Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:35, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.
Задачи:
Изучить государственные гарантии реализации права на образование.
Проанализировать обучение на родном языке.
Раскрыть основные принципы доступа к образованию.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование 5
ГЛАВА 2. Обучение на родном языке 9
ГЛАВА 3. Доступ к образованию 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
6) научный характер образования, его постоянное развитие и совершенствование;
7)
светский характер образования
в государственных и
8)
совместное обучение лиц
При
условии наполнения данных принципов
конкретным правовым содержанием они
являются надежной основой, позволяющей
обеспечить соответствующий правовой
статус российских граждан и как
субъектов образовательного права,
и как субъектов
Правовой статус гражданина как субъекта образовательного права прежде всего включает право на поступление в образовательное учреждение (организацию). В случае его успешной реализации носитель права на образование становится обучающимся, то есть правомочным участником образовательных правоотношений и обретает отраслевой образовательно-правовой статус, который в свою очередь является значимым условием реализации гражданином права на образование. То есть право на поступление в образовательное учреждение (организацию) представляет собой важнейшее из образовательных прав граждан, ключевое право, в процессе реализации которого обеспечивается доступ к образованию.
Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 2. ст. 19) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 5) гарантируется равенство всех граждан в получении образования. Соответственно правовая регламентация приема в образовательные учреждения Российской Федерации должна основываться на принципах равенства всех граждан в получении образования и общедоступности образования. Однако реальная практика приема в образовательные учреждения (организации) далеко не всегда основывается на данном подходе. В значительной степени это обусловлено наличием коллизий и пробелов в законодательном регулировании этого института. В частности, существует расхождение по вопросам приема в образовательные учреждения различного уровня между нормами Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». В законодательстве об образовании закреплены только общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, определение порядка приема отнесено к компетенции учредителя образовательного учреждения (ст.16 Закона РФ «Об образовании»).
Согласно
ч.2 ст. 43 Конституции Российской Федерации
дошкольное образование является общедоступным
и бесплатным. Законодательно также
не установлено каких-либо особых условий
приема детей в дошкольные образовательные
учреждения. Хотя в п.1 ст. 16 Закона РФ
«Об образовании», возлагающем на
учредителя обязанность устанавливать
порядок приема в государственные
и муниципальные
Согласно
п. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»
в образовательные учреждения начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего и начального профессионального
образования должны приниматься
«все граждане, которые проживают
на данной территории и имеют право
на получение образования
В
связи с отсутствием
В
соответствии с Рекомендациями по организации
приема в первый класс205 все дети,
достигшие школьного возраста, зачисляются
в первый класс общеобразовательного
учреждения независимо от уровня их подготовки.
При отказе администрации принять
ребенка (по причине отсутствия свободных
мест в образовательном учреждении)
муниципальный орган управления
образованием предоставляет родителям
(законным представителям) информацию
о наличии свободных мест в
общеобразовательных
То есть, правила приема в общеобразовательные учреждения (организации) предусматривают общедоступность и бесплатность общего образования, что соответствует ч. 2. ст. 43 Конституции РФ и п. 4 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Сложившаяся практика приема в общеобразовательные учреждения на условиях конкурсного отбора является серьезным нарушением действующего образовательного законодательства.
Значительные
проблемы в части законодательного
обеспечения и практики реализации
права на образование существуют
также в сфере среднего и высшего
профессионального образования. Так,
Конституция РФ гарантирует общедоступность
и бесплатность среднего профессионального
образования (ч. 2 ст. 43). Однако Закон
РФ «Об образовании» не только не подтверждает
эту конституционную гарантию, но
прямо устанавливает
Доступ
к высшему образованию также
осуществляется по результатам конкурса,
проведение которого позволяет «обеспечить
зачисление граждан, наиболее способных
и подготовленных к освоению образовательной
программы соответствующего уровня»
(п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»).
Такой подход в полной мере соответствует
п. 3 ст. 43 Конституции РФ, в соответствии
с которым «каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить высшее образование
в государственном или
Вместе
с тем Закон РФ «Об образовании»
содержит ограничение этого
Существенное
влияние на возможность реализации
принципа доступности высшего
С
учетом этого законодатель предусмотрел
ряд мер, направленных на выравнивание
образовательных возможностей граждан.
Так, согласно закону правом на внеконкурсный
прием в государственные и
муниципальные образовательные
учреждения среднего профессионального
и высшего профессионального
образования (при условии успешной
сдачи вступительных экзаменов)
обладают дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, инвалиды
I и II групп, которым не противопоказано
обучение в соответствующих
В данном случае применяется так называемый принцип позитивной дискриминации, предполагающий предоставление преимуществ по социальному статусу за счет ущемления прав основной массы граждан. В соответствии с этим принципом преимущества предоставляются строго определенному кругу лиц и на ограниченное время, за которое государство должно изыскать иные возможности выравнивания. Однако в России эти льготы имеют характер бессрочных, к тому же постоянно расширяется круг лиц, чей социальный статус предполагает предоставление такого рода преимуществ.21
Особый
порядок приема в образовательные
учреждения профессионального образования
устанавливается для граждан, окончивших
школу с золотой (серебряной) медалью,
а также для победителей
Абитуриентам,
не прошедшим собеседование, предоставляется
право сдачи вступительных
Перечисленные
меры свидетельствуют о том, что
в целях обеспечения реализации
гарантий, закрепленных в п.п. 6 и 7 ст.
5 Закона РФ «Об образовании», отдельным
категориям граждан (имеющим ограниченные
социальные или физические возможности
либо проявившим выдающиеся способности)
законодательно предоставлены некоторые
преимущества при поступлении в
образовательные учреждения профессионального
образования. Очевидно, что установление
преимуществ для отдельных
Информация о работе Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование