Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ……………………………………………………………….5
1.1 Пожилые люди как социальная общность……………………………………5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема…………………9
1.3 Анализ нормативно-правовой основы в отношении пожилых людей……..14
Глава II АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ……………………………………….21
Социальная политика в отношении пожилых людей в Курганской области.21
Социальная политика в отношении пожилых людей на примере
деятельности геронтологического центра «Спутник» (г. Шадринск)……...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.2 Качество
жизни пожилых людей как социальная проблема
Социально-демографические характеристики людей пожилого возраста говорят о том, что нужны масштабные меры экономического и социального плана, в том числе и в системе пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Процесс старения населения ведет к серьезным проблемам. Прежде всего — к изменению соотношения количества людей, занятых и незанятых в общественном производстве, а также к повышению иждивенческой нагрузки на трудоспособное население.
Характеризуя положение людей пожилого и старческого возраста в обществе, следует отметить, что оно заметно ухудшилось во второй половине XX в. Социально-экономическая нестабильность в нашем обществе привела к тому, что пожилые люди ищут защиту только в семье. Некоторые социологи классифицируют семью пожилых людей в зависимости от того, какое окружение они имеют вокруг себя и что является основным источником их доходов. Общими проблемами для них, как правило, являются малообеспеченность и неудовлетворенность состоянием здоровья. К каждому из них социальный работник должен найти свой подход, каждому оказать адресную социальную помощь.
Характеризуя положение пожилых в обществе, часто используют понятие «образ жизни» как систему видов жизнедеятельности данной социальной группы, определяемой социально-экономическими условиями их жизни: трудом, бытом, общественной жизнью и культурой. Образ жизни пожилых людей складывается и из других показателей, сопряженных с данными уровня и качества их жизни. Уровень жизни — экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей пожилых людей, обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями (размер пенсий, объем реального потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия и т.д.). Качество жизни — категория социологическая, свидетельствующая об удовлетворении материальных и культурных потребностей пожилых людей (качество питания и одежды, комфортность жилья, структура расселения и т.д.).
В нашей стране действует Всероссийский центр уровня жизни населения (ВЦУЖ) при Министерстве труда и социального развития. Он регулярно делает расчеты стоимостной компоненты жизненного уровня пенсионеров на базе их прожиточного минимума. Такой подход становится общепризнанным. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (вступил в силу 01.01.1998 г.) расчеты прожиточного минимума осуществляются на основе специальных методик, утвержденных правительством.
Особое значение для определения уровня жизни пожилых людей имеет динамика составляющих потребительской корзины пенсионера. Наибольшую долю в ней имеют продукты питания (60%), наименьшую — услуги (11—13%). Однако из-за постоянного роста цен на услуги, опережающего зачастую рост цен на продукты питания, происходит снижение доли продуктов питания в структуре потребительской корзины. Это приводит к существенному изменению потребительского минимума пенсионеров.
Для характеристики уровня жизни пожилых людей важно соотношение величины среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, что говорит о его покупательной способности. Если покупательная способность меньше прожиточного уровня, то жизненный уровень не обеспечивает даже физиологического выживания пенсионеров. Именно поэтому покупательная способность является одной из важнейших категорий в системе показателей жизненного уровне пожилых людей.
Медленный темп роста размера пенсий в условиях скачка цен после августа 1998 г. привел к существенному снижению покупательной способности. Несмотря на многие позитивные изменения в пенсионной политике, в 2000 г. покупательная способность средней пенсии была значительно ниже того уровня, который существовал, например, в 1994 г. Значит, жизненный уровень пожилых людей по-прежнему остается низким. Это обстоятельство должен учитывать в своей деятельности каждый социальный работник.
Выделим
основные направления государственной
социальной политики
в отношении граждан старшего поколения,
направленные на повышение качества жизни.
Устойчивое повышение уровня и качества
жизни, поддержание социально приемлемого
образа жизни граждан старшего поколения
осуществляется с учетом специфики положения,
возрастной и иной дифференциации пожилых
людей, национальных традиций, конфессиональных
и других различий по следующим основным
направлениям:
Монетизация льгот и введение набора социальных
услуг не всеми воспринимаются однозначно,
но реально улучшают экономическую и социальную
ситуацию инвалидов и пожилых людей, положительно
сказываются на их потребительских бюджетах,
способствую сокращению численности бедных
пожилых людей.
1.3 Анализ
нормативно-правовой основы в
отношении пожилых людей
Нормативно-правовая
база, закрепляющая права, статус и
положение пожилых россиян
Нормативная база социальной работы с пожилыми регулируется такими законами, как:
В
соответствии с действующим
Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.
Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти. В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.
Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией РФ 1993 г. (ст.ст.7, 39,41,43,44, 51).
Проанализируем ведущие законы и другие нормативные акты. Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "Об исчислении и увеличении государственных пенсий" и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию — событием исключительной важности, — тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем.
Пенсии по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" 1990 года назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому, договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, "семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан:" Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста либо признанный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию. Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного Получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.
Важное правило закреплено в ст. 6 Закона. Оно заключается в том, что за пенсией гражданин может обратиться в любое время, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Это правило касается всех пенсий, в том числе при неполном общем трудовом стаже. Другими словами, Законом не предусмотрен срок обращения за пенсией, пропуск которого мог бы неблагоприятно отразиться на пенсионных правах граждан. Это правило — именно право, а не обязанность граждан, что особенно важно для пожилых людей: они сами могут решить, когда им стоит прекратить трудовую деятельность.
Оценивая пенсионное законодательство
с точки зрения возможностей для повышения
социальной поддержки пожилых людей, необходимо
отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного
законодательства, работающие пенсионеры,
среди которых в большинстве своем лица
старшего поколения, пенсии в период работы
получают в полном размере.
Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". В соответствии с названным Законом с 1 февраля 1998 года начался переход на принципиально новый порядок определения размеров пенсий с применением индивидуального коэффициента, что позволяет устанавливать размер пенсии; дифференцирование в зависимости от трудового вклада, т.е. от продолжительности трудового стажа и заработной платы. При этом учету стала подлежать лишь фактическая работа, исчисленная в календарном порядке, в период которой уплачивались страховые взносы. Таким образом, у граждан, уходящих на пенсию, появилось право выбора: пенсия, в зависимости от целесообразности, может назначаться как по Закону 1990, так и по Закону 1997 года, с учетом индивидуального коэффициента.
Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, в том числе с учетом индексации и с индивидуальным коэффициентом пенсионера, далеко "отстают" от реалий жизни. Все более важной становится проблема реформирования пенсионной системы путём введения накопительного метода финансирования трудовых пенсий.
В перечне социального законодательства — Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (в ред. федеральных законов от 2 января 20,00 г. и 4 мая 2000 г.). Это — один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых — пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:
• пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством РФ;