Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- определить содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
Введение
3
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
6
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
11
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик
11
2.2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения
17
2.3. Содержание и особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов
22
Заключение
26
Библиография
Содержание:
Введение |
3 |
Глава 1. Понятия и виды
конституционно-правового |
6 |
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации |
11 |
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик |
11 |
2.2. Содержание и особенности |
17 |
2.3. Содержание и особенности |
22 |
Заключение |
26 |
Библиография |
28 |
Введение
Российская Федерация, пожалуй, единственное государство, имеющее в своем составе столь разнообразную видовую и численную структуру субъектов Федерации. В настоящее время в состав Российской Федерации входит 83 субъекта, из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.
Конституция Российской Федерации закрепляет полный перечень названий субъектов и определяет порядок принятия и образования в составе Федерации нового субъекта. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.
Первоначально в Конституции РФ было закреплено 89 субъектов. Начиная с 1 декабря 2005 года, с момента образования Пермского края [1.3. ст.1], путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа было положено начало образованию новых субъектов РФ. В последующем были образованы другие субъекты РФ: с 1 января 2007 года образован "новый" Красноярский край, включивший в себя дополнительно территорию Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов [1.4. ст.1]; с 1 июля 2007 года образован Камчатский край путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа [1.5. ст.1]; с 1 января 2008 года Иркутская область присоединила территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа [1.6. ст.1]; с 1 марта 2008 года образован Забайкальский край, объединивший в своем составе территорию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа [1.7. ст.1].
Образование новых субъектов РФ происходит за счет объединения уже существующих по территориальному и национальному принципу, что приводит к укрупнению субъектов, более рациональному использованию природных и людских ресурсов и стабилизации экономики регионов.
Объединение таких субъектов РФ как края и области с автономными округами, входящими в их состав, решит так же вопрос их взаимоотношений между собой и федеральным центром. При слиянии автономного округа с краем или областью, безусловно, этносы, давшие названия округам, имеют возможность создания национально-культурной автономии. В местах их компактного проживания возможно создание национальных районов в рамках местного самоуправления [2.16.].
Актуальность выбранной темы обусловлена:
Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия
и виды конституционно-
- определить содержание
и особенности конституционно-
При написании курсовой работы использовались труды юристов-правоведов:
Так же в работе использовались
Федеральные конституционные
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации - государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.
В части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации закреплен количественный и качественный состав субъектов РФ. Количественный состав субъектов Федерации лабилен, и в случае принятия в Российскую Федерацию либо образование в ее составе нового субъекта, наименование последнего включаются в ч. 1 ст. 65 Конституции. Так, на момент принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в состав Федерации входило 89 субъектов, из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. В настоящее же время в состав Российской Федерации входит 83 субъекта, из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.
Напротив, качественный состав Федерации – неизменен. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Определяя понятие виды субъектов необходимо отметить
что, Республика в составе Российской
Федерации – это демократическое правовое
государство, созданное в рамках Российской
Федерации [2.13. с.297]. Между тем край, область,
город федерального значения – являются
государственно-
Конституционно-правовое положение субъекта РФ характеризуется с одной стороны, общими чертами, присущими всем субъектам как составным частям Федерации, с другой, — различные виды субъектов имеют свои особенности.
1) Все субъекты — неотъемлемые части Российской Федерации. Они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ.
2) Субъекты РФ обладают собственн
3) Статус субъекта
Федерации не может быть
4) На всех субъектов
Федерации распространяется
5) Субъекты Федерации
самостоятельно устанавливают
6) Конституция РФ устанавливает, что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Все субъекты имеют свои представительства при Правительстве РФ, на всех субъектов в равной мере распространяются федеральные гарантии.
7) Субъекты Федерации
самостоятельно создают собстве
8) Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации — уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах — законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.
9) Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует верховенство федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ [1.1. ст 76.].
10) Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения. При нарушении этих прав они могут обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.
11) Субъекты РФ имеют свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут распределяться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта.
12) Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Однако субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Торгово-экономические договоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел РФ.
Субъекты Российской Федерации могут
осуществлять связи с субъектами федераций
иностранных государств и их административно-