Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:35, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.
Задачи:
Изучить государственные гарантии реализации права на образование.
Проанализировать обучение на родном языке.
Раскрыть основные принципы доступа к образованию.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование 5
ГЛАВА 2. Обучение на родном языке 9
ГЛАВА 3. Доступ к образованию 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Вместе
с тем в законодательстве Российской
Федерации до сих пор отсутствует
определение понятия «
Отсутствие
в законодательстве РФ четкого определения
понятия «национального меньшинства»
ведет к выработке
Языковая политика, в том числе обеспечение права российских граждан на получение образования на родном языке, а также свободы выбора языка обучения, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (п.п. «б», «е» ч. 1 ст. 72) и Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Законы
о языках приняты во всех республиках
в составе Российской Федерации.
В них устанавливается, что на
территории республик гарантируется
языковой суверенитет каждого народа
независимо от его численности и
правового положения и языковой
суверенитет личности независимо от
происхождения человека, его социального
и имущественного положения, расовой
и национальной принадлежности, пола,
образования, отношения к религии
и места проживания. Закрепляется
право граждан республики на выбор
языка общения, воспитания и обучения.
Кроме того, законы о языках некоторых
субъектов РФ предусматривают наличие
института ответственности за нарушение
законодательства о языках, зачастую
устанавливая основания такой
Соответственно нормы Закона РФ «Об образовании», закрепляющие право граждан РФ на получение основного общего образования на родном языке, а также право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (п. 2 ст. 6 Закона), должны найти адекватное отражение и развитие в региональном образовательном законодательстве. Данный подход позволяет наполнить конкретным правовым содержанием такие принципы российской национальной политики, как содействие развитию национальных культур и языков народов РФ, а также защита прав национальных меньшинств, включая права коренных малочисленных народов РФ. Однако в законах об образовании ряда субъектов Федерации, принятых в 90-е годы, право граждан на получение образования на родном языке, так же как и право на образование в целом, получило, как уже отмечалось, своеобразную правовую интерпретацию.
В законах об образовании большинства субъектов Федерации это право понималось только как возможность получения образования на государственных языках. В Московской и Магаданской областях, а также в большинстве других областей установлено право на получение образования на русском языке. В Республике Тыва, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Республике Татарстан, Республике Кабардино-Балкария и других гражданам предоставлено право на получение образования на государственных языках этих субъектов Российской Федерации. Имеются в виду русский как государственный язык РФ13 и другие языки, признанные государственными в тех или иных субъектах Федерации. Кроме того, в ряде республик право получения образования на родном языке предоставлялось только гражданам этих республик, а гражданам РФ, не являющимся гражданами республик, но проживающими на их территории, а также жителям смежных областей право на получение образования на родном языке республиканскими законами не было предоставлено вовсе. Такого рода нормы, являющиеся, по сути, дискриминационными, имелись в законах об образовании многих республик, в том числе Республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария и других.
Таким
образом, на территории субъектов Федерации
конституционное право граждан
РФ на образование и связанные
с ним образовательные права
были обеспечены и реализовывались
в различной степени, что противоречило
конституционному принципу равенства
прав граждан РФ, подтвержденному
соответствующими государственными гарантиями
(ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Это также
противоречило одному из главных
принципов образовательной
В
процессе приведения регионального
законодательства в соответствие с
федеральным на рубеже веков в
законы субъектов РФ об образовании
были внесены изменения, затрагивающие
прежде всего вопросы получения
образования на родном языке. Во многих
республиканских законах
Большинство республик Российской Федерации стремится обеспечить право граждан на получение образования на родном языке также и за пределами своей территории. Так, согласно п. 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» «Правительство республики в соответствии с международными договорами и соглашениями оказывает содействие в получении основного общего (полного) образования на родном языке представителям народов Республики Саха (Якутия), проживающим вне ее территории». Республика Калмыкия также «оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Республики Калмыкия в местах их компактного проживания» (ст. 8 Закона Республики Калмыкия «Об образовании»). Аналогичные положения есть и в других республиканских законах об образовании.
В
настоящее время в
В
соответствии с Законом РФ «Об
образовании» изучение русского языка
во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждениях,
за исключением дошкольных, регламентируется
государственными образовательными стандартами.
При этом устанавливаются
На практике в республиках в составе Российской Федерации часто поднимается вопрос, как формировать учебные планы школ таким образом, чтобы обеспечивалось право на изучение родного языка и при этом соблюдались нормативы учебной нагрузки. Мировой опыт показывает, что наиболее продуктивным является определение уровня владения языком на базе функционального подхода. Реализация такого подхода позволит не только существенно разгрузить учащихся всех возрастных групп, но и сделает изучение языков функционально оправданным, а их знание — социально востребованным. Поэтому, по мнению экспертов, «важно не только провозгласить право, но и законодательно определить его содержание, указать уровень образования, который может получить на родном языке каждый обучающийся».15
Таким
образом, можно констатировать, что
федеральное законодательство в
сфере прав граждан на свободный
выбор языка обучения в целом
соответствует взятым Российской Федерацией
международным обязательствам и
создает надлежащую правовую основу
для реализации этого права. В
настоящее время на территории субъектов
Федерации право граждан, в первую
очередь представителей нетитульных
этносов, на получение образования
на родном языке обеспечено и реализуется
в различной степени. Это связано
прежде всего с уровнем развития
родного языка, финансовыми возможностями
государства, с наличием квалифицированных
педагогических кадров. С точки зрения
совершенствования правового
ГЛАВА 3. Доступ к образованию
В силу конституционных гарантий равенства прав граждан РФ (п. 2 ст. 6, п. 2.ст.19 Конституции РФ) и государственных гарантий прав граждан РФ в области образования (ст. 5 Закона РФ «Об образовании») образовательно-правовой статус всех российских граждан должен основываться на единых принципах, выводимых на основании Конституции РФ, международных правовых актов, российского образовательного законодательства и соответствующих основным принципам государственной политики РФ в области образования (ст. 2 Закона). Эти основные принципы предполагают:
1)
равенство всех граждан в
2)
общедоступность образования,
3)
обязательность получения
4) свобода выбора языка обучения;
5)
свобода и плюрализм в
6) бесплатность основных видов образования;
7)
материальная поддержка
Помимо перечисленных основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру российской системы образования в целом:
1)
единство федерального
2)
защита и развитие системой
образования национальных
3)
демократический
4)
широкая автономия
5)
гуманистический характер
Информация о работе Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование