Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- определить содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

6
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

11
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик

11
2.2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения

17
2.3. Содержание и особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов

22
Заключение
26
Библиография

Работа содержит 1 файл

конституционное право.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 13) Субъекты Федерации имеют свою символику — герб и флаг, редко — гимн, имеют столицы (административные центры).

Наряду с общими признаками в правовом положении различных  субъектов РФ есть свои особенности. В целом можно выделить три группы субъектов:

- республики;

- края, области, города федерального значения;

- автономные округа  и автономная область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации.

2.1. Содержание  и особенности конституционно-правового  статуса республик.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.

Эти республики асимметричны по территории, численности населения, социально-экономическому развитию. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. км2., тогда как Республика Северная Осетия – Алания имеет территорию размером 8 тыс. км2. Однако эти различия не оказывают влияние ни на место республики в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.

Определяющим отличительным признаком Республик от других субъектов Федерации, является наличие у них собственной конституционно-правовой системы, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения с Российской Федерацией, с другими субъектами Федерации, а так же с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий. Каждая республика, принимая свою конституцию, закрепляет в ней основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а так же компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления [2.13. с. 298].

Будучи государством, республика, как и любой другой субъект Федерации, не обладает государственным суверенитетом. Между тем, в некоторых конституциях республик, в основном принятых до вступления в силу Конституции РФ 1993 г, говорится о суверенитете республик, о статусе суверенного государства (Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва и др.). Конституция Татарстана 1993 г. не содержит положений о вхождении в состав РФ, а характеризует Татарстан как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией».

Республика в составе  РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Поэтому, в отличие от них, каждый гражданин республики имеет два гражданства: федеральное и республиканское. Правда, как отмечалось, вопросы гражданства регулируются лишь федеральным законодательством, прием в гражданство и выход из гражданства — компетенция Федерации, но республики могут вводить свои документы с указанием гражданства республики. У граждан некоторых республик имеются местные паспорта, где на родном языке (наряду с русским) обозначено гражданство республики. В некоторых республиках РФ вопросы гражданства вели к конфликтным ситуациям в связи с проблемой языка российских паспортов, написанием фамилий в них и т.д. В некоторых республиках отстаивали точку зрения, что паспорта должны быть оформлены на местном языке, фамилии, имена (а если есть — отчества) должны быть написаны так, как это принято у местных этносов.

Республики обладают международной правосубъектностью, могут быть участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, могут заключать соглашения и договоры с иностранными государствами, участвовать в деятельности международных организаций. Такие полномочия принадлежат и другим субъектам РФ, но именно республики толкуют их наиболее широко. Иногда в их конституциях говорится не только о внешнеэкономических, но о консульских и даже дипломатических представителях. На деле, международная правосубъектность республик может осуществляться лишь в определенных рамках, она ограничена. Международная деятельность республик не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Федеративному договору. Она координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Как и другие субъекты Федерации, Республики имеют свои органы государственной власти (парламент, органы исполнительной власти), но в отличие от других субъектов Федерации в большинстве республик есть свои президенты и конституционные суды.

Республика вправе устанавливать свой государственный язык [1.1. ст. 68]. Такого права нет у других субъектов, в том числе создаваемых с учетом этнического признака (автономной области и автономных округов). Поскольку русский язык является государственным языком всей Федерации, то конституции республик обычно говорят о двух государственных языках: русском и языке той нации, которая дала имя республике (Бурятия, Калмыкия, и др.). Вместе с тем, республики гарантируют всем народам, проживающим на их территории, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Один из элементов  конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, а так же и на столицу.

Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн – официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики.

Исходя из того, что  коституционно-правовое положение  республик в первую очередь определяет Конституция Российской Федерации, а лишь потом конституция республики группа депутатов Государственной Думы РФ обратились в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан. Предметом обращения являются положения, содержащиеся в части 2 статьи 1, части 1 статьи 2, части 1 статьи 6, статьях 11 и 52, пунктах "д" и "м" статьи 53, статье 56, пункте "х" части 1 статьи 70, статье 75 и пункте "в" статьи 78 Конституции Республики Адыгея от 10 марта 1995 года, (и т.д. по вышеприведенным республикам), - о суверенитете (государственном суверенитете) республики как субъекта Российской Федерации, о принадлежности республике высшей (т.е. верховной) власти на своей территории, о том, что народ республики является носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти; вытекающие из принципа суверенитета положения о верховенстве, высшей юридической силе конституции республики и ее законов, о праве республики приостанавливать действие правовых актов Российской Федерации на своей территории; о договорном характере статуса республики как субъекта Российской Федерации, о договорном характере вхождения республики в состав Российской Федерации (и, следовательно, пребывания, нахождения в составе Российской Федерации), о статусе республики как субъекта международного права; положения, регулирующие отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на территории республики, порядок владения, пользования и распоряжения ими.

Конституционный Суд  Российской Федерации в Определение  от 27 июня 2000 года № 92-О определил:

 1. Положения Конституции Республики Адыгея, согласно которым суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором (часть 2 статьи 1); вся власть в Республике Адыгея принадлежит ее многонациональному народу; носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике является народ (часть 1 статьи 2); …

2. Положения Конституции  Республики Адыгея, согласно которым  Конституция Республики Адыгея  имеет прямое действие на территории  Республики и обладает высшей  юридической силой, за исключением вопросов, добровольно переданных ею в ведение Российской Федерации, а также вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Адыгея в соответствии с Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 6); Республика Адыгея добровольно входит в состав Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея, Федеративного договора и соглашений (статья 52); законы Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к ее ведению, обладают верховенством на ее территории; Республика Адыгея вправе приостановить на своей территории действие законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации до решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они изданы вне пределов ведения Российской Федерации или ее совместного ведения с Республикой Адыгея и противоречат Конституции Республики Адыгея и Конституции Российской Федерации, нарушают Федеративный договор (статья 56);

3. Положения Конституции Республики Адыгея, согласно которым Республика Адыгея, входя в мировое сообщество, вправе выступать самостоятельным участником международных и экономических связей, соглашений с другими государствами (статья 11), представительствовать в международных организациях (пункт "д" статьи 53), заключать межгосударственные договоры с иностранными государствами (пункт "х" части 1 статьи 70); Президент Республики Адыгея выступает гарантом принятых ею международных обязательств и представляет ее в международных отношениях (статья 75 и пункт "в" статьи 78);

Признать вышеуказанные положения утрачивающими силу и не подлежащими применению. [3.21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание  и особенности конституционно-правового  статуса краев, областей, городов  федерального значения.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время находится 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения. За последние года в данной группе субъектов произошли изменения статуса субъектов. Перестали существовать такие субъекты как Пермская, Камчатская и Читинская области, но при этом образованы Пермский, Камчатский и Забайкальский края.

Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения определяются Конституцией РФ, Федеральным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной  власти, порядок нормотворческой  деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы об основных принципах; о Краснодарском крае в составе РФ; об организации государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении; заключительные положения.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к  местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику в виде герба и флага. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется её законом.

Края и области имеют  свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних. Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

Информация о работе Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации