Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- определить содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
Введение
3
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
6
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
11
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик
11
2.2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения
17
2.3. Содержание и особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов
22
Заключение
26
Библиография
В совместное ведение РФ и краев, областей
и городов федерального значения входит
широкий круг вопросов законодательного
регулирования, включающий административное,
административно-
К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В сфере экономического
и социально-культурного
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.
Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе столицы РФ».
Органы государственной
власти города Москвы в связи с
осуществлением функций столицы: предоставляют
в установленном законом
Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.
Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.
2.3. Содержание
и особенности конституционно-
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 1 автономная область и 4 автономных округа, тогда как на момент принятия Конституции РФ существовало 10 автономных округов как субъектов Федерации.
Еврейская автономная область, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа сохранили статус субъектов. При этом шесть автономных округов вошли в состав областей и краев, в которых они находились территориально.
Коми-Пермяцкий автономный округ был объединен с Пермской областью, что привело к образованию нового субъекта Федерации – Пермского края [1.3 ст.1]; Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края [1.4 ст.1], Корякский автономный округ объединился с Камчатской областью образовав при этом Камчатский край [1.5 ст.1]; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области [1.6 ст.1]; Агинский Бурятский автономный округ объединившись с Читинской областью образовали Забайкальский край [1.7 ст.1].
Автономная область и автономные округа расположены на Севере и Востоке страны. Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию.
В отличие от большинства областей и краев, автономные округа — это национально-территориальные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правда, в Еврейской автономной области еврейского населения почти нет, а все округа — многонациональны, причем коренная национальность (этническая группа) нигде не преобладает. Наибольшая доля коренной национальности в Ненецком автономном округе — 16,5%.
Каждый автономный округ имеет, как правило, сложный национальный состав. Например, в Ханты-мансийском автономном округе вместе с русскими, украинцами, татарами, башкирами, белорусами, чувашами проживают ханты и манси.
Статус автономной области и автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты.
Устав закрепляет права решения всех вопросов компетенции автономных округов, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область и автономные округа обладают свой административный центр.
Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; федеральных законов; уставов автономной области и автономных округов.
Автономная область
и автономные округа являются участниками
международных и
Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяется уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, а так же договорами между органами государственной власти округа и области (краю).
Таким образом, находясь в составе края или области, автономный округ не утрачивает обретенных им в соответствии с Конституцией РФ 1993 года государственно-правовых черт.
Совместные отношения между краем, областью и находящимся в их составе автономным округом характеризуются тем, что они исключительно двусторонними. Это распространяется на решение вопросов, касающихся сотрудничества в различных областях, делегирования полномочий и т.д.
В Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" суд постановил:
1. Вхождение автономного округа в состав края, области и по смыслу части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами Российской Федерации: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов Российской Федерации обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области.
2. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов Российской Федерации и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации.
Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.
3. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти.
Вне пределов ведения
Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
В сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти края, области на территории автономного округа осуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договоров между соответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять все меры для достижения согласия.
Заключение
В ходе проведенного исследования было проанализировано законодательство, регулирующее конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, при этом были рассмотрены понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов, определены содержание и особенности конституционно-правового статуса каждого вида субъектов.
В настоящее время
республики, автономную область и
автономные округа по-прежнему отличают
особенности национального
Наметившаяся тенденция совершенствования субъектного состава Российской Федерации надеюсь, приведет к решению вопросов возникающих между субъектами и субъектами и Федеральным центром.
Разумеется, к решению
такого важного вопроса, как
объединение нескольких
Следует учитывать и внешнеполитические факторы российской государственности, в частности практически не скрываемые намерения ряда иностранных государств получить части территории Российской Федерации. Создание крупных и самодостаточных республик-государств, еще более самостоятельных по отношению к федеральной власти, чем нынешние субъекты Федерации, может дать сепаратистским силам внутри России прекрасную возможность выступить в качестве потенциального субъекта международных отношений.
Между тем, Россия является Федеративным государством, поэтому существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее Субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Определение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации необходимо для эффективных взаимоотношений субъектов РФ друг с другом и с Федерацией.