. Вместе с тем их использование в нормативных документах предполагает формализацию данных понятий и включение в категориальный аппарат, применяемый в законотворческом процессе. Формализация понятия "государственная власть" порождает ряд проблем содержательного характера, что напрямую связано с трактовкой некоторых конституционных положений (например, объем полномочий носителей власти, возможность разделения власти и обеспечения ее единства). Конституция РФ одним из принципов построения Российской Федерации провозглашает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Опираясь на данную формулу, а также на нормы ст. 10 и 11 Конституции РФ, российская правовая доктрина исходит из существования разделения власти по вертикали, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Такой подход нашел закрепление в федеральном законодательстве, решениях Конституционного Суда РФ . Вместе с тем основы конституционного строя РФ не содержат прямой формулы о разделении власти между Федерацией и ее субъектами. Закрепляется лишь разграничение полномочий и предметов ведения между ними. Равнозначно ли это разделению государственной власти по вертикали? И если да, то что следует понимать под термином "государственная власть" применительно к такому варианту разделения властей? Выяснение этого вопроса позволяет определиться с соотношением властных полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов, поскольку если государственная власть есть "высшая власть в обществе" и она осуществляется на территории субъекта им самим, то возникает проблема соотношения двух высших властей (федеральной и региональной) на одной и той же территории. Сугубо теоретические проблемы понимания категории государственной власти из плоскости теории все больше переходят в плоскость конкретных правоотношений.

     Власть - это право и возможность  распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом.

     Государственная власть – это политическое руководство  обществом,

осуществляемое при помощи органов государства и других государственных

учреждений  в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и будет в той или

иной  форме всегда сопутствовать его  развитию. Еще Аристотель в

своей работе “Политика” утверждал, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления.”

Власть  в рамках выполняемых функций  порождает отношения распоряжения и

подчинения, направленные, прежде всего на поддержание  и воспроизводство

сложившегося  порядка, зафиксированного в конституции, законах и других

нормативных актах , и требует обязательного исполнения без исключений.

     В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

     История России свидетельствует, что, начиная  со времен Петра I, величие

страны  достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль. В современных же условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста; невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

     Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

     1. Государственная власть

1.1 понятие и признаки государственной власти

     Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.

Признаки  власти:

·                       Всякая власть социальна. Она складывается,

проявляется в отношениях между людьми, т. е. в  обществе (социуме). Власть и

нужна для того, чтобы организовать общество.

·                       Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это

проявление  человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли

властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона  сознания человека,

активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду,

изменить  отношения человека.

·                       Всякая власть обладает определенными  средствами для

осуществления. Власть должна иметь опору, в противном  случае воля властвующих не может быть реализована. Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.

Государственная власть является разновидностью социальной власти.

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием

двух  отличительных черт (которые и  предопределяют ее признаки):

1.                    Монополия на издание общеобязательных  велений;

2.                    Монополия на применения государственного  принуждения.

Признаки  государственной власти:

·                       Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает,

что государственная  власть распространяется на всю территорию и на все

население государства, на всех лиц, находящихся  на этой территории.

·                       Государственная власть имеет возможность  законно

применять принуждение.

·                       Прерогатива государственной власти. Означает, что

государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать

ничтожным проявление любой иной власти на своей  территории.

·                       Структурированность государственной  власти.

      Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором

все органы связаны между собой иерархической  соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

·                       Государственная власть имеет особые каналы для

передачи  своих велений, которых нет у  иных властей (право, законодательство)

и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей

(систему  исправительных учреждений, милицию,  внутренние войска и т. д.).

·                       Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет

определяется  различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).

·                       Государственная власть связана  с правом, она обладает

монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный

регулятор общественных отношений.

В основе государственной власти современных  государств лежит принцип

разделения властей

Структура государственной власти:

1.                    Субъект (государство в лице его органов);

2.                    Объект (подвластные, население государства);

1.2 роль аппарата (механизма) государства

     Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего  собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

Информация о работе Соотношение легитимности и легальности государственной власти