Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- определить содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

6
Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

11
2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик

11
2.2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения

17
2.3. Содержание и особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов

22
Заключение
26
Библиография

Работа содержит 1 файл

конституционное право.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

3

Глава 1. Понятия и виды конституционно-правового статуса  субъектов Российской Федерации

 

6

Глава 2. Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

 

11

              2.1. Содержание и особенности конституционно-правового статуса республик

 

11

              2.2. Содержание и особенности конституционно-правового  статуса краев, областей, городов  федерального значения

 

17

              2.3. Содержание и особенности конституционно-правового  статуса автономной области и автономных округов

 

22

Заключение

26

Библиография

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российская Федерация, пожалуй, единственное государство, имеющее в своем составе столь разнообразную видовую и численную структуру субъектов Федерации. В настоящее время в состав Российской Федерации входит 83 субъекта, из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

Конституция Российской Федерации закрепляет полный перечень названий субъектов и определяет порядок принятия и образования в составе Федерации нового субъекта. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

Первоначально в Конституции  РФ было закреплено 89 субъектов. Начиная с 1 декабря 2005 года, с момента образования Пермского края [1.3. ст.1], путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа было положено начало образованию новых субъектов РФ. В последующем были образованы другие субъекты РФ: с 1 января 2007 года образован "новый" Красноярский край, включивший в себя дополнительно территорию Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов [1.4. ст.1]; с 1 июля 2007 года образован Камчатский край путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа [1.5. ст.1]; с 1 января 2008 года Иркутская область присоединила территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа [1.6. ст.1]; с 1 марта 2008 года образован Забайкальский край, объединивший в своем составе территорию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа [1.7. ст.1].

 Образование новых субъектов РФ происходит за счет объединения уже существующих по территориальному и национальному принципу, что приводит к укрупнению субъектов, более рациональному использованию природных и людских ресурсов и стабилизации экономики регионов.

Объединение таких субъектов  РФ как края и области с автономными  округами, входящими в их состав, решит так же вопрос их взаимоотношений  между собой и федеральным  центром. При слиянии автономного округа с краем или областью, безусловно, этносы, давшие названия округам, имеют возможность создания национально-культурной автономии. В местах их компактного проживания возможно создание национальных районов в рамках местного самоуправления  [2.16.].

Актуальность выбранной темы обусловлена:

  1. Асимметрией субъектов Российской Федерации (территориальная, по численности населения, и т.д.);
  2. Необходимостью урегулирования широкой сферы общественных отношений возникающих между субъектами Российской Федерации;
  3. Необходимостью совершенствования субъектного состава России, для наиболее эффективного и грамотного использования природных и людских ресурсов субъектов Федерации.

Целью курсовой работы является анализ законодательства, регулирующего конституционно-правовой статуса субъектов Российской Федерации.

Задачами работы являются:

- рассмотреть понятия  и виды конституционно-правового  статуса субъектов Российской  Федерации;

- определить содержание  и особенности конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации;

При написании курсовой работы использовались труды юристов-правоведов:

    1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник  4-е издание, переработанное и дополненное в котором авторы подробно рассматривают основы конституционно-правового статуса субъектов РФ, и выделяют их особенности.
    2. Ларичев А.А. в диссертации на тему  «Конституционно-правовой статус Республики Карелия: становление и современные особенности» исследует теоретические, историко-правовые и современные особенности конституционно-правового статуса Республики Карелия.
    3. Медведев Н.П. в статье «Субъект Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы формирования исполнительной власти» анализирует ключевые механизмы конституционно-правового регулирования статуса исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
    4. Чертков А.Н. в своей статье: «Возможности совершенствования субъектного состава российской федерации: правовые аспекты» рассматривает вопрос об асимметрии субъектов РФ и дальнейшего совершенствования субъектного состава.

Так же в работе использовались Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, постановления  и определения Конституционного суда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятия  и виды конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации - государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.

В части 1 статьи 65 Конституции  Российской Федерации закреплен  количественный и качественный состав субъектов РФ. Количественный состав субъектов Федерации лабилен, и в случае принятия в Российскую Федерацию либо образование в ее составе  нового субъекта, наименование последнего включаются в ч. 1 ст. 65 Конституции. Так, на момент принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в состав Федерации входило  89 субъектов, из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. В настоящее же время в состав Российской Федерации входит 83 субъекта, из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

Напротив, качественный состав Федерации – неизменен. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Определяя понятие виды субъектов необходимо отметить что, Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации [2.13. с.297]. Между тем край, область, город федерального значения – являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов [2.13. с. 306], а автономная область и автономный округ – национально-государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения [2.13. с. 310].

Конституционно-правовое положение субъекта РФ характеризуется с одной стороны, общими чертами, присущими всем субъектам как составным частям Федерации, с другой, — различные виды субъектов имеют свои особенности.

1) Все субъекты — неотъемлемые части Российской Федерации. Они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ.

2) Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественной и государственной жизни отнесены Конституцией РФ к исключительным предметам ведения Федерации, в принципе верховенства федерального права, в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных Конституции и законов.

3) Статус субъекта  Федерации не может быть изменен  Федерацией в одностороннем порядке,  он не может быть изменен  и самим субъектом. Народ может  выбрать новую форму самоопределения  РФ, но изменение статуса государственного  образования в составе Федерации — ее субъекта требует согласия обеих сторон — Федерации и субъекта.

4) На всех субъектов  Федерации распространяется принцип территориальной целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории РФ. О первом случае - такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия [1.1. ст. 67]. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.). Такие изменения обусловлены, прежде всего, экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов.

5) Субъекты Федерации  самостоятельно устанавливают деление  своей территории, создают административно-территориальные единицы, принимают законы о местном самоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствовать федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местном самоуправлении.

6) Конституция РФ устанавливает,  что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Все субъекты имеют свои представительства при Правительстве РФ, на всех субъектов в равной мере распространяются федеральные гарантии.

7) Субъекты Федерации  самостоятельно создают собственные органы государственной власти — законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства (далеко не все). Собственной судебной системы и прокуратуры у них нет, но все-таки мировые судьи назначаются ими (законодательными органами). Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти.

8) Субъекты обладают  собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации — уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах — законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.

9) Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует верховенство федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ [1.1. ст 76.].

10) Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения. При нарушении этих прав они могут обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.

11) Субъекты РФ имеют  свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут распределяться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта.

12) Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Однако субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Торгово-экономические договоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел РФ.

Субъекты Российской Федерации могут осуществлять связи с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями. С согласия Правительства РФ они могут осуществлять такие связи и с органами иностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел) [1.9.].

Информация о работе Содержание и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации