Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- определить содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

6
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

11
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик

11
2.2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения

17
2.3. Содержание и особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов

22
Заключение
26
Библиография

Работа содержит 1 файл

конституционное право.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

К совместному ведению  Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и  правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В сфере экономического и социально-культурного строительства  к совместному ведению относятся  вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

Российская Федерация  и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Введение чрезвычайного  положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Определёнными особенностями  характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе столицы РФ».

Органы государственной  власти города Москвы в связи с  осуществлением функций столицы: предоставляют  в установленном законом порядке  федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

Затраты Москвы, связанные  с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций  из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые городом  услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Содержание  и особенности конституционно-правового  статуса автономной области и  автономных округов

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время находится 1 автономная область и 4 автономных округа, тогда как на момент принятия Конституции РФ существовало 10 автономных округов как субъектов Федерации.

Еврейская автономная область, Ненецкий, Ханты-Мансийский,  Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа сохранили статус субъектов. При этом шесть автономных округов вошли в состав областей и краев, в которых они находились территориально.

Коми-Пермяцкий автономный округ был объединен с Пермской областью, что привело к образованию нового субъекта Федерации – Пермского края [1.3  ст.1]; Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края [1.4  ст.1], Корякский автономный округ объединился с Камчатской областью образовав при этом Камчатский край [1.5  ст.1]; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области [1.6  ст.1]; Агинский Бурятский автономный округ объединившись с Читинской областью образовали Забайкальский край [1.7  ст.1].

 Автономная область и автономные округа расположены на Севере и Востоке страны. Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию.

В отличие от большинства  областей и краев, автономные округа — это национально-территориальные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правда, в Еврейской автономной области еврейского населения почти нет, а все округа — многонациональны, причем коренная национальность (этническая группа) нигде не преобладает. Наибольшая доля коренной национальности в Ненецком автономном округе — 16,5%.

Каждый автономный округ  имеет, как правило, сложный национальный состав. Например, в Ханты-мансийском автономном округе вместе с русскими, украинцами, татарами, башкирами, белорусами, чувашами проживают ханты и манси.

Статус автономной области  и автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором  от 31 марта 1992 года, включающим Договор  о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Автономная область  и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты.

Устав закрепляет права  решения всех вопросов компетенции  автономных округов, иметь символику, издавать нормативные правовые акты.  Автономная область и автономные округа обладают свой административный центр.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; федеральных законов; уставов автономной области и автономных округов.

Автономная область  и автономные округа являются участниками  международных и внешнеэкономических  связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью и автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Взаимоотношения между  автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяется уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, а так же договорами между органами государственной власти округа и области (краю).

Таким образом, находясь в составе края или области, автономный округ не утрачивает обретенных им в соответствии с Конституцией РФ 1993 года государственно-правовых черт.

 Совместные отношения между краем, областью и находящимся в их составе автономным округом характеризуются тем, что они исключительно двусторонними. Это распространяется на решение вопросов, касающихся сотрудничества в различных областях, делегирования полномочий и т.д.

В Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" суд постановил:

1. Вхождение автономного округа в состав края, области и по смыслу части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами Российской Федерации: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов Российской Федерации обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области.

2. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов Российской Федерации и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации.

Равноправие и самостоятельность  автономного округа в отношении  своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими  конституционными гарантиями, тем, что  для изменения его статуса  в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.

3. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти.

Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.

В сфере совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  полномочия органов государственной власти края, области на территории автономного округа осуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договоров между соответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять все меры для достижения согласия.

 

Заключение

В ходе проведенного исследования было проанализировано законодательство, регулирующее конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, при этом были рассмотрены понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов, определены содержание и особенности конституционно-правового статуса каждого вида субъектов.

В настоящее время  республики, автономную область и  автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава  населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве, а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти [1.1. ст. 5].

Наметившаяся тенденция  совершенствования субъектного  состава Российской Федерации надеюсь, приведет к решению вопросов возникающих между субъектами и субъектами и Федеральным центром.

  Разумеется, к решению  такого важного вопроса, как  объединение нескольких субъектов  Федерации в один, следует подходить  взвешенно. Предлагаемые в СМИ  и специальной литературе варианты  объединения крупных территорий (на базе экономических районов, ассоциаций экономического взаимодействия или федеральных округов), таких как Дальний Восток, Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ и другие, в единые субъекты Федерации представляются весьма рискованными. Ведь субъект Российской Федерации - не экономический район и не федеральный округ, у них разное назначение. Кроме того, необходимо сначала укрепить федеративные начала российского государства, заложенные действующей Конституцией и законодательством. Даже в нынешних условиях обеспечение государственного единства остается проблемой. Увеличение масштабов и экономического потенциала субъектов Федерации без сущностного изменения ситуации в области государственного единства и территориальной целостности может вызвать серьезные проблемы в решении указанных вопросов.

Следует учитывать и  внешнеполитические факторы российской государственности, в частности  практически не скрываемые намерения  ряда иностранных государств получить части территории Российской Федерации. Создание крупных и самодостаточных республик-государств, еще более самостоятельных по отношению к федеральной власти, чем нынешние субъекты Федерации, может дать сепаратистским силам внутри России прекрасную возможность выступить в качестве потенциального субъекта международных отношений.

Между тем, Россия является Федеративным государством, поэтому существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее Субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие  обеспечения целостности и единства государства, обоснованного потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Определение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации необходимо для эффективных взаимоотношений субъектов РФ друг с другом и с Федерацией.

Информация о работе Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации