Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение и сравнение 2х зарубежных исторических источников права которые были написанные в разное время разными народами, выявление общих закономерностей права, их особенности, история развития, и что же связывает эти два источника? В моей работе будут представлены общие характеристики этих двух источников на основе которых я смогу сделать общие выводы.
Введение 3
Гражданский кодекс 1804 года. Разработка кодекса. 4
Система и доктрина кодекса. 7
Список литиратуры……………………………………
Министерство
образования и
науки российской
федерации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
«СОДЕРЖАНИЕ
И ОСОБЕННОСТИ
В СРАВНЕНИИ С
ФРАНЦИЕЙ ГЕРМАНСКОГО
ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ»
Челябинск 2011
Оглавление
Введение 3
Гражданский кодекс 1804 года. Разработка кодекса. 4
Система и доктрина
кодекса. 7
Список литиратуры…………………………………
Введение.
В данной работе будет проведён анализ двух источников зарубежного права.
Как можно заметить между созданием этих источников почти в сто лет. Данный факт даёт возможность проследить изменений в европейском праве, представлений об основных понятиях гражданского права. Ведь это период достаточно стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. До появления данных кодификаций в указанных европейских странах, да и не только господствовали заимствование норм. В основном заимствование происходило из римского права. Вообще, римское право, являясь весьма разработанным для своего времени, дало почву для развития почти всем правовым системам стран Европы. До принятия собственных кодифицированных норм многие государства пользовались римским правом, адаптируя его нормы под изменяющиеся общественные отношения. Но данный процесс не мог продолжатся вечно. Ведь не смотря на разработанность, римское право в XIX и XX уже не могло удовлетворять потребности общества. И многие европейские государства в этот период приступили к разработке собственного гражданского законодательства. Франция и Германия здесь не исключения.
Стимулом в данном случае явился технический прогресс и как следствие усложнение отношений между субъектами гражданско-правовых отношений.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение и сравнение 2х зарубежных исторических источников права которые были написанные в разное время разными народами, выявление общих закономерностей права, их особенности, история развития, и что же связывает эти два источника? В моей работе будут представлены общие характеристики этих двух источников на основе которых я смогу сделать общие выводы.
Моя
задача заключается в том что
бы найти источники которые
Итогом
моей работы станет общие выводы и защита.
Гражданский кодекс 1804 года.
Разработка
кодекса.
Законодательство Революции XVIII в. коренным
образом преобразовало французское частное
право в его принципах. Однако техническая
сторона права, многочисленные конкретные
правоположения, касавшиеся реализации
имущественных, обязательственных, личных
прав, оставались на предреволюционном
уровне и весьма запутанными. Накануне
Революции Франция подразделялась в правовом
отношении на две области: писаного права
и кутюмного права. Писаное право, в основе
своей рецепированное римское право, господствовало
на Юге страны. Кутюмное право, зафиксированное
в XVI в., доминировало в Центре и на Севере.
Помимо различия источников и разного
отношения к законодательству, писаное
и кутюмное право различались институционно:
одно отдавало приоритет частным правомочиям,
другое — семейной собственности, в первом
признавался институт главы семейства,
во втором — наличествовало примерное
равенство супругов в общих делах и т.
п. Сохраняли значение королевские ордонансы,
каноническое право, феодальные обычаи.
По образному выражению Вольтера, в XVIII
в. право приходилось “менять так же часто,
как переменяешь лошадей”.
Кодификация,
которая бы имела централизованное значение,
развивалась медленно. Самый крупный шаг
был сделан во второй четверти XVIII в. под
руководством известного правоведа канцлера
Дагессо. По его мысли, задачей модернизации
права должно было стать “сведение всех
кутюмов к одному”. Реализована эта задача
была только частично: Ордонанс о дарениях
(1731), Ордонанс о завещаниях (1735), Ордонанс
о субституциях (1748) были в большей степени
собраниями процессуальных правил. Они
не отменили действия всех других источников
права и только повышали в гражданской
юстиции преобладающее значение Парижского
кутюма.
Требование единого кодекса гражданских
законов, ясных и простых, было одним из
важных в общественной критике “старого
режима”. Как одну из политических задач
провозгласила Конституция 1791 г. создание
“кодекса гражданских законов, общих
для всего королевства” (ст. 1).
Разработка кодекса
К конкретной
работе над кодификацией гражданского
права Комитет гражданского, уголовного
и феодального законодательства, созданный
Национальным конвентом, приступил только
в январе 1793 г. Разработка уголовного кодекса
представлялась тогда более настоятельной
задачей; вместе с тем она была и более
простой. Руководил кодификационными
работами Ж. Ж. Р. Камбасерес, видный правовед,
впоследствии сподвижник и политический
союзник Наполеона.
В августе
1793 г. Камбасерес представил Конвенту
проект гражданского кодекса. Он был составлен
в духе исторических традиций французского
частного права, сочетая римское и кутюмное
право, одновременно закрепляя важнейшие
революционные преобразования. Излишняя
юридичность проекта показалась бесполезной
левому крылу Конвента, которое вело политическое
наступление на конституционный строй
и Республику. Поэтому, частично принятый,
проект был отложен.
Второй
проект был разработан новым законодательным
комитетом Конвента в сентябре 1794 г. В
проекте было всего 297 статей, с тем чтобы
“отделить принципы от их развития и изложения”
(как было сказано во вступительной записке).
Такая политико-правовая декларация в
сфере частного права была бесполезна
для практики. К тому же после термидорианского
переворота политическая ситуация вновь
изменилась, и проект был отвергнут.
Третий проект, составленный по поручению
Директории, Камбасерес представил в Законодательный
корпус в июне 1796 г. Проект был “образцом
в отношении метода и точности” (как его
назвали позднее), конкретен и обладал
всеми кодификационными достоинствами.
Он был в целом одобрен, но в действие введены
только две первые статьи. Государственно-политические
преобразования в стране вновь отложили
завершение столь важной и настоятельной
правовой проблемы. Это, в частности, вызывало
обоснованное недовольство крестьянства
и многочисленной буржуазии, опасавшейся
за посягательство на свои собственнические
права, завоеванные в ходе Революции.
Правительство
Наполеона Бонапарта рассматривало поэтому
завершение кодификации гражданского
права как одну из важнейших задач. В августе
1800 г. была сформирована новая комиссия
для подготовки кодекса в духе “равенства,
справедливости и естественных оснований”.
Комиссию составили четверо известных
правоведов, судей высшего, Кассационного
суда: Ф. Д. Тронше, Ж. М. Порталис, Ф. Ж. Бито,
Ж. Малевиль. К январю 1801 г. проект был в
основном готов. Составители многое взяли
в своей работе из предыдущего опыта, в
частности из проекта 1796 г., опирались
на известную им дореволюционную юридическую
литературу. Соответственно духу общей
стабилизации, который диктовался режимом
Консульства, составители во многих вопросах
вернулись на позиции предреволюционного
права, сохраняя революционные преобразования
только в общем отрицании феодального
режима, а также в принципах гражданского
равенства. Консерватизм составил одну
из важнейших черт общего подхода комиссии
к делу кодификации. “Законы должны щадить
обычаи, — писал Порталис в объяснительной
записке к проекту. — В нынешние времена
мы слишком полюбили перемены и реформы;
если в области установлений и законов
века невежества служили ареной злоупотреблений,
то века философии и просвещения слишком
часто являлись ареной крайностей”.
Проект
встретил оппозицию в Трибунате. Это, в
частности, стало одной из конкретных
причин его реорганизации и утверждения
новой законодательной процедуры в Конституции
1802 г. Начиная с сентября 1802 г. по февраль
1804 г. прошло утверждение проекта в Законодательном
корпусе. Обсуждение заняло свыше 100 заседаний
Государственного совета, которым руководили
или Камбасерес, зала лично Наполеон. Наполеону
принадлежала важная роль в отстаивании
общих начал проекта и в ряде поправок,
внесенных в будущий кодекс. В частности.
Первый консул настоял на признании права
на развод по обоюдному согласию, на запрещении
поисков отцовства для внебрачных детей,
на некоторых имущественных и процессуальных
привилегиях солдатам, на большей охране
и гарантиях для недвижимой собственности.
“Не имеет большого значения, — говорил
Наполеон, — как тот или иной распорядится
несколькими брильянтами или картинами,
но судьба территориальной собственности
не может быть безразлична для общества”.
Наполеон оказал особое влияние на то,
чтобы кодекс был составлен подобно “геометрическим
теоремам”, ясным и простым языком. Хотя
позднее он поставил под сомнение благотворность
для прав собственности “слишком простых
правил, предусматривающих всякий спорный
случай”.
21 марта
1804 г. отдельные законопроекты (всего 36),
посвященные отдельным институтам и областям
права, были инкорпорированы воедино и
опубликованы под названием Гражданского
кодекса французов (2281 ст.). Все старые
законы, ордонансы, кутюмы, частные статусы
объявлялись утратившими силу. Этим завершилась
кодификация частного права.
Система
и доктрина кодекса.
Гражданский кодекс 1804 г. был разработан
в традиции французской цивилистики ХУП-ХУШ
вв. Главной особенностью этой традиции
было взаимное переплетение кутюмного
и римского права. Такую задачу и сознательно
поставили себе составители:
“Мы совершали, если дозволено так выразиться,
полюбовную сделку между писаным правом
и кутюмами всякий раз, когда нам возможно
было согласовать их правоположения или
видоизменить одни посредством других,
не прерывая единства системы и не покушаясь
на общий их дух”. Такая традиция позволила
сделать новые институты права действительно
едиными для всей страны.
Общая схема
кодекса была позаимствована составителями
из трудов крупнейших французских правоведов
XVIII в. — прежде всего Ф. Буржона (автора
трактата “Обычное право Франции и кутюмы
Парижа”, 1747). Для разделов об обязательном
праве большое значение имели труды Р.
Ж. Потье “Пандекты Юстиниана в новом
порядке” (1748) и К. Ж. Оливье “Принципы
римского гражданского права”. Посредством
этих трудов, а также собственной позиции
составителей, римское и кутюмное право
стали первыми по важности источниками
доктрины и собственно текстов ГК.
Содержание
первых титулов кодекса, а также принципиальных
правоположений, касавшихся гражданских
прав и прав собственности, было сформулировано
самими составителями, опираясь на принципы
революционного законодательства и “Декларации
прав человека и гражданина”. Текст этих
разделов во многом воспроизводил соответствующие
нормы из проектов 1793-1796 гг. Хотя в главном
революционное законодательство повлияло
на то, что н е включалось в кодекс из старого
права.
Еще одним
важным источником правоположений ГК
стали королевские ордонансы, изданные
в ХУП-ХУШ вв. Некоторые из них — о дарениях,
о субституциях, об актах гражданского
состояния, о пользовании водами и лесами
— были без значительных перемен включены
в соответствующие разделы кодекса.
В целом, главными
источниками доктрины и текста нового
ГК стали предреволюционная догматика,
которая, в свою очередь, представляла
сплав римского и кутюмного права, и революционное
законодательство.
Кодекс
был построен по институционной системе.
Эта система, восходящая к “Институциям”
Юстиниана, была классической для распространенной
во Франции школы рецепированного римского
права. ГК был разделен на 3 книги: 1) О лицах,
куда были включены разделы о гражданских
правах вообще, актах гражданского состояния,
семейном и опекунском праве; 2) Об имуществах
и о различных видоизменениях собственности,
где были собраны институты вещного права;
3) О различных способах, которыми приобретают
собственность, включившая наследственное
право, обращение имуществ в семье, договоры
и иные обязательства. Институционная
схема была существенно переработана:
третья книга внутренне строилась с учетом
уже пандектной систематизации обязательств.
Но главное заключалось в том, что составители
придавали традиционной систематизации
новый естественно-правовой и рациональный
смысл:
“Три вещи необходимы и достаточны человеку
в обществе, — говорил Камбасерес, обосновывая
такую структуру еще для проекта 1793 г.,
— быть хозяином своей особы, иметь имущества
для удовлетворения своих нужд и мочь
располагать к наибольшему своему интересу
своей особой и своими имуществами. Все
гражданские права сводятся, итак, к правам
вольности, собственности и заключения
договоров”.
В большей
степени институционной была система
изложения правовых норм. Многие статьи
не были собственно регулирующими правовые
ситуации, а научающими: что такое движимое
и недвижимое, что такое договор, те или
другие виды обязательств и т. п. Это сделало
кодекс в значительной степени дидактическим
сочинением по праву, за что его впоследствии
упрекали. Но такая дидактика одновременно
сделала кодекс весьма понятным даже для
не очень сведущих в праве.
Составители ГК
ориентировались на старую французскую
традицию цивилистики. Исходя из этого,
они абсолютизировали частное право. Право
по закону (т. е. вытекающее из предписаний
закона) в кодексе было уравнено с правом,
вытекающим из частной сделки. Закон не
мог вторгаться в содержание частных соглашений,
в сферу частных прав.
Многие нормы
кодекса имели излишне общий характер.
Это привело к тому, что многое отдавалось
составителями на усмотрение судьи. В
частности, судья сохранил право истолковывать
правовые споры, основываясь на “обычаях
мест”, “обыкновениях употребления”
и т. п.
После политического объединения Германия
оставалась в правовом отношении разобщенной
страной. В каждом из государств-автономий
действовали свои кодексы уголовных и
гражданских законов, многие из которых
были приняты еще в XVIII в. Эти кодексы имели
большее или меньшее влияние на право
остальных, смотря по значимости государства,
где они действовали. Среди таких кодексов
наибольшее значение имело Прусское земское
уложение 1794 г. (см. § 66.2), построенное еще
на принципах «просвещенного абсолютизма».
Наиболее современным сводом гражданского
права было Саксонское гражданское уложение
1863 года. В нем была закреплена всеобщая
гражданская правоспособность, детально
регламентировалась сфера деятельности
и прав юридических лиц. Однако в сфере
вещного права система Саксонского уложения
обладала значительной спецификой, сохраняла
институты, нигде более в Германии не распространенные.
В государствах
Прирейнской области сохранил свое действие
Французский гражданский кодекс 1804 г.,
принесенный туда наполеоновскими войнами.
Каждое из государств, кроме всего, сохраняло
свои системы земского права (Landrecht), которые
где были, где даже не были кодифицированы.
Городские республики ориентировались
на исторические своды городского права.
Сверх всего, продолжало применяться германское
общее право, под которым понимались старые
законы времен Священной Римской империи,
и получившее повсеместное распространение
через юридическое образование рецепированное
римское право – со всеми особенностями
его традиции в Германии.
Унификация
права германской империи первоначально
шла путем отдельных крупных законов,
которые охватывали области, непосредственно
связанные с торговлей и общим экономическим
пространством. В 1869 г. был принят общегерманский
Торговый кодекс, вступил в силу Вексельный
устав (утвержденный еще в 1850 г.). В 1877 г.
появился Устав гражданского судопроизводства.
Отдельными законами, кроме всего, были
реформированы многие важные институты
частного права (о гражданском браке, актах
гражданского состояния и т. п.).
Вопрос
о принятии общегерманского свода гражданского
права стал и вопросом политическим. Консервативная
партия под предлогом охраны самостоятельности
систем земского права, в особенности
Пруссии, высказывалась против такой кодификации.
На вооружение, в частности, были взяты
старые идеи знаменитого теоретика и историка
права, главы исторической школы К. Савиньи
о том, что законодательная кодификация
противоречит национальному пути развития
права и что лучший путь формирования
и совершенствования права – это следовать
его спонтанному развитию. Препятствием
было то, что в принятом в 1871 г. тексте общегерманской
Конституции присутствовало лишь полномочие
имперских властей регулировать путем
общих законов только обязательственное
право. (Попытка принять такой общий свод
норм обязательственного права потерпела
провал еще в 1866 г.). После острой политической
борьбы в райхстаге и бундесрате в 1873 г.
была принята поправка к Конституции,
согласно которой теперь «надзору со стороны
империи и ее законодательству подлежит...
общее законодательство в гражданском
праве» (ст. 4).
Под давлением
национал-либералов в июле 1874 г. была назначена первая
комиссия по разработке свода гражданских
законов. Собственно комиссии предстояло
заняться созданием совершенно новых
законов, которые в одинаковой степени
подошли бы всем германским государствам,
а не в собственном смысле систематизацией
права. Лидером комиссии и теоретиком
кодификации стал известный правовед,
профессор римско-германского права Б.
Виндшейд. Под его руководством к 1887
году был подготовлен обширных размеров
проект, составленный по пандектной системе,
а также несколько томов сопроводительных
материалов, где излагались мотивы выбора
той или другой нормы, а также соответствующие
нормы права отдельных автономий.
В ноябре
1887 г. проект был опубликован и вызвал
резкую критику как в научных юридических
кругах, так и в правительстве. Виндшейда
раскритиковали за чрезмерное доктринерство,
за изложение на уровне учебника, за пренебрежение
чисто германскими правилами в угоду римским.
Со стороны правительства, в частности
О. Бисмарка, проект подвергся осуждению
за то, что был далек от необходимых социальных
новаций, в частности, пренебрегал гарантиями
для бедных классов, которые предусматривались
доктриной «социальной монархии» (см.
§ 69).
В декабре
1890 г. Союзный совет сформировал вторую
комиссию по кодификации права. В состав
ее были включены представители не только
правовой науки, но и финансово-промышленных
кругов, крупных политических партий.
Комиссия работала более открыто. Поэтому
проект постоянно сверялся с предложениями
политических партий и научной общественности.
Взяв за основу проект Виндшейда, вторая
комиссия его существенно переработала,
ввела целые главы и разделы, посвященные
новым правовым институтам. Готовый законопроект
был особо обсужден на съезде ассоциации
германских правоведов, и хотя не вызвал
безусловного одобрения, был рекомендован
к принятию.
В январе
1896 г. бундесрат передал скорректированный
(в части применения международного частного
права) проект в райхстаг. Комиссия райхстага
внесла значительные поправки. По требованиям
национал-либералов был введен более свободный
режим деятельности обществ и союзов.
По требованию социал-демократов изменены
некоторые слишком архаичные нормы брачно-семейного
права. В июле 1896 г. райхстаг принял проект
уложения в третьем чтении, затем после
утверждения бундесратом и императором 18
августа 1896 г. ГГУ стало общегерманским
законом. Предусматривалось, однако, что
введение в действие нового кодекса откладывается
до 1 января 1900 г.Одновременно с ГГУ
вошел в силу и новый Торговый кодекс (1897
г.), новые положения о регистрации земельной
собственности и др.
Гражданское уложение было обширным кодексом
(2385 ст.). Его юридическая система отличалась
от крупнейших сводов частного права рубежа
XVIII-XIX вв. и была сходна построению Саксонского
гражданского уложения. Такое построение
восходило к научной традиции рецепированного
в Германии римского права и получило
название пандектной системы.
В 1-й книге
(«Общая часть») были кодифицированы правоположения
о статусе лиц как физических, так и юридических,
о юридических действиях, волеизъявлении,
осуществлении гражданских прав и самозащите.
Во 2-й книге («Обязательственное право») излагались
порядок ответственности по обязательствам,
правила заключения договоров, а также
конкретные нормы регулирования отдельных
договоров и обязательств. В 3-й книге («Вещное
право») были охарактеризованы вещные
права, порядок приобретения и утраты
собственности и владения, правомочия
пользователей и др. 4-я книга посвящалась брачно-
ГГУ
было принято совместно с т. н. Вводным
законом (в 218 ст.). Это был своего рода мини-кодекс,
где характеризовался порядок применения
общеимперского гражданского права. Вводный
закон большое внимание уделил взаимоотношению
имперского гражданского права с земским
законодательством. Это было тем более
важно, что большинство предписаний земского
права сохранялось нетронутыми. Прямо
предусматривалось, что новое гражданское
право не связывает своими предписаниями
владетельных государей, князей, титулованных
владельцев земель особого статуса. Не
распространялось оно на разного рода
вотчинные права, которые корнями своими
уходили в феодальное право земельной
собственности: право охоты, использования
вод, разного рода регалии, крестьянские
права наследственной аренды. Вводный
закон стремился снять возможную социальную
напряженность из-за неясности новых взаимных
прав земельных собственников и крестьянства,
поэтому также признавались нетронутыми
все узаконения о помещичье-крестьянских
отношениях (ст. 113). Такой нарочитый консерватизм
в значительной степени обесценивал общую
модернизацию германского частного права,
к которому стремилось ГГУ. Соответственно,
с введением уложения в действие теряли
свою силу только совпадающие по содержанию
прежние общеимперские законы; своды земского
права, земельные уложения (там, где они
прямо не противоречили ГГУ) сохранили
силу надолго.
ГГУ отличалось очень высокой юридической
техникой и точным юридическим языком.
В этом смысле оно осталось непревзойденным
образцом кодификации. Конечно, оно не
было столь детализированным, как Прусское
земское уложение, допускало ссылки на
т. н. общие оговорки (чем давался значительный
простор судейскому усмотрению) , а также
на разного рода внеюридические критерии
(«добрые нравы», «общее благо», «обычаи
мест»), но в целом предоставляло хорошие
возможности для однозначного правоприменения.
Важным было и то, что составители отказались
от разного рода определений и описаний
понятий (что присуще институционной системе,
например Французскому кодексу). Это делало
уложение доступным, правда, только правоведам,
но и освобождало закон от возможных перемен
в смысле отдельных правил.
Отражая
правительственный курс «государственного
социализма» и в целом иную традицию регулирования
гражданских прав, ГГУ не было кодексом
безусловной частной свободы. В большей
степени его доктрина была социально-направленной.
Осуждалось и запрещалось чистое злоупотребление
своим правом, «если целью такого... может
быть только причинение вреда другому
лицу» (§ 226). В вещном и обязательственном
праве нередки были конкретные ограничения
прав под прямым или подразумеваемым предлогом
социальной полезности, в особенности
в интересах социально слабых субъектов.