Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.
Задачи:
Изучить государственные гарантии реализации права на образование.
Проанализировать обучение на родном языке.
Раскрыть основные принципы доступа к образованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование 5
ГЛАВА 2. Обучение на родном языке 9
ГЛАВА 3. Доступ к образованию 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует  определение понятия «национальное  меньшинство». В Конституции РФ упоминаются  «национальные меньшинства», «коренные  малочисленные народы», «малочисленные этнические общности». При этом для  законодателя понятие «национальное  меньшинство» не тождественно понятию  «малочисленные этнические общности»  и не приравнивается к понятию  «коренные малочисленные народы».

     Отсутствие  в законодательстве РФ четкого определения  понятия «национального меньшинства» ведет к выработке противоречивого  понятийного аппарата на уровне субъектов  Федерации и использованию специфических  понятий, не встречающихся на федеральном  уровне, в частности: «этнические  меньшинства» (Республики Татарстан, Хакасия), «этнодисперсные меньшинства» (Томская  область), «коренные национальные меньшинства» (Бурятия) и т.д. Это порождает  трудности выполнения Рамочной конвенции  о защите национальных меньшинств,12 вступившей в силу для Российской Федерации 1 декабря 1998 года.

     Языковая  политика, в том числе обеспечение  права российских граждан на получение  образования на родном языке, а также  свободы выбора языка обучения, является предметом совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (п.п. «б», «е» ч. 1 ст. 72) и Законом  Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

     Законы  о языках приняты во всех республиках  в составе Российской Федерации. В них устанавливается, что на территории республик гарантируется  языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и  правового положения и языковой суверенитет личности независимо от происхождения человека, его социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии  и места проживания. Закрепляется право граждан республики на выбор  языка общения, воспитания и обучения. Кроме того, законы о языках некоторых  субъектов РФ предусматривают наличие  института ответственности за нарушение  законодательства о языках, зачастую устанавливая основания такой ответственности  и санкции. В ряде же субъектов  РФ (республик) законы о языках не формулируют  состав подобного правонарушения.

     Соответственно  нормы Закона РФ «Об образовании», закрепляющие право граждан РФ на получение основного общего образования  на родном языке, а также право  на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (п. 2 ст. 6 Закона), должны найти  адекватное отражение и развитие в региональном образовательном  законодательстве. Данный подход позволяет  наполнить конкретным правовым содержанием  такие принципы российской национальной политики, как содействие развитию национальных культур и языков народов  РФ, а также защита прав национальных меньшинств, включая права коренных малочисленных народов РФ. Однако в законах об образовании ряда субъектов Федерации, принятых в 90-е  годы, право граждан на получение  образования на родном языке, так  же как и право на образование  в целом, получило, как уже отмечалось, своеобразную правовую интерпретацию.

     В законах об образовании большинства  субъектов Федерации это право  понималось только как возможность  получения образования на государственных  языках. В Московской и Магаданской областях, а также в большинстве других областей установлено право на получение образования на русском языке. В Республике Тыва, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Республике Татарстан, Республике Кабардино-Балкария и других гражданам предоставлено право на получение образования на государственных языках этих субъектов Российской Федерации. Имеются в виду русский как государственный язык РФ13 и другие языки, признанные государственными в тех или иных субъектах Федерации. Кроме того, в ряде республик право получения образования на родном языке предоставлялось только гражданам этих республик, а гражданам РФ, не являющимся гражданами республик, но проживающими на их территории, а также жителям смежных областей право на получение образования на родном языке республиканскими законами не было предоставлено вовсе. Такого рода нормы, являющиеся, по сути, дискриминационными, имелись в законах об образовании многих республик, в том числе Республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария и других.

     Таким образом, на территории субъектов Федерации  конституционное право граждан  РФ на образование и связанные  с ним образовательные права  были обеспечены и реализовывались  в различной степени, что противоречило  конституционному принципу равенства  прав граждан РФ, подтвержденному  соответствующими государственными гарантиями (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Это также  противоречило одному из главных  принципов образовательной политики, проводимой Российской Федерацией в  соответствии с ее международно-правовыми  обязательствами и Конституцией РФ. Имеется в виду принцип единства культурного и образовательного пространства на всей территории Российской Федерации (ст. 2. Закона РФ «Об образовании»), создающий основу для академической  мобильности обучающихся. Подход, при  котором субъекты Федерации могут  ограничивать право граждан РФ получать образование на своей территории, а также свободу выбора языка  обучения и право получать образование на родном языке, был признан неправомерным и требующим существенной коррекции.

     В процессе приведения регионального  законодательства в соответствие с  федеральным на рубеже веков в  законы субъектов РФ об образовании  были внесены изменения, затрагивающие  прежде всего вопросы получения  образования на родном языке. Во многих республиканских законах появилась  норма о том, что общие вопросы  языковой политики в области образования  в республике регулируются Законом  Российской Федерации «О языках народов  Российской Федерации» и соответствующим  региональным законом. Введены положения, устанавливающие, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории данного субъекта Федерации, имеют  право на получение основного  общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых  системой образования. Это право  обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных  учреждений, классов, групп, а также  условий для их функционирования. Внесение вышеуказанных изменений  способствовало определенному выравниванию ситуации с законодательным обеспечением права на обучение на родном языке  для представителей различных этнических групп, проживающих на территории республик.

     Большинство республик Российской Федерации  стремится обеспечить право граждан  на получение образования на родном языке также и за пределами  своей территории. Так, согласно п. 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «Об  образовании» «Правительство республики в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает  содействие в получении основного  общего (полного) образования на родном языке представителям народов Республики Саха (Якутия), проживающим вне ее территории». Республика Калмыкия также  «оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления  образовательного процесса на языках народов Республики Калмыкия в местах их компактного проживания» (ст. 8 Закона Республики Калмыкия «Об образовании»). Аналогичные положения есть и в других республиканских законах об образовании.

     В настоящее время в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации  в роли языков обучения выступает 31 письменный язык, из них в рамках средней (полной) школы — 12 языков, в  основной — 6, в начальной — 13. Наиболее распространенными (после русского) языками являются татарский (на нем  ведется обучение в 2166 и осуществляется преподавание в 2464 школах), башкирский (911 и 1425 соответственно), чувашский (571 и 460). В целом в системе образования  изучается 76 родных языков народов  России14. Около 20% российских образовательных учреждений обучает на родном (нерусском) языке моноэтничный контингент учащихся. В структуре российской образовательной системы эти школы, традиционно называемые «национальными», выступают как особый и самостоятельный тип учебных заведений.

     В соответствии с Законом РФ «Об  образовании» изучение русского языка  во всех имеющих государственную  аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется государственными образовательными стандартами. При этом устанавливаются государственные  образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент  образовательного учреждения. Федеральные  компоненты государственных образовательных  стандартов определяют обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ, максимальный объем учебной  нагрузки обучающихся, требования к  уровню подготовки выпускников. Национально-региональные компоненты устанавливаются субъектами РФ в лице их органов государственной  власти.

     На  практике в республиках в составе  Российской Федерации часто поднимается  вопрос, как формировать учебные  планы школ таким образом, чтобы  обеспечивалось право на изучение родного  языка и при этом соблюдались  нормативы учебной нагрузки. Мировой  опыт показывает, что наиболее продуктивным является определение уровня владения языком на базе функционального подхода. Реализация такого подхода позволит не только существенно разгрузить учащихся всех возрастных групп, но и сделает изучение языков функционально оправданным, а их знание — социально востребованным. Поэтому, по мнению экспертов, «важно не только провозгласить право, но и законодательно определить его содержание, указать уровень образования, который может получить на родном языке каждый обучающийся».15

     Таким образом, можно констатировать, что  федеральное законодательство в  сфере прав граждан на свободный  выбор языка обучения в целом  соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и  создает надлежащую правовую основу для реализации этого права. В  настоящее время на территории субъектов  Федерации право граждан, в первую очередь представителей нетитульных  этносов, на получение образования  на родном языке обеспечено и реализуется  в различной степени. Это связано  прежде всего с уровнем развития родного языка, финансовыми возможностями  государства, с наличием квалифицированных  педагогических кадров. С точки зрения совершенствования правового регулирования  в этой сфере необходима выработка  понятия «национальное меньшинство» с учетом языковых, культурных и  религиозных особенностей народов, проживающих на территории Российской Федерации, и его закрепление  в законодательных актах.

 

     ГЛАВА 3. Доступ к образованию

     В силу конституционных гарантий равенства  прав граждан РФ (п. 2 ст. 6, п. 2.ст.19 Конституции  РФ) и государственных гарантий прав граждан РФ в области образования (ст. 5 Закона РФ «Об образовании») образовательно-правовой статус всех российских граждан должен основываться на единых принципах, выводимых  на основании Конституции РФ, международных  правовых актов, российского образовательного законодательства и соответствующих  основным принципам государственной  политики РФ в области образования (ст. 2 Закона). Эти основные принципы предполагают:

     1) равенство всех граждан в получении  образования;

     2)  общедоступность образования, адаптивность  системы образования к уровням  и особенностям развития и  подготовки обучающихся и воспитанников;

     3) обязательность получения всеми  детьми и подростками основного  общего образования;

     4) свобода выбора языка обучения;

     5) свобода и плюрализм в образовании,  свобода выбора образовательных  учреждений и форм получения  образования;

     6) бесплатность основных видов  образования;

     7)  материальная поддержка обучающихся  и воспитанников со стороны  государства.

     Помимо  перечисленных основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру  российской системы образования  в целом:

     1)  единство федерального культурного  и образовательного пространства;

     2)  защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства;

     3) демократический государственно-общественный  характер управления образованием;

     4)  широкая автономия образовательных  учреждений, наличие академических  свобод;

     5) гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности;

Информация о работе Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование