Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ……………………………………………………………….5
1.1 Пожилые люди как социальная общность……………………………………5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема…………………9
1.3 Анализ нормативно-правовой основы в отношении пожилых людей……..14
Глава II АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ……………………………………….21
Социальная политика в отношении пожилых людей в Курганской области.21
Социальная политика в отношении пожилых людей на примере
деятельности геронтологического центра «Спутник» (г. Шадринск)……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ
• получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
• оплате
коммунально-бытовых услуг и торговому
обслуживанию;
• медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
• обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
•трудоустройству,
обучению, переподготовке и условиям труда;
• получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" помогли конкретизировать ряд его статей; усовершенствованы общие положения Закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.
К специальному социальному законодательству относится и Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15 — об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 — об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 — об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 — об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, о законе необходимо говорить как действующем не в полном объеме и мало влияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей.
Социальный аспект содержат Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет "Права граждан пожилого возраста". В ней отмечается,
что "граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".
В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Предметом данного Закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. В Преамбуле Закона четко определено, что "он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам". Таким образом, категория лиц, подпадающих под действие названного Закона, предельно очерчена.
В соответствии со ст. 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величины прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания для прекращения оказания помощи; определен порядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, и их душевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относится к числу получателей государственной социальной помощи.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и федеральные законы от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Названные федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Непосредственное отношение к организации
социального обслуживания имеет и замена
с 1 января 2005 г. ежемесячной денежной выплатой
установленных законодательством для
различных категорий населения натуральных
льгот. Получателями данной выплаты являются
более 15,9 млн. чел. Ежемесячная сумма выплат,
производимых по обязательствами федерального
бюджета, составляет более 9,1 млрд. рублей.
Получатели ежемесячной выплаты приобрели
право на новый вид государственной социальной
помощи – набор социальных услуг [18;19;20;21;24].
Глава II АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Приоритетные направления развития социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2006 году - осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по вопросам социального обслуживания населения:
- содействовать
повышению доступности и
- анализировать
эффективность
- продолжить
работу по созданию
- способствовать
развитию современных форм
- содействовать
развитию форм и моделей
- совершенствовать
систему информационного и
В 2005 году в соответствии с Законом
Курганской области от 03 декабря
2004г. № 846 "О наделении органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями Курганской области
в сфере социальной защиты населения"
отдельные государственные полномочия
по вопросам социальной поддержки и социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов переданы органам местного
самоуправления городских округов и муниципальных
образований.
В настоящее время в 26 муниципальных образованиях
области действуют 28 учреждений, деятельность
которых направлена на выполнение государственных
полномочий по социальному обслуживанию
граждан пожилого возраста и инвалидов,
социальной поддержке граждан, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации. Социальное
обслуживание граждан пожилого возраста
и инвалидов на дому Надомная форма социального
обслуживания наиболее эффективна и предпочитаема
пожилыми людьми.
Социальное обслуживание пожилых
людей и инвалидов на дому в Курганской области
осуществляют 161 отделение социального
обслуживания на дому, из них 44 специализированных
отделений социально -медицинского обслуживания,
что соответствует уровню 2004 года. Этими
отделениями маломобильным пожилым гражданам
обеспечивается возможность нормального
социального функционирования, продлевается
срок их пребывания в привычном окружении.
Около 14 тысяч пожилых людей и инвалидов получили в 2005 году постоянную помощь и поддержку в домашних условиях (2004г. - 13,5 тыс. чел.), из них около 2-х тысяч участники Великой Отечественной войны. В настоящее время из каждых 10000 пенсионеров, проживающих в области, получают услуги в домашних условиях 445 чел. (в 2004 г.- 449 чел.). Более четверти обслуживаемых ветеранов получают социальные услуги на дому бесплатно.
Анализ перечня услуг, предоставляемых отделениями социального обслуживания населения, показал, что наиболее востребованными социальными услугами являются: доставка продуктов питания, содействие в оплате коммунальных услуг, доставка воды, оказание содействия в обеспечении лекарственными средствами, обработка приусадебных участков и уборка в квартире. Оказывается помощь в оформлении документов на адресную социальную помощь, перерасчете пенсий, назначении жилищные субсидии и др.
В своей работе социальные работники взаимодействуют с жилищно-коммунальными службами, отделениями связи, учреждениями здравоохранения. Количество специализированных отделений сохранилось на уровне 2004 года, однако численность обслуженных в этих отделениях возросла с 3046 до 3125 человек.
Доля лиц, обслуживаемых этими отделениями в общей численности обслуженных всеми надомными отделениями, ежегодно растет и в настоящее время превышает 25 % (2004г.-23,0%), т.е. каждый-четвертый из числа обслуженных на дому получает социально - медицинские услуги. Медицинские работники этих отделений измеряют давление подопечным, осуществляют санитарно-гигиенический уход, кормление ослабленных больных, выполняют по назначению врачей медицинские процедуры.
Специализированные отделения социально-медицинского
ухода, по-прежнему, не созданы только
в Каргапольском, Шадринском и Частоозерском
районах. Срочная социальная помощь Наиболее
массовой формой социальной поддержки
населения в нестационарных условиях
являются услуги срочной социальной помощи,
которые продолжают пользоваться активным
спросом. Адресную социальную поддержку
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации, осуществляют 28 отделений срочной
социальной помощи.
Срочная социальная помощь оказана 58,0
тыс. чел. на сумму 6,0 млн. руб., что соответствует
уровню 2004 года. При активном участии муниципальных
учреждений социального обслуживания
населения оказана финансовая помощь
17 тыс. пенсионеров за счет средств Пенсионного
фонда России на общую сумму 17,3 млн. руб.
В 2005 году центрами социального обслуживания
населения была продолжена работа по предоставлению
дополнительных социально-бытовых и иных
услуг населению, так как оказание таких
услуг является одним из видов социальной
поддержки малоимущих граждан. В течение
года различными видами дополнительных
услуг воспользовались 167,6 тыс. человек.
В большинстве центров предоставляются
услуги по пошиву и ремонту одежды, обуви,
прачечные, парикмахерские, ритуальные,
автоуслуги, ксерокопирование, оказывается
помощь в ремонте квартир и надворных
построек, доставке и распиловке дров,
вспашке и обработке огородов, осуществляется
массаж и физиотерапия, ремонт бытовой
техники, работают обменные пункты.
Центрами социального обслуживания населения
предоставляется более 20 видов социально-бытовых
услуг Так, например, в Шатровском центре
социального обслуживания населения проведен
ремонт телеаппаратуры и холодильников
237 человекам. В Мокроусовском центре более
2-м тысячам человек предоставлены услуги
бани. В Макушинском центре работает цех
по выпечке хлеба и организована его продажа
населению по ценам ниже сложившихся в
районе. В столовой Куртамышского центра
организовано питание учащихся близлежащих
школ. В Кетовском и Катайском центрах
предоставляются услуги прачки. В городах
Кургане, Шадринске и ряде районов пенсионерам
и инвалидам предоставляются автотранспортные
услуги. Далматовский и Мишкинский центры
предоставляют полный комплекс ритуальных
услуг. В Шумихинском районе более 300 человек
воспользовались услугами столяра-плотника.
Во всех центрах социального обслуживания населения дополнительные услуги предоставляются по льготным ценам. Внедрение новых социальных технологий Одной из форм социального обслуживания пожилых людей является создание для людей преклонного возраста и инвалидов домов ветеранов (стационарных отделений) малой вместимости. В таких домах создаются благоприятные условия для проживания и самообслуживания, предоставления социально- бытовой и медицинской помощи, а также ведения активного образа жизни. В структуре Альменевского, Белозерского, Катайского, Петуховского, Шатровского центров социального обслуживания населения действуют 6 домов ветеранов (отделений) малой вместимости, в которых проживают 169 человек.
Преимущество таких домов состоит в том, что они доступны пожилым людям и не требуют "разрыва" с привычной средой, сохраняются отношения с родственниками, соседями, бывшими сослуживцами, что в психологическом отношении весьма значимо для них. С каждым годом увеличивается востребованность социальной поддержки пожилых людей, частично сохранивших активность и мобильность, в полустационарной форме обслуживания - отделениях дневного пребывания.
Пожилые люди проводят в этих отделениях целый день или его часть. Для них разрабатываются программы, включающие оказание медицинской помощи, организацию отдыха, посильного труда, которые направлены на развитие стремления к активному образу жизни. В 2005 году в 9 отделениях дневного пребывания обслужено 2139 ветеранов, в том числе 103 чел.- участники ВОВ Численность отдохнувших и поправивших свое здоровье, по сравнению с 2004 годом, возросла в 1,5 раза.
Широкий спектр предоставляемых услуг,
доброжелательность, неформальное отношение
работников отличает работу отделений
дневного пребывания Катайского, Притобольного,
Мокроусовского центров, Первомайского
территориального центра г. Кургана.
В целях решения проблем социального
одиночества, организации культурного
досуга, психологической поддержки ветеранов
социозащитными учреждениями в 2005 году
проводилась работа с наиболее творческими,
активными людьми старшего поколения
по объединению их в различные клубы. Например,
в Притобольном центре работает клуб "Доброта,
Звериноголовском центре - клуб "Добрые
встречи", Юргамышском - клуб "Ретро"
и т.д. В истекшем году функционировало
17 клубов, которые посетило более 1,5 тыс.
чел.
Многие посетители клубов - это люди, утратившие связь с сослуживцами, потерявшие близких и родных. Общение, совместные интересы создают предпосылки для новых знакомств, возрождают интерес к жизни, способствуют оптимистическому настрою.